Гори ясно. SmartNews побывал на самом старом маяке Владивостока

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: автора

Остров Скрыплева — закрытая и загадочная часть Владивостока. Именно на нем расположился самый старый в городе маяк, вокруг которого ходит немало историй и легенд. SmartNews побывал на закрытом острове и узнал, как живут смотрители маяка, выбирающиеся на материк лишь раз в год.

Остров Скрыплева расположен на входе в пролив Босфор Восточный со стороны открытого моря и Уссурийского залива. Своим названием остров обязан военному моряку-гидрографу Константину Скрыплеву, командиру корвета «Новик». Скрыплев — участник гидрографической экспедиции Бабкина В.М., проводившейся в заливе Петра Великого в 18621863 годах.

Справка SamrtNews

История острова берет начало 20 ноября 1876 года, когда на этом маленьком скалистом клочке суши впервые зажегся свет. Именно здесь появился первый маяк Владивостока. Сегодня маяк Скрыплева вместе со стоящим напротив братом — маяком Басаргина — ворота для всех кораблей, входящих в пролив Босфор Восточный.

Видео

Видео пользователя maksimum1978

Первое, что встречает приехавшего на остров Скрыплева, помимо ржавого пирса, — столб-указатель. До Рио-де-Жанейро — 16 842 км, до Сингапура — 5354 км, рыбалка — 2 км, пиво — 4,9 км. Однако выбраться на Большую землю не то чтобы за пивом, но и просто погулять доводится нечасто. Море в этих местах с характером, а берега неприступные.

На острове живут только служители маяка. Всего их трое, и всех жители Владивостока давно называют Робинзонами. 

Как-то раз родные из-за плохой погоды не могли пробиться ко мне. И тем не менее с морем мы дружим. У меня есть камень на берегу. Приду к нему, помолюсь, и через пару часов море стихает.

Юрий Вакуленко — начальник маяка. На своем ответственном посту он уже 10 лет. До этого он — по образованию строитель — был руководителем двух крупных компаний. Но однажды, говорит он, захотелось покоя. 

Не могу точно назвать причину, почему я сюда пришел. Это глубоко в сердце, в душе. Я люблю море и не могу представить свою жизнь без него. Здесь его мне хватает. Мне здесь всего хватает. Это главное.

Начальник маяка уверен, что такую работу, как у него, нужно любить сердцем и душой. Иначе никак. 

Прислала
Елена Горбачева

Фото: автора

Мой отец 20 лет тут работал. Когда у него случился инсульт, думали, что к этому труду уже не вернется. Но не тут-то было! Вернулся он на остров, здесь и поправился. Теперь, как старожил, вместе со мной трудится. Здесь ему хорошо и комфортно.

Главная задача смотрителей — поддерживать круглосуточную работу маяка. Централизованного электроснабжения у них нет. Поэтому приходится постоянно следить за тем, чтобы в рабочем состоянии находились дизельные генераторы. Также исправна должна быть радиотехника. Именно по ней строго раз в четыре часа между маяками проходит перекличка. 

Дешифровка простая — на маяке всё в порядке. Или не в порядке. Так вот и поддерживаем связь. Хотя сотовая связь у нас, конечно, тоже есть.

С момента своего создания в ноябре 1876 года маяк ни разу не погас. И даже с развитием технологий, в том числе навигационных, работа маяка остается актуальной, говорит смотритель. 

Особенно важен маяк для маломерного флота. Хотя и для больших судов он нужен. Года три назад небольшой танкер, напичканный всякой навигационной аппаратурой, сел на камни. Он не посмотрел ни на приборы, ни на маяк. А посмотрел бы хотя бы на маяк — избежал бы аварии. Какая бы техника ни была, всё равно каждый год приходится кого-то спасать.

Прислала
Елена Горбачева

Фото: автора

Еще одна важная задача смотрителей маяка — предупреждать ЧП. Наблюдать за акваторией — их обязанность.

Как-то один охотник за кальмаром вышел в море на резиновой лодке. Похоже, увлекся делом и не заметил, как поменялся ветер. Лодку стало выносить в открытое море. Он, бедняга, всё выбросил из лодки, даже пойманных кальмаров. Пытался пригрести к острову. Пришлось ему помогать, иначе беда была бы. Он такого страха натерпелся, что, когда вышел на остров, даже собак не испугался.

Сегодня остров Скрыплева — режимный военный объект. Поэтому простым гражданам на него проезд запрещен. Единственный транспорт, связывающий его с материком, — военный катер. На остров он приходит раз в квартал, чтобы привезти продукты и необходимые вещи.

В исключительных случаях катер к нам приходит по заявке, когда появляется острая необходимость что-то привезти. Например, если сломалась радиостанция и нужны запчасти. Ведь в соседний магазин за ними не сбегаешь.

Несмотря на близость острова к приморской столице (всего 5 км), о нем знают мало. Поэтому и рождаются всевозможные легенды и байки. Многие уверены, что на острове была тюрьма, и называют Скрыплев «приморским Алькатрасом».

Тюрьмы здесь никогда не было. С конца XIX века на острове стоит маяк. В 30-е годы XX века появились доты и капониры. Скрыплев был частью береговой батареи, защищавшей Владивосток с моря.

По одной из легенд, в годы Великой Отечественной войны здесь находился женский зенитный батальон. И по ночам на свидание к девушкам с соседнего острова Русского плавали на лодках молодые солдаты. Начальник маяка утверждает, что всё это выдумки. Хотя женщины на острове действительно служили.

Прислала
Елена Горбачева

Фото: автора

В советское время Владивосток и его острова были строгими режимными объектами, так что перебраться незаметно с одного на другой было просто невозможно. Да и девушки были построже. Это не то что легенда, это чья-то неудачная выдумка.

По Большой земле, говорит начальник маяка, он не скучает. Выбирается на материк раз в год, чаще всего, чтобы встретиться с друзьями. Несколько дней отдыха — и снова на остров. На ответственную вахту. 

Автор

Максим Белоусов

Над статьей работали

Дарья Полковая, Елена Горбачева

4 комментария к материалу.

Андрей Сазонов 27 мая 2013, 14:50

Очень романтичная профессия, но только для фанатов, имхо. Если он на большой земле бывает раз в год, то это уже самые настоящие отшельники. И как только начальству повезло найти таких работников.

Виталий Хвостов 28 мая 2013, 10:48

Да уж, таких энтузиастов днем с огнем не сыщешь.

Тарас Алюшников 28 мая 2013, 11:36

Ну и работка. Сидишь там, как дурак, и целыми днями маячишь. Так же и атрофироваться можно.

Максим Белоусов 28 мая 2013, 16:03

Таким делом занимаются люди, которым хочется одного - покоя. Этого добра на острове много... Осуждать их, и говорить, что они сидят "как дураки", думаю, не стоит, ибо это их путь, они сами его выбрали. Значит, им так нравится, им хорошо. Остальное неважно.

Добавить комментарий

Новое на сайте