Спартанский режим. Как воспитывают своих детей чеченцы

44
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Сергей Узаков/ИТАР-ТАСС

Чеченцы воспитывают своих детей так же, как и их предки 100–200 лет назад, считают в республике. Бездетную семью здесь сравнивают с деревом без веток и плодов. Поэтому рождение ребенка, а особенно мальчика, накладывает на родителей серьезную ответственность, нести которую считается главным делом всей жизни. 

В Чечне очень популярна одна притча: молодая мать пошла к старцу, чтобы спросить у него, с какого времени надо начинать воспитывать ребенка. Старец спросил, сколько лет малышу. Та ответила: один месяц. Старец, не думая, сказал, что она опоздала с воспитанием ровно на месяц. Самое главное, чему учат детей согласно чеченским традициям, — это уважение к старшим. Имя отца — это непререкаемый авторитет, действующий на ребенка магическим образом.

Каждый из детей — это проект, реализация которого полностью зависит от организаторов — отца и матери. В конце концов, человек, воспитывая и тратясь на образование детей, вкладывает в них и силы, и финансы для того, чтобы обеспечить свою старость, оставаясь уважаемым в обществе и при жизни, и после смерти. Пожилые люди часто говорят, что нет ничего приятнее на старости лет, чем слышать от посторонних людей о заслугах их детей и о том, какими они уважаемыми стали.

Несмотря на то что современный мир накладывает отпечаток на традиции, на семейный уклад, на воспитание детей, в Чечне сумели сохранить одну из самых главных традиций — многодетность. Если спросить 30-летнего чеченца, у которого нет постоянной работы и стабильного дохода, почему он заводит так много детей, это все равно что усомниться в том, нужны ли ему его братья и сестры. До сих пор, когда рождается ребенок, в первых поздравлениях родителям все желают, чтобы у родившегося было семеро братьев. И неважно, третий это ребенок или пятый. Семья, в которой семь братьев, — это очень серьезный, достойный уважения в чеченском обществе аргумент.

Фото: Сергей Узаков/ИТАР-ТАСС

— Главный воспитатель детей в чеченской семье — это мать. Если в идеальной чеченской семье мальчик учится на примере отца, увлеченный его авторитетом, то мама — это практически первый учитель. Женщина может обратиться к мужу за помощью только в крайних случаях, когда ребенок отбивается от рук. «Я все отцу расскажу, когда он вернется» — такие заявления действуют на детей как шоковая терапия. Даже если отец никогда и не поднимал руку на детей. 

Семья Рамзана Кадырова — показательный пример, здесь на практике можно увидеть все особенности традиций местного воспитания. 

Я никогда не садился в присутствии отца, никогда не разговаривал. Когда меня спрашивали, отвечал. Старался не заходить в ту комнату, где родители были вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил. Точно так и у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми. Нас так воспитали. И эти традиции у нас будут продолжаться.

На самом деле, согласно традиционным адатам, чеченцы никогда на людях не будут хвалить своих детей. Практически любой чеченский отец промолчит, если сын будет рассказывать ему об успехах. Общались отец с сыном через мать, соблюдая дистанцию. Но стержнем воспитания сына был отец, которому надлежит подражать и стремиться к его идеалу. 

Отец для меня всегда был самым главным после Всевышнего. Я делал все, чтобы угодить отцу, чтобы он сказал, Рамзан — хороший мальчик. Он меня учил делать добро, учиться, трудиться всегда во благо народа. Это я делал. У нас особенные отношения были. Он мне много чего прощал. Но я, например, никогда не показал ему, что я больше, чем он спал. Я всегда раньше вставал, позже ложился спать, чтобы он не увидел, что я сплю. У нас еще такое правило есть — не показываться отцу месяц, пока он сам тебя не увидит случайно.

С мамой у нас отдельные отношения были. Все, что я хотел отцу сказать, я через мать передавал. Она как переводчик.

Фото: Сергей Узаков/ИТАР-ТАСС

Наказание матери считалось не таким зазорным, тем более оно осуществлялось обычно только в течение первых лет жизни. Вместе с тем слово бабушки всегда обладало большим авторитетом для мальчика, особенно подростка. 

Бабушки играют колоссальную роль в воспитании детей в Чечне. Именно моя бабушка меня воспитала и моих детей воспитывает, потому что знает гораздо больше, чем любой другой. Самые мудрые у нас бабушки и дедушки. И дед мой — очень уважаемый человек. Для меня большое счастье, что мой дедушка и бабушка воспитывают моих детей.

— Особое значение в воспитании чеченских детей играют дедушки и бабушки. У писателя Мусы Бексултанова есть рассказ, где старик берет с собой на охоту внука. Это для мальчика было долгожданным походом. Дед разрешил ему взять винтовку и выстрелить в животное. В последний момент, когда дичь была на мушке, мальчик не выстрелил, и вспугнутая косуля убежала. Мальчику стало стыдно за свою слабость, и он заплакал. Дед, наоборот, похвалил его за человечность. «Молодец, из тебя вырастет хороший человек!» — сказал старик.

При всей своей брутальности чеченцы всегда ценили человечность и милосердие, приучали к нему детей. На мальчика из рассказа такая реакция деда на, казалось бы, слабость, которую он проявил, на самом деле в будущем подействует очень сильно. Он поймет, что сильный человек не обидит слабого. Для детей в таком возрасте это большой перелом.

Фото: Reuters

К чеченским традициям воспитания мальчиков проявляли интерес еще дореволюционные историки. На их вопрос, почему родители не бьют своих детей, отцы и матери отвечали: «Хотим, чтобы они выросли людьми». А знаменитый русский кавказовед Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бьют своих сыновей, поскольку боятся, что те вырастут трусами. Сына не бьют и не бранят, чтобы он не знал чувства страха.

Чеченские историки ссылаются на психологов, которые утверждают, что человек, прошедший через страх, может стать большим угнетателем. В худшем случае, считали чеченцы, у такого человека могли забрать душу. Говорят, что если чеченец страшится чего-то, то должен бояться только позора или потерять лицо. Как гласит вайнахская пословица, лошадь, которую били кнутом, не станет настоящим конем.

Фото: ИТАР-ТАСС

Воспитание детей начиналось с довольно раннего возраста. Это не значит, что их заставляли выполнять какую-то трудоемкую работу. Наоборот, до определенного возраста детям запрещалось поднимать тяжести. Чеченцы никогда не бьют своих сыновей. В наши дни этот принцип не особенно трепетно соблюдается. Порой родители бывают вынуждены пороть ремнем своих нерадивых отпрысков, как бы устраняя собственные недочеты, допущенные в процессе воспитания. Иногда подобная порка идет на пользу. Политика кнута и пряника как контрастный подход тоже себя оправдывает — в зависимости от степени понятливости подростка. В целом же воспитание подразумевает прежде всего назидание и порицание, чем телесное наказание.

У чеченцев и ингушей никогда не отказывались от детей. Потерявшегося ребенка могли взять под свою опеку совершенно чужие люди. Доказательство тому случай, произошедший несколько лет назад в Ингушетии. В селении Ачалуки родственники нашли пропавшего 16 лет назад чеченского мальчика. Каким-то образом из чеченского города Аргуна он попал на границу с Ингушетией. Обнаружив ребенка, местный житель, работавший в то время в ингушской милиции, забрал его к себе. С того времени Мурад Солтанмурадов живет на две семьи.

СПРАВКА SMARTNEWS

В Чечне издавна существует традиция, когда брат может отдать своего ребенка своему брату и снохе, не имеющим детей. Обычно дети узнают правду, только став подростками, а до тех пор считают своими отцом и матерью приемных родителей. Такие дети никогда не будут обделены вниманием как приемных, так и истинных родителей. Ислам, который сейчас исповедуют чеченцы, так же как и традиционное право чеченцев — адат, строго регулирует правила усыновления детей. При этом, как утверждают представители духовенства, согласно канонам ислама, усыновление бывает двух видов: разрешенное и запрещенное. Разрешенным является тот вид усыновления, когда ребенка берут в семью с целью дать ему правильное воспитание, проявлять к нему доброту и чуткость и полностью заменить родителей.

Запрещенное — это когда ребенка усыновляют с тем, чтобы он считался ребенком приемных родителей и к нему применялись те же нормы, что и к другим детям, имеющимся в новой семье. Приемному ребенку нельзя давать новую фамилию, и он не обязан считать чужих людей своими родителями. Если истинные родители усыновленного ребенка живы, то он должен о них знать. 

