По бездорожью. На Ставрополье вошел в моду джиперский туризм

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Геннадий Тютюнников/SmartNews

Туризм по бездорожью на «порезанных» джипах — страсть коренных жителей и гостей Ставропольского края. По ямам и оврагам на «Нивах» и переделанных УАЗах гоняют любители острых ощущений, не ведая страха и сомнений. Известный джипер Владимир Колпаков рассказал SmartNews обо всех тонкостях джиперского туризма.

В России, как известно, две беды — дураки и дороги. Но если с первой бороться бесполезно, то вторую джиперы Ставрополья используют себе во благо. Хорошее бездорожье — это готовая трасса для профессионального трофи-спринта и любительских автопробегов. А порядочный джипер никогда не откажет себе в удовольствии проложить колею там, где еще не ступала нога человека и не ездило колесо автомобиля. На Ставрополье увлечение туризмом по бездорожью стало и развлечением, и неплохим заработком.

В России начало джиперского движения относят к 90-м годам прошлого века, когда был открыт массовый ввоз иномарок в Россию. Но даже среди внедорожников-паркетников выделяются машины, глядя на которые становится понятно, что иногда внедорожник — это не только позиция в прайсе автосалона, а машина, которая не нуждается в дорогах.

Особенно это относится к Кавказу, где при хорошем состоянии федеральных трасс местные дороги обычно находятся в плачевном состоянии, а передвигаться как-то надо.

Географически Ставрополье идеально подходит для самых сложных трофи-спринтов. Здесь есть все, чтобы заинтересовать любителей экстремальных гонок. В крае существует несколько клубов, которые организуют соревнования и автопробеги выходного дня. Как правило, названия у таких состязаний громкие и обозначают сложность трассы: «Танковый прорыв», «Грязевые ванны».

Видео

Видео: vestikavkaz на YouTube

Танковый прорыв

Одно из условий — организаторы сами должны убедиться в проходимости маршрутов. Но если в других регионах России такие трассы тщательно готовят при помощи бульдозеров-экскаваторов, то на Ставрополье особых усилий для создания полигона нет. Обычно это трасса протяженностью в километр, на которой есть препятствия в виде резких подъемов-спусков и разворотов, обязательное болотце с достаточным количеством грязи, глубокая колея и «шахматки» (попеременное чередование ямы и кочки в каждой колее).

У нас такой рельеф, что достаточно просто выехать за город и свернуть с дороги, но территория проведения соревнований обязательно согласуется с местной администрацией, так как наши леса и горы — это природоохраняемая территория. Для тренировок на выходных и обычных «покатушек» таких разрешений не нужно, достаточно просто соблюдать нормы поведения на природе.

Клуб «Винсады 4х4» – достаточно молодой, ему всего один год. Но на его счету участие в трофи-спринтах всех соседних регионов и организация трех своих собственных, «домашних». На своей территории ставропольцам трудно найти равных.

Для наших это не столько соревнования, сколько обычный способ езды, ну и возможность пообщаться в боевых условиях с такими же, как они сами.

Автомобили у заядлых джиперов обычно не поддаются классификации ГИБДД. Сами хозяева своими руками их укомплектовывают так, что они способны не только ездить, но и выползать из грязи, и практически взлетать из глубоких рвов.

Самая обычная трасса — это «Стандарт», в ней могут участвовать все желающие, она для любых машин заводской комплектации. А самая престижная и сложная — категории «Спорт и туризм». Вот здесь обычные машины не пройдут. Для таких гонок владельцы стараются максимально укрепить и оснастить свои машины. На старт иногда выходят такие монстры, что трудно порой понять, что изначально это было и из чего оно было сделано.

Для категории «Спорт» — самые непроходимые трассы и максимальная сложность маршрутов. Но у них самые удивительные технические решения, а постройка такого автомобиля идет поэтапно иногда не один год. Узнать, какой автомобиль являлся основой для постройки машины категории «Спорт» бывает очень сложно.

