Скандинавский опыт. Датчане научат петербуржцев благоустройству города

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: facebook/SAGA о городе

Стремясь сделать городское пространство Петербурга уютным и интересным, активисты и эксперты обратились за помощью к зарубежным специалистам. Правильно обустроить Северную столицу, сделать ее комфортной для жителей и туристов научит звезда мировой величины — датский архитектор и консультант по городскому дизайну Ян Гейл. Самые интересные его идеи возьмут за основу общественные организации, которые в последнее время активно участвуют в благоустройстве Петербурга.

Участвовать в обустройстве обычных дворов, улиц, скверов стало не только полезно, но и модно. Петербуржцы объединяются в движения, группы, союзы и совместно обсуждают, где лучше поставить скамейку, сколько километров велодорожек не хватает и как заброшенный парк превратить в центр досуга. Городские власти постепенно прислушиваются к мнению горожан. Например, движение «Красивый Петербург» только за один год провело несколько исследований, предложило создать пешеходные зоны, закрыть Невский проспект на выходные и выяснило, где действительно необходимы велодорожки. Организация SAGA также занялась работой по созданию современных, комфортных общественных пространств. Однако ее участники решили не изобретать велосипед. Они обратились к опыту соседних стран и готовы позаимствовать, например, идеи легендарного датского урбаниста Яна Гейла.

Когда мы бываем в других городах, мы пытаемся понять, что нам там больше всего нравится. И если это превратить в проект, что нужно сделать, чтобы у нас было также. Так, в городах Северных стран используется принцип совмещения вещей, которые на первый взгляд кажутся несовместимыми. Например, создается у нас детская площадка, строится она исключительно для детей. Но мы забываем, что они туда приходят не одни. И что делать взрослым, пока дети играют? В лучшем случае посидеть на скамейке. В Европе эти зоны конструируются таким образом, что взрослым есть чем там заняться либо площадка может быть рядом с кафе.

Справка SmartNews

Ян Гейл участвовал во многих проектах городского дизайна по всему миру. В 2004 году по заказу муниципального органа «Транспорт для Лондона» он провел исследования по качеству общественной сферы в городе. В 2007 году Гейла нанял Департамент транспорта Нью-Йорка для изменения улиц мегаполиса. Датчанин также проводил исследования «Общественная жизнь» для ряда городов Австралии и Новой Зеландии.

Видео

Центр Петербурга может стать пешеходным. Сюжет канала «100ТВ».

Обнаружив в самом европейском российском городе такие несоответствия, эксперты и решили обратиться за помощью к специалистам из Gehl Architects. Это архитектурное бюро в свое время занималось трансформацией городской среды не только Копенгагена, но и такого крупного мегаполиса, как Нью-Йорк.

Мы взяли Gehl Architects в партнеры, так как мы разделяем их идеологию, подход и понимание, что такое общественное пространство.

По мнению датских экспертов, в первую очередь при создании в городе мест, где захочется задержаться, нужно руководствоваться несколькими категориями: человек движется со скоростью 5 км/ч, он видит дома, скверы и улицы под углом 70º, и 70% того, что его окружает, он воспринимает через зрение. Однотипные магистрали, монолитные здания могут свидетельствовать о техническом прогрессе, но не делают прогулку приятной.

Еще один важный фактор, разрушающий комфортную среду, — это переизбыток машин. Сегодня для Петербурга это одна из главных проблем. Если следовать советам датских специалистов, то изменить ситуацию можно всего за несколько лет. Копенгагену на это потребовалось четыре года, а Нью-Йорку — три.

Копенгаген пережил переход от города, оказавшегося в плену автомобилей, к городу, сконцентрированному вокруг людей. В 1962 году часть основной улицы сделали пешеходной. Для владельцев магазинов это была настоящая драма, они выступали против, так как думали, что таким образом это негативно скажется на их бизнесе. Но после такой трансформации их дела только улучшились, а владельцы магазинов на других улицах стали приходить и просить, чтобы их магистраль также сделали пешеходной.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: facebook/SAGA о городе

Кроме пешеходных улиц, в городе должно появляться больше общественных пространств, где бы могли проходить различные мероприятия, фестивали, интересные действия. В Копенгагене таким образом из года в год исчезали парковки, которые превращались в площади. В Нью-Йорке от автомобильного потока избавили Таймс Сквер, и теперь там даже проводят массовые занятия йогой.