Видео

Обычаи чеченцев: семья

Видео: CAUCASIANPOLITICS

Прислала
Марина Карпова

«Каждый из детей — это проект, реализация которого полностью зависит от организаторов — отца и матери»- соглашусь с этим высказыванием. Ведь именно от родителей зависит будущее его ребенка. И тут надо приложить немало усилий, дабы ребенок смог найти себя, своё призвание, воспитание, образование- всё это играет большую роль.

Прислал
Эдельвейсова Екатери

Я из русской семьи, но многое было и в моем воспитании: непререкаемый авторитет старших, отсутствие похвалы отца, отсутствие телесных наказаний, авторитет отца в семье. Я считаю такое воспитание правильным.

Автор

Руслан Исаев

Над статьей работали

Ксения Гагай, Марина Карпова, Эдельвейсова Екатери

25 000 просмотров

8 июня 2014
25 000 просмотров 10 000 просмотров
Добавить комментарий

30 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Наташа Смирнова 7 июня 2014, 12:38

Семейные обычаи хорошие. Но мне кажется, что сейчас они мало сохраняются. Единственное, с чем согласна, так это с тем, что нельзя детей хвалить на людях и то, что с младенчества прививают уважение к старшим.

Yury Badanin 9 июня 2014, 06:11, Изменено: 9 июня 2014, 06:15

Воспитание детей.... Хотите верьте, хотете - нет, но я раз, будучи восьмилетним мальчишкой, оказался cреди стайки мальчишек, чеченцев и ингушей, моих соседей. Это было в Алма-Ате году так в 1960 м. Они родились там от своих сосланных в Кахахстан родителей. Получилось так, что я там случайно оказался среди них , когда старец наставлял их на ломаном русском языке : " Русскый свыня - довэрчивый свиня, его рэзат надо ! "...... Вдруг, "почему-то" мальчишки замолчали и уставились на меня... Только потом старик узнал, что среди них был русский мальчишка... Вот такой казус "воспитания"

Отмечено
редакцией

Марина Карпова 7 июня 2014, 14:48, Изменено: 9 июня 2014, 07:47

"Каждый из детей — это проект, реализация которого полностью зависит от организаторов — отца и матери"- соглашусь с этим высказыванием. Ведь именно от родителей зависит будущее его ребенка. И тут надо приложить немало усилий, дабы ребенок смог найти себя, своё призвание, воспитание, образование- всё это играет большую роль.

Анастасия Мичурина 7 июня 2014, 15:22

То, что они детей не бьют- это правильно. Ведь ребенок и правда может вырасти зашуганным или бояться, что за какое-нибудь проказничество его побьют. Но в то же время полное отсутствие страха не всегда хорошо заканчивается. Так можно воспитать жестокого человека, который знает, что ему будет всё сходить с рук.

Отмечено
редакцией

Эдельвейсова Екатери 8 июня 2014, 22:21, Изменено: 9 июня 2014, 07:47

Я из русской семьи, но многое было и в моем воспитании: непререкаемый авторитет старших, отсутствие похвалы отца, отсутствие телесных наказаний, авторитет отца в семье. Я считаю такое воспитание правильным.

Татьяна Русская 10 июня 2014, 12:05, Изменено: 17 июня 2014, 22:10

Я тоже из русской семьи. Меня хвалили- при всех!!! И я не стала какой-то "Звездой" А вот ругали - один на один! И то это не ругань была-а разговор п- взрослому и объяснения что хорошо, а что плохо.
Считаю, восстание в русских семьях- достойно подражания... и этот позитивный опыт наших предков можно использовать и сейчас.

Алексей Шабалин 8 июня 2014, 23:57

7 детей - хана планете

Михаил Говоров 9 июня 2014, 00:21, Изменено: 9 июня 2014, 00:25

Хана капиталистам и русофобам, Леша

Татьяна Русская 10 июня 2014, 12:06, Изменено: 17 июня 2014, 22:10

Нужно учесть, что чеченцы-отличные воины))) И если они сохраняли бы традиции своих предков, то русские не были бы врагам!( не учитываем вражду)

Михаил Говоров 9 июня 2014, 00:34

То что детей не бьют - очень правильно. Чеченцы (родители) наказывают детей меняя к ним свое отношение. Меня, к сожалению, воспитывали иначе, и я сам бывало срывался на сына. Очень жалею об этом. Но хочу сказать что не всех чеченцев воспитывают достойно. Я видел горе-семью чеченскую жившую в нашем доме, к сожалению сын часто позорил отца, попадаясь на мелком воровстве и обмане. Общался с отцом, ему было стыдно за дела сына. Тогда только этот стыд отца окончательно не дал мне думать о всех чеченцах одинаково... А так, да, с воспитанием по чеченски согласен полностью! Мне как русскому стыдно, что я не думал и не воспитывал своего сына также, хотя может я еще что-то успею сделать в этом процессе правильное. Сыну 6 лет..

Всё это враньё! Мусульманин - он и есть мусульманин. Отрезать голову пленному - это долг его, унизить человека - это у них главное.Уважение к старшим, так там не уважение ,а боязнь наказания за ослушание.Короче- мусульмане.

Алексей Шабалин 11 июня 2014, 00:23, Изменено: 11 июня 2014, 00:25

"Мы любим и гордимся нашей страной. Мы обязаны защищать Россию и несем персональную ответственность за каждого жителя РФ. Мы пришли в политику в качестве воинов, а воины – самые добрые, они отдают жизнь в защиту государства."- Сказал как-то Рамзан Ахматович, примите это во внимание. Многие из вас, православные, нынче считает себя войном?

Алексей Шабалин 11 июня 2014, 00:25, Изменено: 11 июня 2014, 00:30

>>считают себя войнами

Борис Иванович Бежко 11 июня 2014, 04:35, Изменено: 11 июня 2014, 04:40

Всё враньё про воспитание чеченцев. Всё на страхе.Не даром в тюрьмах всех не русских ( мусульман) называют зверями,зверьками.Это не люди.

Алексей Шабалин 11 июня 2014, 11:51, Изменено: 11 июня 2014, 11:55

И что с ними делать?

Борис Иванович Бежко 11 июня 2014, 14:35, Изменено: 11 июня 2014, 14:40

Я не знаю!!!!!!!!

Алексей Шабалин 11 июня 2014, 11:59, Изменено: 11 июня 2014, 12:00

Как Вы предлагаете разрешать ситуацию?

aishat 12 июня 2014, 15:35, Изменено: 12 июня 2014, 15:40

Уровень Вашего интеллекта оставляет желать лучшего...Может быть Вы фильмов каких пересмотрели..???..Как много людей историков, профессоров, которые веками собирают информацию о религии Ислам.. И почему то нет таких писаний о жестокости мусульман!!!! Просто люди разные бывают, в любой религии!!!

Борис Иванович Бежко 12 июня 2014, 19:30, Изменено: 12 июня 2014, 19:35

Да и Вы интеллектом не блещете.Одни головы отрезают,а другие смотрят и орут Аллах Акбар..Это у мусульман в крови.

Виктор Хуртин 9 июня 2014, 10:47

Воспитание уважения к старшим это очень хорошо, но автор не раскрывает вопроса воспитания отношения людям других национальностей, хотелось узнать как воспитывают детей в этом плане в чеченских семьях. Настораживает, что в Чечне проживает очень мало людей других национальностей. А то. что чеченцы сплаченная нация хорошо известно, про кровную месть тоже, остается узнать как они относятся у другим национальностям.

канов виктор 9 июня 2014, 11:53

РАНЬШЕ НА РУСИ ТОЧНО ТАК ЖЕ БЫЛО СЕМ Я ЭТО СЕМЬ ДЕТЕЙ У ОТЦА С 17 ГОДА ЖЕНЩИНАМ РАЗРЕШИЛИ НЕПОТРЕБСТВО И СЕМЬЯ ПЕРЕСТАЛА СУЩЕСТВОВАТЬ В РОССИИ А С 91 ГОДА ЖЕНЩИНА ВООБЩЕ СТАЛА ТОВАРОМ ПОКУПАЕТСЯ ВСЕ В ТОМ ЧИСЛЕ И ДЕТИ ПРИМЕР ПУГАЧЕВОЙ

Андрей В 9 июня 2014, 15:54

Идеал воспитания ребёнка - это воспитание верующего благочестивого Православного Христианина! В Библии в Притчах Соломона написано: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его."

