Оставили на память. Легендарную подлодку К-21 спасли от разрушения

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Олег Алексеев/SmartNews

Легендарную подлодку К-21, прославившуюся во времена Великой Отечественной, отреставрировали и открыли для посещения. Мастера ставропольской подрядной организации вдохнули вторую жизнь в легенду. Теперь уникальный музей, который во время прилива полностью погружается под воду, снова сможет принять туристов со всей России. 

Легендарная подлодка К-21, превращенная в музей, готова принимать новых туристов. Специалисты из Ставрополя провели полную реконструкцию теперь уже экскурсионного объекта. В годы Второй мировой войны К-21 уничтожила 17 фашистских кораблей, торпедировала грозный линкор «Тирпиц». После «выхода на пенсию» в 1981 году подлодку решено было превратить в музей боевой славы. Специалисты города Полярного переделали под экспозицию три из семи кормовых отсеков. Необычный музей в 1983 году открыли в Североморске, предварительно поместив на постамент, который во время прилива оказывался погруженным под воду. В результате жители и гости Мурманской области обрели уникальный музей, в котором детально можно узнать о развитии подводного флота России — от первых подводных лодок до современных атомных субмарин и ракетоносцев.

Специалистов для ремонта, который начался в июле 2013 года и длился до марта этого года, искали по всей стране. В результате около 50 сотрудников ставропольской компании «ПМК Русская» отправились в Североморск, чтобы в две смены и без перерывов даже во время самых суровых морозов восстановить знаковый мемориал. Примечательно, что уже 15 лет Ставропольский край оказывает помощь подводникам, шефствуя над соединением атомных подлодок Северного флота. В июне этого года откроется еще один капитально обновленный музей боевой славы — музей морской авиации в Сафоново. Здесь ставропольцы реконструировали не только домик Гагарина, в котором он жил в первые годы военной службы, но и несколько десятков боевых самолетов, извлеченных из болот и откопанных из-под земли.

Фото: Олег Алексеев/SmartNews

Первый ремонт подлодки был проведен под занавес 90-х, спустя почти 20 лет после открытия музея на базе К-21. Масштабным, правда, его не назовешь, скорее аварийным, ведь ремонтировали только подводную часть, которая очень сильно пострадала от коррозии. Второй более-менее значимый ремонт провели на стыке 2008 и 2009 годов, обновив в том числе и музейную экспозицию. Те работы, что провели сейчас, пожалуй, самые масштабные за все время — подлодка сияет, как новая, на радость молодоженам, у которых фотосессия у К-21 практически обязательный пункт программы.

В морозы сотрудники мастерили деревянные навесы с тепловыми пушками, чтобы не прекращать работу. Мало того, велись и водолазные работы, чтобы добраться к 22-метровому кильблоку, на котором держится подлодка. Если бы его не заменили, ее часть просто бы отвалилась. Музей был в критическом состоянии, в трюмах постоянно скапливалась вода, которую еженедельно откачивали сотнями литров. Работы закончили в срок — почти за месяц до официального открытия, на котором я присутствовал, поздравлял собравшихся от имени губернатора Ставропольского края.

Обновленный мемориальный комплекс «Краснознаменная подводная лодка К-21» открыли в День моряка-подводника. Торжественная церемония с поднятием флагов на знаменитой подлодке прошла на главной базе Северного флота — на площади Мужества в Североморске — при участии командующего Северным флотом адмирала Владимира Королева, ветеранов-подводников, военнослужащих и кадетов.

Уникальные технологии, которые использовали при ремонте, теперь позволят в ближайшие 30 лет спокойно посещать музей жителям и гостям Североморска —главной базы Северного флота. Корпус субмарины целиком очищали от краски, покрывали стеклопластиком, который не подвергается коррозии и не требует окрашивания в будущем. Ниже ватерлинии корпус окрасили «ледокольной» эпоксидной краской, которой нипочем морская вода и лед. Чтобы в дальнейшем избежать возможного подтопления трюмов и укрепить субмарину, корпус усилили гидробетоном.

Видео

В Североморске на К-21 открыли музей

Видео: Арктик ТВ

Справка SmartNews

Подводная лодка К-21 была заложена в 1937 году в Ленинграде, в 1939 году ее спустили на воду. Во время Второй мировой войны экипаж активно участвовал в боевых действиях на Севере: совершил 12 боевых походов, 6 минных постановок. В 1942 году экипаж субмарины обнаружил в районе островов Серё и Рольвсё немецкий линкор «Тирпиц», который направлялся для атаки союзного конвоя PQ-17. Подлодка прорвалась сквозь ограждение из эсминцев к «Тирпицу» и торпедировала его, но не смогла уничтожить, после чего всплыла и сообщила его координаты. Но немецкое командование перехватило эту радиограмму и до прибытия советского подкрепления вернуло линкор на базу. В 1942 году подлодку наградили орденом Красного Знамени. После вывода из состава флота на ней около 20 лет тренировались моряки, отрабатывая методы борьбы за живучесть судна. В 1983 году ее установили в Североморске в качестве мемориала.

Прислала
Мирада Ванова

пенсионер

Вот туда должны ходить дети и подростки, чтобы вырасти настоящими патриотами. Со всей Росси надо возить детей туда, где уважают память и подвиг наших дедов и отцов!

Автор

Владислав Жуковский

Над статьей работали

Мирада Ванова, Ксения Гагай

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Рафаєль В. Макаров 5 апреля 2014, 11:32

Действительно "старушка" К-21 такой участи заслужила. Не каждая подводная лодка может "похвастаться" тем, что в годы Великой Отечественной войны потопила "Тирпиц", а после войны прослужила ещё более 35 лет (до 1981 года).
Историческая справка: "Подводная лодка К-21 советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская». Участвовала в войне в составе Северного флота. Совершила 12 боевых походов и 6 минных постановок. Была заложена 10 декабря 1937 года в Ленинграде, на Заводе №194 (им. А. Марти), спущена на воду 16 августа 1939 года. 3 февраля 1941 года вошла в состав Балтийского флота, затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в город Полярный, 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота."

Отмечено
редакцией

Мирада Ванова 5 апреля 2014, 13:56, Изменено: 6 апреля 2014, 12:13

Вот туда должны ходить дети и подростки, чтобы вырасти настоящими патриотами. Со всей Росси надо возить детей туда, где уважают память и подвиг наших дедов и отцов!

Анатолий Дубинский 5 апреля 2014, 14:33

Странно! 19 марта Smartnews уже публиковал статью о музее в К-21: http://smartnews.ru/regions/mu...
Кстати, уже тогда я обратил внимание на неточность: "Катюша" не попала в "Тирпица". И командир счастливой "Катюши" никогда не утверждал, что хотя бы одна торпеда попала в знаменитый линкор.
Повторю свой комментарий к статье трёхнедельной давности:

Дело в том, что документов, которые подтверждали бы попадание торпед и повреждение линкора, так и не нашли. А немцы свою бухгалтерию вели очень тщательно.
5 июля 1942 года "К-21" под командованием капитана 2-го ранга Н.А. Лунина, прикрывая конвой PQ-17, обнаружила и атаковала линкор "Тирпиц", который шёл в охранении 12 боевых кораблей (они охраняли линкор и тяжёлый крейсер "Адмирал Шпеер"). Капитан Лунин пропустил над собой неприятельские миноносцы, а затем с дистанции 17-18 кабельтовых "К-21" выпустила четыре торпеды из кормовых аппаратов. Через 2 минуты после залпа акустик доложил командиру о двух взрывах. Позже, после всплытия, Н.А. Лунин сообщил командованию Северного флота о встрече с немецкой эскадрой и атаке на "Тирпица", но о попадании в него сказано не было.
Однако неприятельская эскадра во главе с линкором и тяжёлым крейсером вынуждена была укрыться от греха в норвежских шхерах.
По большому счёту, "Тирпиц" в боевых действиях практически не участвовал, флагмана берегли. Но своим присутствием у норвежских берегов он сковывал возможности британского флота. Уничтожить его пытались неоднократно, но только 12 ноября 1944 г. линкор был потоплен на стоянке в Тромсё в результате авианалёта с применением сверхтяжелых пятитонных бомб

Евгения Иванова 6 апреля 2014, 22:09

Хорошие экскурсии для школьников могут получиться, можно проводить занятия по истории

Добавить комментарий

Новое на сайте