С появлением таких общественных пространств в Копенгагене в четыре раза больше людей стали проводить время на улице. Каждые десять лет проводятся исследования общественной жизни, и политики относятся к этому спокойно, так как знают, что приносят пользу людям.

Дания считается раем для велосипедистов. Треть населения использует этот вид транспорта не для отдыха и развлечений, а как постоянное средство передвижения, и 70% из них продолжают им пользоваться даже зимой.

О строительстве велодорожек и велопарковок в Петербурге говорят уже не один год. Несколько раз разрабатывались концепции, но ни одна так и не была принята. Периодически городские власти заявляют о том, что обустроить Северную столицу таким образом крайне сложно. В свою очередь, датчане придерживаются мнения, что нет ничего невозможного.

не вспомню ни одной велодорожки в Петербурге. Хотя слышал сказания о них.

Видео

Дмитрий Медведев о велотранспорте в Копенгагене и в России. Сюжет «Вестей».

Главное, необходимо соблюдать следующий принцип — пешеходная зона, затем идет велодорожка, парковочная часть и уже проезжая часть. Припаркованные автомобили должны защищать велосипедистов, а не наоборот. Всё это приводит к снижению числа ДТП, а также повышает время передвижения по городу. Сейчас у нас уже заговорили о такой проблеме, как слишком большое количество велосипедов, поэтому в Копенгагене теперь дорожки уже двух метров не строят.

если совсем честно — мне плевать на велодорожки, я спокойно езжу в потоке.

Все эти рекомендации должны лечь в основу новых предложений общественных движений, объединяющих горожан, занимающихся обустройством города. Новые инициативы поступят в администрацию города уже этой осенью.

Прислал
Александр Наумов

Думаю что опыт Копенгагена будет Питеру особенно полезен, как ни крути, города Балтийского региона более-менее похожи. Да и в элементах застройки особенно более старой части города Питер с Копенгагеном могут быть похожи. Поэтому здорово, что позвали именно датчан.

Прислал
Иван Мотыкин

На самом деле полностью подогнать город под евростандарты будет очень и очень сложно.

Автор

Ольга Першина

Над статьей работали

Иван Мотыкин, Александр Наумов, Наталья Гребнева, Анастасия Савельева

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Максим Аверин 20 августа 2013, 19:08

изначально город строили с участием мастеров в том числе из Скандинавских стран. Поэтому все закономерно.

Отмечено
редакцией

Александр Наумов 20 августа 2013, 19:13, Изменено: 20 августа 2013, 21:53

Думаю что опыт Копенгагена будет Питеру особенно полезен, как ни крути, города Балтийского региона более-менее похожи. Да и в элементах застройки особенно более старой части города Питер с Копенгагеном могут быть похожи. Поэтому здорово, что позвали именно датчан.

Отмечено
редакцией

Иван Мотыкин 20 августа 2013, 19:22, Изменено: 20 августа 2013, 21:54

На самом деле полностью подогнать город под евростандарты будет очень и очень сложно .

Евгения Иванова 20 августа 2013, 23:33

Мое личное мнение - архитектурный стиль российских городов под силу прочувствовать только русскому специалисту. Это, что называется, вложить душу в творчество, в замысел, в проект, в здание. Иностранные специалисты заслуживают похвалы в том плане, что готовы предложить креативные современные разработки, но, простите, есть особенности менталитета, которые иностранцу не понять. И непонятно зачем привлекать зарубежных специалистов, когда в России достаточно своих?

Виктор Загвоздин 22 августа 2013, 07:33

Правильно. Научите нас жить красиво. Был в Питере и не самого лучшего мнения о городе. Мои ожидания меня обманули. может потому что я был зимой. Красивая архитектура, но все так убого и серо. Надо летом поехать, может еще не все так страшно. Движение тоже непонятное....А так хочется посмотреть красивый город...

Добавить комментарий

Новое на сайте