Как правило, сборка и комплектация вездеходов для подобных гонок происходит в гаражах самих участников. В основном это ручной труд. Чтобы увеличить ход амортизаторов и поставить размер колес больше штатного, в машине вырезают колесные арки, также срезается нижняя часть кузова авто для увеличения клиренса. Для увеличения проходимости кузов автомобиля поднимают над рамой. Такие автомобили называются «порезанные», «задратые». Иногда автовладельцы по полгода ремонтируют и тюнингуют свои авто для получасового триумфа на гонках. Потому что после спринта — снова ремонт. Для прототипов обычно выбирают нашу «Ниву» или УАЗ. Водители признают, что превзойти по надежности эти автомобили не под силу даже иномаркам. В ходе переделок обычная «Нива» может превратиться в эксклюзивный гоночный вездеход.

У нас это называется «котлета». В нее доставляются детали иногда с нескольких донорских автомобилей. В такую машину можно вложить от 100 тыс. до 3 млн. Снаружи она может выглядеть как «Нива», а начинка — двигатель, трансмиссия, ходовая часть — иномарочная. Как правило, такие симбиозы — штучный товар и имеют свое имя: Невалятор, Гюрза, Водяной, Бизон, Светофор. Хамка у Геннадия Тютюнникова — производное от «Хаммера» и «Нивы». «Хаммер» вроде мужского рода, а «Нива» — женского. Вот такой сплав, ну и по характеру подходит.

Фото: Геннадий Тютюнников/SmartNews

Прототипы котлет – самые разные: Нивы, Чероки, Jeep Wrangler, но УАЗы в фаворе, причем все модификации.

Ведут себя такие «монстры» на трассе по разному, но всегда, как отмечают автолюбители, – это необычайная устойчивость такого автомобиля даже в непригодных для езды ситуациях. Участники соревнований рассказывают, что редко какой пробег обходится без любопытных курьезов.

На соревнованиях в категории «Спорт» у экипажа при прохождении препятствия «речка» закипел и пустил течь радиатор, так штурман экипажа для того, чтобы закончить круг, пять раз выпрыгивал из машины и забортной водой, очень грязной, кстати, доливал радиатор, чтобы не заклинило двигатель. Круг все-таки закончили.

Обычные машины на слэнге джиперов именуются «пузотерками». То есть те, у которых низкая посадка и кто нормальное крутое бездорожье «не потянет» в принципе. Внедорожник, наоборот — это машина, которая застрянет там, куда другая не доедет. Но пафоса как такового, у джиперов не существует: ты не крут, если у тебя крутой внедорожник и ты не осилил трассу. Но ты мегакрут, если на старой «Ниве» или убитом уазике проехал там, куда даже навороченные внедорожники боялись соваться. Внешний вид — это ничтожно мало, главное — функциональность.

Конечно, на такого рода соревнованиях особое место отводится эвакуаторам. Вытаскивать застрявшие и увязшие авто приходится общими усилиями и с помощью трактора. Считается, что именно трактор – самый лучший вездеход из-за своих огромных колес. Но он, конечно, в соревнованиях не участвует. Он «пашет», когда надо кого спасать.

Но участникам увлекаться размером колеса не стоит, оно должно соотноситься с прочностью ходовой и мощностью двигателя.

Конечно, постройка «бездорожника» — затратное дело. Даже не смотря на то, что в основном все делается своими руками, — запчасти, лебедки, специализированная резина стоят не мало. Но при наличии такого авто для увлеченного человека на Ставрополье есть хорошая возможность заработать. Это доставка туристов к горам Кавказкого хребта, организация джип-туров и фото-сафари в труднодоступных уголках региона. Уже далеко не всех привлекает отдых в комфортабельном отеле или санатории, многие туристы едут на Ставрополье за адреналином и в поисках уникальных природных мест, и тут им на помощь приходят джиперы.

На Ставрополье уделяется большое внимание развитию экстремального и событийного туризма. Проведение подобных соревнований способствует популяризации спортивно-экстремальных видов туризма в крае и делает его привлекательным для проведения подобных масштабных и зрелищных мероприятий.

Одно из туристических агентств на Кавминводах предлагает именно такие туры, причем как по «наезженным» маршрутам, так и еще не проложенным. Все зависит от пожеланий туристов и мастерства джиперов. Это такой безопасный драйв, где всю нагрузку берет на себя водитель. И вот здесь «чистокровных» автомобилей точно не встретишь.

Мы только приветствуем самодельные автомобили повышенной проходимости. Водителей привлекаем на своем транспорте. Конечно, перед выездом проверяем крепление амортизатора, ставим машину повыше, чтоб не цеплялась пузом, усиливаем ходовую часть, резину, в салоне приветствуется дополнительный каркас, который в случае переворота автомобиля не даст ему сплющиться. Самый распространенный вид – обычный армейский УАЗ. У него и проходимость лучше, и надежней он. Мы облагораживаем его, ставим высотомеры, чтобы следить за параметрами над уровнем моря, часы, тахометры, кренометры, получается как в салоне самолета. Туристы иногда не могут глаз оторвать от всех этих стрелок в салоне машины, временами им даже не так интересно, что там «за бортом».

Цена вопроса такого «полета» зависит обычно от количества пассажиров и продолжительности путешествия. В среднем выходит от 1500 – 2500 за посадочное место. Помещаются в такой автомобиль 6 человек, и седьмой – водитель, который по ходу движения является еще и экскурсоводом.

Зимой, как правило, джиперов просят довезти до места альпинисты, рыбаки и охотники. Летом – туристы, причем многие из них – иностранцы. В дороге водитель обычно полагается только на свои силы и умение, но в целом на всех маршрутах есть связующие люди или такие же джиперы, которые в случае поломки автомобиля или непредвиденной ситуации придут на помощь. Для джиперов спасение себе подобного – дело чести.

Сегодня джиперы на Кавказе — уже практически субкультура, которая все прочнее входит в жизнь, удивляет, развлекает, имеет практические применение. Это можно увидеть на специализированных сайтах джиперов. Идеи их притягивают в свои ряды людей творческих, любящих свободу, ценящих дружбу, близких к природе, всегда готовых прийти на выручку. Ведь джипинг — это не только соревнования — это совместных досуг, культура, творчество.

Видео

Геннадий Тютюнников/SmartNews

Уши — эффектное опрокидывание автомобиля.

Фаршмачить — закидывать грязью обгоняющего спортсмена, или же сзади едущего, или же пытающегося тебя обогнать.

Буерачить — кататься по оврагам.

Телиться — делать что-то непозволительно долго. Обычно телится штурман. Обычно с тросом.

Вваливать — быстро передвигаться на джипе там, где это делать неудобно.

Гончить — передвигаться пешком.

Овощ, балласт - бесполезный, занимающий место член экипажа.

Котлеты — монстроподобные автомобили неизвестной конструкции.

Нивовод — владелец «Нивы».

Жып — автомобиль, оснащенный мостами, раздаткой. Благодаря всему перечисленному, обладающий полным приводом и повышенной проходимостью.

Слиться - не финишировать, превысить контрольное время, «разложиться» на трассе.

Разложиться — сломать горячо любимый полноприводный мобиль.

Отстегнулся - механизм покинул предписанное заводской документацией место.

Орг — Сказочное существо из мира фэнтези. Животное с несчастной судьбой. Организатор соревнований.

Сленг джиперов

Автор

Владимир Колпаков

Над статьей работала

Елена Хотулева

2 комментария к материалу.

Сергей Васильков 30 июня 2013, 22:55

У нас в Питере есть нечто похожее,почему нечто потаму как вокруг Ладоги по лесам и балотам и без бульдозера ,вот бы ребятам по обмену опытом покататца я думаю было бы весьма интересно......

Владимир Колпаков 1 июля 2013, 09:48

Наши ездили к Вам на Ладогу в прошлом году. В составе краснодарских "скифов"

Добавить комментарий

Новое на сайте