В воронежском Конструкторском бюро химавтоматики создали космический двигатель для дальних полетов. Он уже прошел стендовые испытания. Его мощность позволит достичь Марса и доставить туда необходимые грузы. SmartNews удалось побеседовать с автором разработки.
В испытательном комплексе КБ химавтоматики состоялись стендовые испытания магнитоплазмодинамического двигателя. Его мощность и особенности конструкции позволят совершать дальние космические полеты и доставлять грузы, например, на Марс. До выпуска уникального двигателя еще далеко — полеты в дальний космос с его применением начнутся, конечно, не завтра.
Разработкой двигателя занимается проблемная лаборатория Московского государственного университета приборостроения и информатики под руководством профессора Юрия Васильевича Кубарева, доктора физико-математических наук, вице-президента Академии инженерных наук. Как рассказал корреспонденту сам автор конструкции, космический двигатель он разработал, еще будучи студентом, а некоторое время спустя запатентовал свое изобретение. Хотя практическая реализация проекта, по сути, только началась.
Магнитоплазмодинамический двигатель я начал разрабатывать еще 35 лет назад, будучи студентом, аспирантом. Вскоре получил и авторское свидетельство на свое изобретение. И, кстати, последняя в СССР Государственная премия в области науки также была присуждена именно нашей лаборатории за эту разработку. Почему не началось его производство до сих пор? Во-первых, исследования, испытания, усовершенствование такой конструкции — дело очень небыстрое. Вообще, в этом направлении работали ученые во многих странах, но пока никому, за исключением нас, не удавалось достичь желаемого, если говорить о требуемой мощности, об особенностях конструкции и т. д. Вот, например, американский двигатель точно никуда не полетит — слишком тяжел для этого. Исследования в области физики плазмы, проводимые в нашей лаборатории, позволили достичь нужных результатов.
Как рассказывает Юрий Васильевич, в процессе работы над двигателем ему и сотрудникам возглавляемой им лаборатории удалось выявить ряд новых явлений и закономерностей, которые стали фундаментальным научным открытием, — новым законом в физике плазмы и синергетике. В пяти экспериментах в космосе ускоритель Кубарева подтвердил все лабораторные выкладки. Но, отмечает автор проекта, чтобы такая работа принесла устойчивый, осязаемый результат, нужны три вещи — время, кадры и средства. А проблемы периодически возникали и возникают то с одним, то с другим пунктом этой триады….
В последние советские годы и в первый постсоветский период не только этот наш проект не финансировался — более того, был момент, когда вся лаборатория была практически буквально выброшена на улицу. Восстанавливать потери от перерыва в работе пришлось несколько лет. Сейчас, к счастью, все стабилизировалось, однако вот молодежь не хочет сейчас заниматься наукой, да и знания у молодых слабоваты. Что касается времени, необходимого для получения исчерпывающих результатов испытаний двигателя и выхода на его производство, то оно тоже не будет коротким. Хочу сказать, что воронежское КБХА — пожалуй, на сегодня лучшее предприятие, которое могло бы воплотить этот проект. Само оно обладает необходимым научным и производственным потенциалом, его сотрудники — огромным опытом и высокой технической культурой. Однако надо понимать, что жидкостные двигатели, которыми сейчас занимается КБХА, — это сегодняшний день, а та конструкция, которую мы предлагаем, — завтрашний, новое поколение. Так что должно пройти немало времени, чтобы проект осуществился.
Как отмечает Юрий Васильевич, созданный на данный момент макет двигателя еще не набрал нужную мощность — над созданием рабочего образца, соответствующего всем необходимым параметрам, и будут трудиться в КБХА. На самом предприятии рассказывают, что рабочую модель ускорителя, которому по силам окажется полет на Марс, не исключено, создадут уже в наступающем году.
Предполагается, что оснащенный двигателем Кубарева космический летательный аппарат сможет разгоняться и тормозить, не меняя режима работы силовой установки, а отклоняемая плазменная струя поможет ему маневрировать в пространстве. На стендовых испытаниях были проверены и уточнены теоретические расчеты, изучены процессы образования плазмы в двигателе, намечены пути для усовершенствования конструкции. В наступающем 2014 году на КБХА планируется создать рабочий образец ускорителя Кубарева — эта модель будет обладать достаточной мощностью для преодоления расстояния до Марса и доставки туда грузов.
Всего несколько дней назад SmartNews рассказывал о сообществе, объединившим людей, мечтающих о полетах на Марс.
Здорово, что Россия продолжает перспективные исследования, и слухи о гибели нашего научно-технического потенциала изрядно преувеличены. Хотя, насколько я понимаю, до создания полноценного двигателя еще далеко. Очень хотелось бы узнать, на какой стадии эти испытания и когда можно было бы говорить уже о создании действительно рабочего двигателя, тем более с учетом того, что разговоры о нем идут не первый год.
Эксперименты по созданию двигателей разных типов, работающих на различных видах топлива, предназначенных для дальних космических полетов, ведутся в нашей стране не первый год.
Видео
Двигатель для полета на Марс
Видео: WRONGWAYER/YouTube
Марс.. Загадочная планета. Очень интересно, насколько реально в ближайшем будущем создание временного поселения людей на Марсе? Хотя особенно интересно, удастся ли китайцам создать на Луне военную базу.
Любая задумка хороша лишь тогда, когда она воплощена в готовом к употреблению продукте. А в данном случае из статьи выясняется, что это — только разработка с хорошей перспективой, которая, правда, ещё не готова для реальной работы. Её ещё дорабатывать и дорабатывать надо. Так, что мечты о полётах на Марс отложим на после.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе