Пункт назначения. В Воронеже испытали двигатель для полетов на Марс

16
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

В воронежском Конструкторском бюро химавтоматики создали космический двигатель для дальних полетов. Он уже прошел стендовые испытания. Его мощность позволит достичь Марса и доставить туда необходимые грузы. SmartNews удалось побеседовать с автором разработки.

В испытательном комплексе КБ химавтоматики состоялись стендовые испытания магнитоплазмодинамического двигателя. Его мощность и особенности конструкции позволят совершать дальние космические полеты и доставлять грузы, например, на Марс. До выпуска уникального двигателя еще далеко — полеты в дальний космос с его применением начнутся, конечно, не завтра.

Разработкой двигателя занимается проблемная лаборатория Московского государственного университета приборостроения и информатики под руководством профессора Юрия Васильевича Кубарева, доктора физико-математических наук, вице-президента Академии инженерных наук. Как рассказал корреспонденту сам автор конструкции, космический двигатель он разработал, еще будучи студентом, а некоторое время спустя запатентовал свое изобретение. Хотя практическая реализация проекта, по сути, только началась.

Магнитоплазмодинамический двигатель я начал разрабатывать еще 35 лет назад, будучи студентом, аспирантом. Вскоре получил и авторское свидетельство на свое изобретение. И, кстати, последняя в СССР Государственная премия в области науки также была присуждена именно нашей лаборатории за эту разработку. Почему не началось его производство до сих пор? Во-первых, исследования, испытания, усовершенствование такой конструкции — дело очень небыстрое. Вообще, в этом направлении работали ученые во многих странах, но пока никому, за исключением нас, не удавалось достичь желаемого, если говорить о требуемой мощности, об особенностях конструкции и т. д. Вот, например, американский двигатель точно никуда не полетит — слишком тяжел для этого. Исследования в области физики плазмы, проводимые в нашей лаборатории, позволили достичь нужных результатов.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Bill Ingalls/CNP/AdMedia

Как рассказывает Юрий Васильевич, в процессе работы над двигателем ему и сотрудникам возглавляемой им лаборатории удалось выявить ряд новых явлений и закономерностей, которые стали фундаментальным научным открытием, — новым законом в физике плазмы и синергетике. В пяти экспериментах в космосе ускоритель Кубарева подтвердил все лабораторные выкладки. Но, отмечает автор проекта, чтобы такая работа принесла устойчивый, осязаемый результат, нужны три вещи — время, кадры и средства. А проблемы периодически возникали и возникают то с одним, то с другим пунктом этой триады….

В последние советские годы и в первый постсоветский период не только этот наш проект не финансировался — более того, был момент, когда вся лаборатория была практически буквально выброшена на улицу. Восстанавливать потери от перерыва в работе пришлось несколько лет. Сейчас, к счастью, все стабилизировалось, однако вот молодежь не хочет сейчас заниматься наукой, да и знания у молодых слабоваты. Что касается времени, необходимого для получения исчерпывающих результатов испытаний двигателя и выхода на его производство, то оно тоже не будет коротким. Хочу сказать, что воронежское КБХА — пожалуй, на сегодня лучшее предприятие, которое могло бы воплотить этот проект. Само оно обладает необходимым научным и производственным потенциалом, его сотрудники — огромным опытом и высокой технической культурой. Однако надо понимать, что жидкостные двигатели, которыми сейчас занимается КБХА, — это сегодняшний день, а та конструкция, которую мы предлагаем, — завтрашний, новое поколение. Так что должно пройти немало времени, чтобы проект осуществился.

Прислала
Наталья Гребнева

Как отмечает Юрий Васильевич, созданный на данный момент макет двигателя еще не набрал нужную мощность — над созданием рабочего образца, соответствующего всем необходимым параметрам, и будут трудиться в КБХА. На самом предприятии рассказывают, что рабочую модель ускорителя, которому по силам окажется полет на Марс, не исключено, создадут уже в наступающем году.

Предполагается, что оснащенный двигателем Кубарева космический летательный аппарат сможет разгоняться и тормозить, не меняя режима работы силовой установки, а отклоняемая плазменная струя поможет ему маневрировать в пространстве. На стендовых испытаниях были проверены и уточнены теоретические расчеты, изучены процессы образования плазмы в двигателе, намечены пути для усовершенствования конструкции. В наступающем 2014 году на КБХА планируется создать рабочий образец ускорителя Кубарева — эта модель будет обладать достаточной мощностью для преодоления расстояния до Марса и доставки туда грузов.

Всего несколько дней назад SmartNews рассказывал о сообществе, объединившим людей, мечтающих о полетах на Марс.

Здорово, что Россия продолжает перспективные исследования, и слухи о гибели нашего научно-технического потенциала изрядно преувеличены. Хотя, насколько я понимаю, до создания полноценного двигателя еще далеко. Очень хотелось бы узнать, на какой стадии эти испытания и когда можно было бы говорить уже о создании действительно рабочего двигателя, тем более с учетом того, что разговоры о нем идут не первый год.

Эксперименты по созданию двигателей разных типов, работающих на различных видах топлива, предназначенных для дальних космических полетов, ведутся в нашей стране не первый год.

Видео

Двигатель для полета на Марс

Видео: WRONGWAYER/YouTube

Прислал
Павел Юдкин

Марс.. Загадочная планета. Очень интересно, насколько реально в ближайшем будущем создание временного поселения людей на Марсе? Хотя особенно интересно, удастся ли китайцам создать на Луне военную базу.

Прислал
Рафаєль В. Макаров

Врач-реаниматолог

Любая задумка хороша лишь тогда, когда она воплощена в готовом к употреблению продукте. А в данном случае из статьи выясняется, что это — только разработка с хорошей перспективой, которая, правда, ещё не готова для реальной работы. Её ещё дорабатывать и дорабатывать надо. Так, что мечты о полётах на Марс отложим на после.

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Павел Юдкин, Татьяна Леонова, Наталья Гребнева, Рафаєль В. Макаров

7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Pciha 17 декабря 2013, 19:56

Электрореактивные двигатели совсем не открытие. Наберите в поисковике, получите минимум две книжки 50-х годов издания. Практические конструкции имеют тягу порядка грамм, требуют мощной бортовой электростанции и запас рабочего тела-источника плазмы. Поэтому использование их в Космосе пока ограничено. Это двигатели длительного действия, они имеют большой импульс и способны значительно сократить время космических перелетов. Но для современных космических аппаратов пока не очень подходят

Сергей Ягунов 17 декабря 2013, 19:56

Я не очень доверяю таким сообщениям. Зачем вообще стремиться попасть на Марс, если на Земле еще далеко не все в порядке?..

Станислав Родин 17 декабря 2013, 20:08

Радует, что в нашей стране создают такие интересные разработки.

Отмечено
редакцией

Павел Юдкин 17 декабря 2013, 20:17, Изменено: 17 декабря 2013, 20:19

Марс.. Загадочная планета. Очень интересно, насколько реально в ближайшем будущем создание временного поселения людей на Марсе? Хотя особенно интересно, удастся ли китайцам создать на Луне военную базу.

Егор Орлов 18 декабря 2013, 03:07, Изменено: 18 декабря 2013, 10:21

Ну да.Луна или Венера уже пройденный этап.И можно оставить её китайцам.Пускай они изучают то, что уже истоптано и нашими и американцами...А нам на Марс, На Марс!?!?

анатолий кульбацкий 18 декабря 2013, 05:34

Магнитоплазмодинамический двигатель, предполагает мощное магнитное поле, а также устойчивые к высоким температурам материалы, для того, чтобы создать и удержать плазменную струю. Следовательно,для этого нужен мощный источник электроэнергии,запуск на Земле можно осуществить, а как во время полета? Или он будет работать непрерывно, до посадки на Марс, тогда как стартовать с красной планеты, достаточно ли энергетических ресурсов в космическом корабле,для запуска двигателя .Возможно существует какая то другая технология получения энергии.Для любого двигателя нужен какой то энергоисточник,какие то вещества,как источник энергии, какое то количество.Возникает множество вопросов, думаю, что разработки Ю.Кубарева, со временем дадут на них ответы, что космическая отрасль получит нужный двигатель, для эффективного освоения космоса.

Отмечено
редакцией

Рафаєль В. Макаров 18 декабря 2013, 17:58, Изменено: 18 декабря 2013, 20:52

Любая задумка хороша лишь тогда, когда она воплощена в готовом к употреблению продукте. А в данном случае из статьи выясняется, что это - только разработка с хорошей перспективой, которая, правда, ещё не готова для реальной работы. Её ещё дорабатывать и дорабатывать надо. Так, что мечты о полётах на Марс отложим на после.

Добавить комментарий

Новое на сайте