Фото: vt-inform.ru
Казаки предлагают вернуть себе полномочия по самоуправлению, которые действовали в царской России. Они хотят создать в Бурятии экспериментальную станицу и управлять ею. Бороться с преступностью казаки планируют с помощью публичной показательной порки розгами.
Забайкальские казаки требуют от депутатов принять республиканский закон о поддержке казачества. Они предлагают создать экспериментальную станицу, где казакам будут полностью переданы функции государственного управления. Есть у них и собственное решение проблемы охраны общественного порядка: нужно вернуть в обиход публичную порку розгами.
Система охраны порядка, которая действовала в казачьих поселениях более 200 лет, доказала свою эффективность. Не было такого, чтобы в станицах, например, торговали алкоголем в таких масштабах, как сейчас. С подобными явлениями боролись очень просто — пять розог в центре села. Сегодня эта практика, к сожалению, утеряна. И мы хотим хоть как-то ее воссоздать. Разве плохо, если в законе о казачестве Бурятии будет в порядке эксперимента создана казачья станица с полным самоуправлением? Атаман — глава поселения. И у него есть все государственные полномочия.
Депутаты в ответ на предложение селенгинского атамана заявили, что «идея нуждается в серьезном обсуждении», поскольку противоречит современному российскому законодательству. Ни федеральный закон № 154 «О государственной службе российского казачества», ни Концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества не предполагают передачи казакам функций госуправления и охраны общественного порядка. Даже на тех территориях, где они исторически эти функции осуществляли. Нынешний статус казаков — что-то вроде добровольных помощников полиции, народных дружинников, существовавших в советское время.
Фото: И. Баженов/i-bur.ru
Что написано в федеральном законе? Казак должен пойти на госслужбу, то есть стать полицейским, военным и так далее. Остальное, что касается оказания содействия, абсолютно непонятно. Например, казаки не имеют права задерживать человека… Поэтому пока мы не дадим казакам четкие ориентиры, казачье общество так и останется у нас в подвешенном состоянии.
Некоторые депутаты вообще не поняли, почему какие-то дополнительные полномочия по применению силы должны получить именно казаки. По их мнению, существует опасность создать в регионе привилегированную касту.
Зачем выделять казаков в отдельную привилегированную касту? Тем более что речь идет о вооруженных людях, о применении силы. А если, например, эвенки захотят создать свою дружину? Я думаю, подобное деление по принципу социальных, национальных групп несет определенную опасность. Это крайне неоднозначный вопрос.
Тем не менее де-факто некоторые привилегии у казаков все-таки есть. Хотя казачьи общества не финансируются из бюджета напрямую, закон дает им возможность заключать договоры с различными государственными и муниципальными учреждениями. Например, в той же Бурятии казаки охраняют леса от пожаров, заключив соглашение с Забайкаллесхозом. В Томской области они помогают ловить «черных лесорубов». Распространенная форма сотрудничества казачьих обществ с местными властями — охрана различных объектов, находящихся в муниципальной собственности.
— Формально никаких особых полномочий, связанных с дублированием функций правоохранительных органов, у казаков нет. Казачьи общества и даже казачьи станицы на бумаге являются всего лишь общественными организациями. Но по факту большинство казаков имеют разрешения на ношение оружия и лицензии охранников. То есть фактически существует военизированная структура, с которой государству очень удобно работать. И нет особой разницы, как эта структура финансируется — через строку в бюджете или по договорам на оказание охранных услуг.
Впрочем, в деятельности казачьих обществ финансовые вопросы далеко не всегда стоят на первом месте. Очень часто казачьи дружины работают на добровольных началах, не рассчитывая на материальное вознаграждение.
Фото: i-bur.ru
В свое время мы создали добровольную дружину по охране лесов. Используем свой личный транспорт, бензин, тратим свои выходные. Много лет эта работа велась на общественных началах, казаки не получали за свой труд ни копейки.
Поэтому вполне закономерно, что казачьи общества требуют от государства повысить свой правовой статус. И дело для них не в деньгах, а в общественном признании.
— Мы проводили несколько исследований в среде сибирского казачества. Это не просто сообщество или социальная группа. Их самоидентификация связана с принадлежностью к высшей касте, имеющей определенную историческую миссию. Некоторые даже считают, что казак — это особая национальность. Они считают себя потомками первых покорителей Сибири, которые должны сохранить эту землю для своих детей и внуков. От государства они ждут в первую очередь признания этой миссии. Поэтому дискуссии, подобные той, что разгорелась в Бурятии, периодически возникают и будут возникать во всех регионах, где живут казаки.
Видео
Казаки в Улан-Удэ
Видео: stvbaikal/YouTube
Порка рассматривалась и рассматривается казаками, живущими в самых разных регионах России, как очень унизительное наказание. И суть его даже не в применении физической силы по отношению к провинившемуся, а в его вразумлении перед казачьей общественностью за нанесенный ущерб, обиду или недостойный казака поступок. Как в присказке, про вицу, которая не изувечит, но ума даст. Но при этом наши современники забывают другое: настоящий казак, будучи православным верующим, должен был от своих сотоварищей принимать наказание с благодарностью за то, что они его вразумляют. А те, кто нынче выдают себя за православных казаков — за воинов Христовых, хотят вернуть порку, чтобы вразумлять… окружающих.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе