В бурятском селе Алаг-Шулун жители больше десяти лет не пьют. Здесь давно забыли обо всех алкогольных последствиях — драках, ругани, больной с похмелья голове. Быть трезвым — для сельчан даже в праздники уже норма, и этим никого в округе не удивишь.
Какой же Новый год без спиртного, разве такое бывает? Как оказывается, очень даже возможно. Своим примером вот уже много лет небольшое село в Бурятии вдохновляет многих на безалкогольную жизнь. В конце 1990-х на сельском сходе местные старейшины предложили объявить Алаг-Шулун зоной трезвости. Односельчане поддержали. Село маленькое, добраться до него не так уж легко, и если бы местные пили, то сейчас бы деревушки, скорее всего, не было. Понимая все негативные последствия алкоголя, старожилы села обеспечили своим детям достойное настоящее и будущее. И теперь Алаг-Шулун — пример не только для Бурятии, но и для всей России.
Праздники у нас проходят как обычно, но больших застолий не бывает. Пример нам подает маленькое село Алаг-Шулун. В непьющем селе вообще нет магазинов, и народ не возмущается, всех все устраивает. А вот в Хужирах магазин есть, и спиртное тоже есть, местные водку пьют соответственно. Алаг-Шулун существенно отличается от других сел, здесь и дома крепкие, добротные, нет покосившихся заборов, всюду царит чистота. Я очень надеюсь, что со временем перестанут пить и в других селах, но к этому все должны прийти добровольно, в первую очередь частные предприниматели, у которых магазины. Закон о свободной торговле мы запретить не можем.
В деревушке проживает около 200 человек, и жители большую часть года в прямом смысле оторваны от Большой земли.
Туда же (в Алаг-Шулун. — Прим. ред.) добраться — великое дело. После двух часов езды от районного центра Окинского района (из Улан-Удэ до Окинского района 10–12 часов езды. — Прим. ред.) мы перебрались на резиновую лодку и на ней проплыли две горные реки. Затем, помню, мы шли еще минут сорок до ожидавшего нас трактора и по полному бездорожью добрались наконец-таки до села. Оно совсем небольшое, и жители там занимаются в основном животноводством. Кругом было заметно чисто и очень тихо, днем практически никого не встретишь — все работают. Люди очень простые и дружелюбные, и для них быть трезвым — действительно норма.
Фото: infpol.ru
В истории непьющего села были разные моменты. Приходилось проводить воспитательные меры и с местными коммерсантами, чтобы алкоголь не продавали, и с недобросовестными перекупщиками мяса, которые все норовили обменять на водку. Теперь все это позади. Местные твердо придерживаются своей антиалкогольной точки зрения и что-либо менять в пользу алкоголя в обозримом будущем не собираются.
Алиса Самбялова живет в деревне уже четыре года (вышла замуж за местного) и говорит, что очень нравится. А ведь на селе, кстати, нет даже сотовой связи, интернета. Телевидение только через спутниковую тарелку. А суровый климат делает жизнь в небольшом селе, оторванном от всех благ современной цивилизации, далеко не сладкой.
У нас в деревне вообще нет магазинов, поэтому всем необходимым закупаемся в соседнем селе Орлик или ездим в город. Зимой по льду добираться легче, а летом только на лодках. Сами понимаете, преодолев такой путь, мало кто будет задумываться о спиртном. У нас действительно никто не пьет — трезвая зона. За четыре года я здесь ни разу пьяных даже в праздники не встречала, ни о каких потасовках и драках и речи быть не может. Алаг-Шулун разительно отличается от других сел республики, где возле магазинов всегда толкучки вечно пьяных мужиков. От таких картин грустно становится. А у нас атмосфера совсем другая – спокойная, дружелюбная и доверительная. Мы же даже двери не запираем, все друг друга знаем.
В этом году в маленькой непьющей деревушке побывали члены Международной академии трезвости. Ими было отмечено, что люди стали меньше болеть, а количество трагических случаев, связанных с алкоголем, пошло на убыль.
Фото: egov-buryatia.ru
Мы споили уже одно поколение россиян и приступили к спаиванию второго. В собриологии (наука о трезвости. — Прим. ред.) есть закон «трех поколений». Согласно ему, чтобы уничтожить любую цивилизацию, любой народ, любое сообщество, надо споить три поколения. Три поколения — и цивилизации нет. Поэтому мы должны остановить эти процессы. А жителей этого села нужно просто на руках носить. Любая человеческая жизнь бесценна, но когда представителей какого-то народа очень мало, на их сохранение нужно бросить все силы, все методы и методики.
Справка SmartNews
В селе Алаг-Шулун проживают буряты и сойоты. На сегодня численность сойот в этом селе составляет около 130 человек. Есть сойоты и в других населенных пунктах республики — улусах Сорок и Хурга, селах Орлик и Хужир, поселке Боксон, около 200 представителей этой малочисленной народности проживает в Улан-Удэ. Общая численность малой народности около 2 тыс. человек.
Село Алаг-Шулун в этом плане, конечно, молодцы, но они не единственные. В Тункинском районе тоже есть своя зона трезвости, есть зона трезвости и в Закаменском районе. Много неравнодушных людей, ратующих за трезвый образ жизни, но всего этого, конечно, недостаточно. Нужна планомерная, системная работа, нельзя ограничиваться только круглыми столами и конференциями. Люди готовы к другой жизни, но надо им помогать и не отворачиваться.
Видео
Трезвые села Башкирии, действенность сухого закона
Видео: Россия1
Хорошо, что такие сёла есть, но плохо, что таких сёл — единицы. Пока в основном наши граждане привыкли справлять праздники, семейные торжества, да и просто выходные в состоянии «этанолового наркоза». И пока однозначно эффективного средства борьбы с этим кроме желания самого пьющего и его воли ничего не придумано.
Вот так вот с проблемой алкоголизма и надо бороться — не только на государственном уровне, но и на уровне местных общин. Осуждение со стороны соседей и близких посильнее любых других средств воздействия будет.
11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе