Приглашение на казнь. Реконструкция концлагеря шокировала волгоградцев

16
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

В Волгограде прошла реконструкция, посвященная памяти узников концентрационного лагеря «Дулаг-205», который находился под Сталинградом. Почти натуральная казнь заключенных шокировала зрителей.

В Волгограде участники военно-патриотических движений воссоздали один из дней немецкого концлагеря «Дулаг-205». В годы Великой Отечественной войны он располагался под Сталинградом, на территории поселка Алексеевка, который ныне носит название «Горьковский». В течение нескольких месяцев в 1942 году в «Дулаге» было умерщвлено свыше 4500 военнопленных. В ходе реконструкции волгоградские патриоты не только воссоздали территорию концентрационного лагеря, но и сумели изобразить казни пленных. Зрелище оказалось не для слабонервных.

Концлагерь «Дулаг-205» появился под Сталинградом осенью 1942 года. Оккупанты огородили часть степного пространства колючей проволокой, пленные солдаты в короткие сроки возвели деревянные бараки. Люди, которые попали сюда, сгнивали заживо. Раненые умирали первыми. Их складывали на голой земле, чтобы потом другие пленные рыли для них могилы.

Прислала
Нелли Шестопалова

Это одна из страниц истории Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны. Лагерь был рассчитан на истребление как пленных солдат, так и мирных жителей. Ежедневно с наступлением рассвета людей выгоняли рыть окопы, могилы, блиндажи. Они должны были разгребать руками снег, чтобы доставать из-под него траву для лошадей, Если кто-то падал без сил, фашисты тут же добивали его прикладами и заставляли других узников бросать его в могилы. Пленных расстреливали и «просто так», при этом оккупанты целились в живот — чтобы наблюдать за долгими мучениями умирающих от ранения. Те, кому довелось остаться в живых, делились воспоминаниями о страданиях, которые причинили им гитлеровцы. Одного пленного за то, что он плеснул в миску похлебки чуть больше, чем положено, заставили прыгать по-лягушачьи в кучу фекалий. Натешившись вдоволь, фашисты там же его потом и расстреляли.

В 1975 году на том месте, где находился концлагерь «Дулаг-205», был установлен памятник жертвам фашизма. Каждый год в сентябре возле него проводят митинги в память о жертвах «Дулага». В течение нескольких месяцев в нем было умерщвлено свыше четырех с половиной тысяч пленных и мирных жителей. В этом году в память о погибших волгоградские активисты провели реконструкцию. Один день из жизни концлагеря стало и тяжелой постановкой для участников мероприятия, и непростым зрелищем для присутствующих на реконструкции. Участникам патриотических движений удалось воссоздать антураж тех дней. И хотя зрители понимали, что действие, разворачивающееся у них на глазах, — не более чем спектакль, впечатления от того, что на самом деле происходило десятилетия назад на этой земле, остались самые тягостные.

Прислала
Нелли Шестопалова

Я получил приглашение принять участие в реконструкции, посвященной памяти жертв концлагеря «Дулаг-205». Сценарий, подготовленный участниками военно-патриотического движения «Пехотинец», оказался очень реалистичным. Наша задача заключалась в том, чтобы не просто сыграть, проявив какие-то актерские способности, но и донести до зрителей исторический факт: за родину, за нашу свободу погибали тысячи людей за колючей проволокой, которых безвыходное положение плена лишило возможности бороться за жизнь. Реконструкция получилась настолько «живая», что у многих зрителей слезы стояли в глазах. А процесс казни некоторые вообще отказывались смотреть.

Среди зрителей были и пожилые волгоградцы, в памяти которых отложились события многолетней давности. Андрей Викторович Прохоров был трехлетним мальчишкой в то время, когда в «Дулаге-205» свирепствовали фашисты.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: предоставлено Андреем Черновым, Аркадием Земцовым

Из детских воспоминаний осталось то, как пленные возили воду цистернами. Они были очень изможденными. По воспоминаниям моей мамы, фашисты гоняли местных жителей в лагерь. Женщин заставляли стирать белье оккупантам. При этом их заставляли смотреть на издевательства: солдаты Вермахта отрезали пленным языки, уши, отрубали пальцы, а женщины должны были все это видеть.

Единственное отличие этой реконструкции от реальных событий тех лет — людей не убивали по-настоящему. Но и без того было страшно. События Великой Отечественной войны никого не оставят равнодушным. Об этом надо знать, и помнить тех, кто отдал свои жизни за нашу свободу.

После того как Сталинград был освобожден, государственная комиссия 23 января 1943 года составила акт о злодеяниях немецко-фашистских оккупантов в концлагере «Дулаг-205», в котором зафиксировано, что в лагере погибло до 4500 советских граждан. На месте бывшего лагеря № 205 в 1975 году был установлен памятный знак. На знаке установлена надпись: «Здесь с сентября 1942-го по январь 1943-го находился концлагерь 205, в котором немецко-фашистскими захватчиками замучено 4500 советских граждан».

Я была в числе зрителей. Сцена казни — это страшно. Я понимаю, что все это происходило в годы войны, но не могла представить, что моих ровесников приговаривали к смерти за то, что они помогали своим односельчанам.

С одной стороны, современникам необходимо знать о зверствах фашистов, с другой — в числе зрителей были дети, и видеть то, как вешали пленных, им было совершенно не обязательно. Хотя все понимали, что это спектакль, в душе остался осадок.

Видео

Реконструкция концлагеря «Дулаг». 18+.

Видео Аркадия Земцова на YouTube

Прислал
Антон Слепицин

историю надо помнить. такую, может быть, особенно. но реализма, мне кажется, можно было дать и поменьше…

Прислал
Алексей Громыкин

архитектор

Думаю, что именно такая шоковая терапия сможет вернуть нашей молодежи чувство патриотизма.

Автор

Евгения Иванова

Над статьей работали

Антон Слепицин, Алексей Громыкин, Нелли Шестопалова, Елена Хотулева

Добавить комментарий

32 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Антон Слепицин 24 сентября 2013, 09:07, Изменено: 24 сентября 2013, 13:41

историю надо помнить. такую, может быть, особенно. но реализма, мне кажется, можно было дать и поменьше...

Отмечено
редакцией

Алексей Громыкин 24 сентября 2013, 11:01, Изменено: 24 сентября 2013, 13:41

Думаю, что именно такая шоковая терапия сможет вернуть нашей молодежи чувство патриотизма.

Евгения Иванова 24 сентября 2013, 16:51, Изменено: 24 сентября 2013, 16:55

Алексей, хочется в это верить. Учитывая реалии сегодняшнего дня становится страшно: как бы те юные зрители. присутствовавшие на реконструкции, не вздумали повторить отдельные фрагменты постановки для взрослых в своем дворе. Просто так, для эксперимента, а не для патриотизма.

Марина Алехина 24 сентября 2013, 13:14

Жестокость фашистов просто поражает, война принесла столько горя и смертей, что теперь наш долг беречь мирное небо над головой.

Алина Астафьева 24 сентября 2013, 16:08

Все знали о концлагерях, о пытках и смертях, но видеть это собственными глазами - совсем другое. Пусть и инсценировку. Думаю, такое зрелище оставит неизгладимые впечатления.

Ольга Серкова 24 сентября 2013, 21:05

Многое, что творили фашисты на нашей земле, постепенно забывается, размывается. И необходимо обязательно об этом рассказывать и показывать, чтобы юность могла почувствовать и понять, какой ценой отвоёвана свобода и независимость Родины.
НО натуралистические, жестокие элементы совершенно недопустимы в открытом показе, Тем более, что там присутствовали дети и подростки, у которых сцены насилия впечатываются в психику нередко на всю жизнь. К большому сожалению, история нашей страны знает жутчайшие примеры всплеска насилия и жестокости после показа некоторых западных фильмов, например: "Фантомаса" и "Крика".

Юрий Федоринин 25 сентября 2013, 21:24, Изменено: 26 сентября 2013, 16:05

Ольга, не беритесь рассуждать о вещах в которых Вы АБСОЛЮТНО НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТЕ. Надо такие вещи показывать именно как они были, а не как угодно Вам и остальной серой и тупой массе зрителей, ребята РЕАЛЬНО помнят о том что было и делают все возможное о том что бы это не забылось. Прежде чем писать спросите себя, а что сделали лично Вы?