Webdesign Binder 9 июня 2014, 17:48, Изменено: 10 июня 2014, 12:03

Красиво звучит! У меня знакомые чеченцы. Муж избивает жену по голове кулаками при трех детях! Еще требует, чтоб дети мать называли ************. Классное воспитание!

Татьяна Русская 10 июня 2014, 11:51

Для нас, русских, в основном чеченцы олицетворяются со злобой, жестокостью и опасностью... Увы, именно так они ведут себя с другими людьми не их национальности... Редко, встретишь доброго чеченца. А жаль! Но это им нужно задуматься над этим. Ведь есть и среди них хорошие люди, которые уважают людей других национальностей!!! Статья интересна! Напишите и про другие нации!!! Там есть не мене замечательные традиции!!! Хорошо, что у чеченцев есть и хорошие стороны воспитания и отношения к детям и женщинам. Ведь именно так оценивается человек(мужчина и женщина), как относится к старикам, женщинам, детям -одним словом к слабым...
Традиционное(НОРМАЛЬНОЕ) воспитание русских детей очень и очень ВЕЛИКОЛЕПНОЕ и здесь только пример брать и другим нациям: это и уважение к старостине только родных и той же нации), здесь и почитание родителей, здесь и помощь ближнем( без национальной принадлежности)у, здесь и невозможность оставить ребенка и многие добродетели!!! А про кнут -это уже если и есть, то это бессилия и это есть у всех национальностей.Увы!!!! Агрессия, злость и не уважение - ЭТО слабость тех, кто эти чувства проявляет!!! И эти плохие чувства не имеют нации!!! Я русская, и меня хорошо воспитали, мне все равно кто передомной-чеченец, татарин, американец, русский!!!! Я уважаю ЧЕЛОВЕКА!!!! Или не уважаю- человека!

Татьяна Русская 10 июня 2014, 12:09

Подскажите а что же хорошего, когда отец и сын не могут общаться??? ведь это же замечательно, когда все семья может вести интересную беседу??? Вот этого не могу понять, Я наверное блондинка))))

Борис Иванович Бежко 11 июня 2014, 14:38

Мне кажется государство должно быть из одной национальности.Ни каких нац. меншинств. Возможно ли это????

aishat 12 июня 2014, 15:40, Изменено: 12 июня 2014, 15:45

Слушайте, а Вы случайно не фашист???!!! А то Гитлер тоже хотел 1 нацию.....

Борис Иванович Бежко 12 июня 2014, 19:31, Изменено: 12 июня 2014, 19:35

Нет. я не фашист.А вы , случайно, не мусульманка?

Мубариз Шихметов 14 июня 2014, 20:16

Мне очень даже стало интересно, вы в каком качестве вообще включаете комп? В качестве провокатора или же в роли мизантропа? И еще... знаете ли вы все о своих корнях, откуда ваши предки и на какой крови замешана вообще ваша национальность ? Почему вы так плохо думаете о всех кавказцах , и почему же вы вносите вопрос о религии в такое оскорбительное русло. ? Пишу это не из того что я сильно религиозный человек, а из за того что вы оскорбляете людей верующих, которых на земле миллиард. Вы наверно столкнулись когда то с чем то плохим со стороны чеченцев вот и держите в душе негатив ко всем . Поверьте , я очень много видел и хорошего, и плохого , но для меня человек ценен по поступкам, а не по принадлежности к какой нации. И в то же время если бы вы оказались рядом со мной , постарался бы убедить вас поменять вас свое отношение к людям другой нации и веры. Но имейте ввиду , если бы и тогда вы не поменяли свое отношение и продолжили бы оскорблять , поступил бы иначе. Вообще вы знаете с такими как вы я бы даже не стал бы говорит , чего же с вами время тратить, себе дороже. Если вы расист , посоветую вам изучать свое происхождение и происхождение всех славянских народов и рас. И не по интернету , а по серьезным книгам. Кстати я не чеченец.

Мубариз Шихметов 14 июня 2014, 20:23

Кстати , было бы неплохо некоторым здесь , принадлежащим к титульной нации в России людям поинтересоваться , как русские воспитывали своих детей. А то понахватались всякого мусора и забыли все свое.

Добавить комментарий

Новое на сайте