Ольга Серкова 26 сентября 2013, 21:03, Изменено: 26 сентября 2013, 21:05

Юрий! Не беритесь указывать тем, кого вы совершенно не знаете. Я педагог с 32-х летним стажем со всякими наградами за труд, понимаю развитие и искажение детской психики не понаслышке. я высказала своё мнение. которое не совпадает с вашим. но это не значит, что вы можете оскорблять других людей на том только основании, что они думают иначе.

Юрий Федоринин 26 сентября 2013, 21:51, Изменено: 26 сентября 2013, 21:55

добро бы если б думали....и насчет оскорблений, скажите спасибо что я не процитировал педагога с 40 летним стажем, отличника просвещения и ветерана труда.... или педагога с 40 летним стажем, свою маму и бабушку....по гос проЭкту поди работаете?))))

Ольга Серкова 26 сентября 2013, 21:53, Изменено: 26 сентября 2013, 21:55

..................................

Юрий Федоринин 26 сентября 2013, 21:55, Изменено: 26 сентября 2013, 22:00

только и остается что молчать. без гугла вы и не скажете когда вторая мировая началась, дешевого патриотизма хватает только на 9 мая георгиевскую ленту прицепить и в сети о патриотизме поговорить

Юрий Федоринин 26 сентября 2013, 21:57, Изменено: 26 сентября 2013, 22:00

вот ваша молодеж

Марина Банаева 25 сентября 2013, 20:18

Хотела написать вежливо и сдержанно. Не получится. Люди, вы всерьез думаете, что реконструкция нанесет вред психике детей и подростков? А современные страшилки, боевики и прочее, значит, безвредно? Очнитесь! Как, как можно реконструировать концлагерь и при этом не показывать страшных сцен? Концлагерь-это не курорт, а реконструкция-не шоу и не увеселительное мероприятие, цели совсем другие. Вы предлагаете не вешать и не расстреливать??? Но так было, именно так и никак иначе! И наша цель-донести до людей правду, без искажений. Мы не стремимся доставить удовольствие от просмотра реконструкции, мы просто хотим сохранить память. Война-это не только подвиг, это грязь, кровь, убитые, раненые. Это существование в нечеловеческих условиях. А вы предлагаете как бы невзначай забыть об этом?

Ольга Серкова 25 сентября 2013, 22:42, Изменено: 25 сентября 2013, 22:45

Да, я всерьёз думаю, что показ насилия, тем более театрализованный, без барьера экрана может нанести серьёзный удар по психике молодого человека! Да и для любого возраста это суровое испытание. Для того чтобы понять, что убийца, террорист или фашист НЕ человек, совсем не нужно имитировать его действия.
Да, современные боевики, ужасы и прочее тоже воздействуют на психику, приучают ребят к возможности и лёгкости насилия, но экран кинотеатра, монитора или телевизора обозначает некоторую условность действия, "реконструкция" же даёт эффект присутствия, соучастия в действии - а это совсем иное воздействие на психику.
К сожалению, фраза "благими побуждениями вымощена дорога в ад" часто оказывается правдой.

Юрий Федоринин 26 сентября 2013, 09:16

Верно!!! Ребята, покажем ванильных СС-манов раздающих конфетки и ставящих в угол за побег! А то вдруг детишки не по подъездам Ягу пить будут а о патриотизме задумаются, историю Родины узнают или еще чего....

Илья Николаевич 27 сентября 2013, 13:31

Добрый день уважаемому Собранию!
Позвольте я прокомментирую данную статейку.

Не для кого не секрет, что цель ЛЮБОГО журналиста это привлечение внимания широкой аудитории к его "труду". К сожалению, самым простым способом решения данной задачи является скандал. Так как цензуру у нас еще в конце СССР отменили, то в руках "честной" и бдительной прессы оказалось множество инструментов по высасыванию проблем из пальца, дабы вызвать негативную реакцию у граждан. Вот и в данном случае, "желтые" решили наброситься на ребят, которые заняты хорошим делом: воссозданием истории, как она была. Я могу согласиться, что, возможно, палку они и перегнули, однако так набрасываться на людей просто неприлично. Хотя откуда у журналиста приличие?

Евгения Иванова 1 октября 2013, 15:06, Изменено: 1 октября 2013, 15:10

Илья Николаевич, а теперь прокомментируйте ваши пустые эмоции по поводу приличия журналистов и того, что "так набрасываться на людей просто неприлично". Кто на кого набрасывается, извольте поинтересоваться? Вы статью почитали? Вы где-то видели, что автор статьи выразил свое собственное мнение по поводу реконструкции? Только факты, только комментарии. А читателям предоставляется возможность делать выводы.

Илья Николаевич 1 октября 2013, 16:21, Изменено: 1 октября 2013, 16:25

Пардон муа, но эмоции, пока исходят от Вас...

Евгения Иванова 1 октября 2013, 16:29, Изменено: 1 октября 2013, 16:30

в ответ на Ваши.

Илья Николаевич 27 сентября 2013, 13:31

Далее, как человек изучающий историю не могу пройти мимо откровенных ляпов:

1) фашизм - успокойтесь! В гитлеровской Германии его никогда не было. Там, кстати, можно было схлопотать лет пять лагерей, если назвать функционера НСДАП фашистом. Фашизм - сугубо итальянский термин. Доктрина которого очень сильно отличается от идеологии гитлеровского национал-социализма.

2)про воспоминания
"""""Женщин заставляли стирать белье оккупантам. При этом их заставляли смотреть на издевательства: солдаты Вермахта отрезали пленным языки, уши, отрубали пальцы, а женщины должны были все это видеть."""""""

про белье - запросто, а про отрезание языков вермахтовцами трехлетний свидетель, явно подзагнул....

Дело в том, что масса зверств над местным населением происходила, как правило, национальными формированиями, созданными из числа местного населения окупированной территории, ну или (что реже) лагерным охранными частями СС. Вермахт это вояки, многие из которых, не разделяли политику верховного руководства. Так что тут, скорее всего, свидетель, просто ошибся, перепутав вермахт с полицаями из "своих".

итог.
Статейка остроумна и познавательна. Однако популистской желтизной от нее веет аж за 360 км.
резюме: автору статьи "двадцать плетей" за раздувание проблемы на ровном месте и за неверное ориентирование широкой аудитории граждан!

На квасном патриотизме, мы далеко не уедем, товарищи!

Главное!
в период с 1941 по 1945 года наша страна столкнулась с самой сильно армией мира, когда либо существовавшей на планете Земля. И только ценой великого напряжения народной воли: адского труда тыловиков; подвигов наших прадедов на передовой, которые презрев смерть сражались до последнего, наши предки сумели вырвать победу...!

Так давайте же помнить это и воспитывать своих детей в духе правды и здорового патриотизма, а не "квасных" выкриков ДИДЫВОЕВАЛИ, попивая дешевое пивко, прицепив георгиевскую ленту на пояс джинсов 9 мая...

С уважением,
к Собранию
Илья Николаеви

Евгения Иванова 1 октября 2013, 15:11, Изменено: 1 октября 2013, 15:15

Приезжайте на это памятное место, которое именуется "Дулаг", мы вас с очевидцами познакомим. Не надо здесь блистать своими теоретическими знаниями, сейчас каждый школьник умеет гуглить, и заткнет ваши познания за пояс. Про "двадцать плетей" - себе оставьте, на десерт.

Илья Николаевич 1 октября 2013, 16:18

Евгения! Если Вы представляете когорту тех самых журналистов, тогда мне понятны Ваши негодования, ибо выдерживать критику ваш "брат" не умеет, что и очевидно из Вашего эмоционального послания....

"""Не надо здесь блистать своими теоретическими знаниями,"""
Позвольте, я все-таки, сам буду решать, что мне делать, а что нет.

"""сейчас каждый школьник умеет гуглить, и заткнет ваши познания за пояс."""
Буду только рад, если у нас в стране есть такие школьники.
Однако, очень странно, что Вы ссылаетесь на этих инкогнито школьников, вместо прямой аргументации.

"""Про "двадцать плетей" - себе оставьте, на десерт."""
Это была метафора. А Вы уже, как я вижу, обрадовались.

С уважением,
Илья Николаевич

Евгения Иванова 1 октября 2013, 16:32, Изменено: 1 октября 2013, 16:35

а я так понимаю Вы представляете позицию любителей копаться в историческом прошлом? и при этом Вы человек, совершенно далекий от СМИ? Тогда мы с Вами зря тратим время, обсуждая здесь тонкости журналистской работы. Статья - это не фундаментальный труд, а констатация фактов. Еще раз повторюсь - читатель сам делает выводы. Ваши выводы понесли Вас в совершенно другую степь.

Илья Николаевич 1 октября 2013, 16:45, Изменено: 1 октября 2013, 16:50

Пожалуй я не буду раскрывать Вам род своей деятельности ибо это не имеет отношения к беседе.

"" Еще раз повторюсь - читатель сам делает выводы.""
вот я , как читатель, и сделал вывод на основе Вашей публикации. Ради этого же Вы старались?

Да и если Вы позиционируете себя как журналист, то Вам должно быть известно, что выводы, как правило, зависят от формы подачи контекста. Вы решили "приукрасить" - выводы следующие.
Если бы Вы написали более нейтрально, с оговоркой, что перегиб все-таки был (я кстати, сам так считаю), то и выводы были

А так, вы ради ажиотажа, спровоцировали негативное мнение об участниках военно-исторического движения. Ребята из которого, кстати, занимаются, сугубо на личном энтузиазме, принимая на свои плечи, львиную долю материальных забот. Это в отличии от из зарубежных коллег.
Так что, пусть уважаемое Собрание и делает выводы о Вашей работе...

Евгения Иванова 1 октября 2013, 16:54, Изменено: 1 октября 2013, 16:55

Род Вашей деятельности меня не интересует. Ваши выводы не корректны. Хочется увидеть те самые "перегибы", которые Вас так "зацепили". А в целом - спасибо, ребята, которые готовят реконструкции, знают, что мнения зрителей неоднозначны. А уж читателей - и подавно.

Илья Николаевич 1 октября 2013, 17:02, Изменено: 1 октября 2013, 17:05

""Род Вашей деятельности меня не интересует."""
Вы сами себе противоречите.

""Ваши выводы не корректны""
Соглашусь, если только Вы мне предъявите удостоверение о праве единолично решать где истина, а где нет.


"Хочется увидеть те самые "перегибы", которые Вас так "зацепили""
Увы, но чтобы меня зацепить, у Вас не хватит, ни профессионализма, ни сил, ни мотивации.

""" ""А в целом - спасибо, ребята, которые готовят реконструкции, знают, что мнения зрителей неоднозначны.""""

Евгения! Слив и прогиб засчитаны!

Евгения Иванова 1 октября 2013, 17:25, Изменено: 1 октября 2013, 17:30

засчитаны не слив и прогиб, а Ваши выступления перед так называемым Уважаемым Собранием. Вы увеличили моей статье число просмотров и число комментариев. Всего Вам доброго.

Илья Николаевич 1 октября 2013, 17:39, Изменено: 1 октября 2013, 17:40

то есть люди, высказавшие свое мнение у Вас под статьей, по Вашему, не достойны называться уважаемым собранием? Ну да, что-что, а циничное невежество, практически всех, журналистов - притча во языцех ...

""Вы увеличили моей статье число просмотров и число комментариев. """
Вот видите, Вы сами, подтвердили мою правоту в том, что для журналиста привлечение внимания важнее фактов истины и здравого смысла.

"Всего Вам доброго."
И Вам всего наилучшего

Евгения Иванова 1 октября 2013, 23:12, Изменено: 1 октября 2013, 23:15

Для журналиста важна оперативность и объективность. Все остальное-Ваши домыслы.

Юрий Федоринин 1 октября 2013, 16:31

относительно школьников. 75 % школьников ПОНЯТИЯ не имеют например о том что есть такое "Брестская крепость"... так что только гуглить они и умеют, а читать книги увы-нет.

Марина Банаева 1 октября 2013, 17:59

Еще относительно школьников. Тут люди опасались за детскую психику, что мы, мол, жестокие и прочее. Так вот: посмотрел тут на днях один мой ученик видео с реконструкции и единственный его комментари: СМЕШНО!!!! Я была в шоке. Когда спросила, что смешного, получила ответ вроде: "Ой, Вы так смешно в петле дергались"... Вот и всё, что человек увидел (старшие классы, между прочем, уже мозги быть должны). Мне стало просто страшно и жутко досадно.

Илья Авилов 29 марта 2014, 22:29

Реконструкторы - удивительный народ! Прикрываются благими идеями, мы, мол, правду-матку молодежи показываем, бла-бла-бла....А на самом-то деле занимаются пропагандой насилия и детализированно демонстрируют то, чего не надо бы. А потом удивляемся новым волнам фашизма

Добавить комментарий

Новое на сайте