Назад в СССР. Русский язык и литературу объединят в старших классах

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Уроки русского языка и литературы для старшеклассников объединят в один предмет — словесность. Сторонники реформы ссылаются на опыт советской образовательной системы, где старшеклассники изучали уже только литературу. Противники говорят о том, что в нынешней ситуации общего снижения грамотности отменять преподавание русского языка нельзя.

Реформа школьного образования предполагает постепенную замену уроков русского языка и литературы для учащихся 10‒11-х классов единым предметом — словесностью. Основное внимание будет обращено на культуру речи и духовно-нравственный аспект. Со следующего года в порядке эксперимента эту новую и еще не полностью разработанную программу введут в нескольких школах, а к 2020 году по этой системе должны работать уже все средние учебные заведения. У нового курса есть как сторонники, так и противники.

Сторонники говорят о том, что в советских школах старшеклассники уже не изучали русский язык, так как его правила в нужном объеме были изучены в предыдущих классах. Тем не менее за грамотностью следили: оценки за сочинение выставлялись двойные — за содержание и грамотность. В пример приводится также опыт Польши — там родной язык и литературу преподают одним предметом с самого первого класса. 

Изучение родного языка — синтаксис, лексика, грамматика и так далее — в достаточно больших объемах присутствует в основной школе с пятого по девятый классы. В 10-11 классах основная задача школы — формирование ценностно-смысловой сферы ребенка, и в этом плане изучение литературы, умение отстаивать свое мнение, изложение текстов в разных жанров – важнейшая задача общества, особенно, на этапе информационной революции.

Противники изменений утверждают, что уровень грамотности среди учащихся снижается и в этой ситуации убирать русский язык из программы старших классов было бы неразумным.

Если мы хотим в стране готовить только по одной специальности — охранник газовой трубы, то тогда так и нужно сделать. Кроме того, есть еще одна очень серьезная вещь: идет очень серьезный демографический сдвиг, и даже в московских школах есть уже такие классы, где для большинства ребят русский язык не является родным. Тут уже впору начинать готовить учителей, преподающих русский язык как иностранный.

Сейчас на изучение русского языка в 10‒11-х классах средней школы выделяется один урок в неделю. На изучение литературы — четыре урока.

Видео

Литературу с русским в один предмет — некая словесность… Чего-то набор предметов в нашем образовании начинает напоминать Россию 19 века…

Ничего страшного? Да почитаешь работы 11-классников — волосы дыбом встают! Грамотность на нуле! Изменить ситуацию можно не меняя названия предметов или соединяя два в одном, а увеличивая количество часов русского в старшей школе. А сейчас что? ОБЖ — 2 часа, физкультура — 3, а русского — 1. И кого мы готовим? Правильно — охранников газовой трубы.

Ямбург прав! Это «глыба» отечественной педагогики! А кто такой г-н Кондаков? Сынок зам.министра, 2 или 3 года попредававший географию и возомнивший себя педагогом-новатором. Как верно отметил тот же Ямбург на встрече с представителями клуба «Учитель года Алтая»: «Школа превратилась в место, где дети мешают администрации и учителям работать с документами». Кто виноват? В числе прочих, тот же г-н Кондаков — «отец» новых стандартов.

Вообще-то русский язык в старшей школе не преподавался уже в Советском Союзе 70-х гг (как раньше, не знаю): в 8 классе сдавали письменный и устный экзамен по русскому языку, а в 9-10 было 1 урок в неделю языка и 3 урока литературы. Ничего нового в знании языка это не прибавляло, разве что помогало не забыть уже выученное. А к концу 80-х и этот час в старшей школе стал факультативным. Мои дети заканчивали школу в середине двухтысячных, и у них тоже был один час в неделю русского в старшей школе. А словесность — это и есть литература (дореволюционное название предмета). И в ходе анализа литературного произведения еще никому не удавалось избежать разговора об особенностях языка и стиля автора. Так что оснований для паники я не вижу. Ну переименуют литературу в словесность (как милицию в полицию) — что изменится? Главное, чтобы не додумались вместо русской литературы протащить в школу какую-нибудь «всемирную» (из соображений дебильной толерантности).

Автор

Александр Зайцев

9 комментариев к материалу.

Дмитрий Николаев 15 октября 2012, 16:48

Появление дисциплины "словесность" убьет и русский язык, и литературу. В старших классах, наоборот, важна специализация, связь предмета с научными дисциплинами, а вместо этого предлагается вернуться к букварю...

Роберт Курбанов 15 октября 2012, 18:37

я тоже против объединения. глупость какая то. часы, качество преподавания и зарплаты учителям надо увеличивать а не предметы объединять!

Виталий Яровой 15 октября 2012, 20:57

Это капец, школьники и так безграмотные, а теперь вообще ничего знать не будут, ни языка, ни литературы. И вообще, так бы и сказали сразу, нет денег на финансирование, опять все спустили, будем часы сокращать, а не придумывали красивую отмазку про новый предмет.

Маргарита Савельева 16 октября 2012, 14:04

Если кому-то нужен русский зык и литература, то они самостоятельно сядут за учебники и выучат необходимое. Есстественный отбор тут заработает жестко. Зато рабочий класс и недоумки быстро отсеиваться будут.

Павел Шуба 19 октября 2012, 09:39

Уважаемая, так давайте тогда вообще школу отменим? Зачем это надо? Ведь каждый, кто хочет - самостоятельно все выучит. Ведь каждый ребенок в совершенстве знает методику изучения всех дисциплин и способен не задавая ни единого вопроса стать гением во всех областях науки. Вам рассказать какого уровня в развитии достигают ученики, обучающиеся, по каким-либо причинам, на дому? Многие из них читают с трудом.

Алексей Громыкин 16 октября 2012, 14:39

Правильно, зачем детей чему-то учить в школе, пусть все будут дворниками и сторожами.

Маргарита Савельева 16 октября 2012, 15:59

Жизнь всех расставит по своим местам, полно тех, кто учит сейчас и русский, и литературу, и дипломы у каждого второго красные, и знания, а вот интеллекта в этих случаях не достает.

Александр П. 22 октября 2012, 01:20

Не понимаю паники. Стилистика и культура речи — это вообще-то тоже русский язык. Дети годами учат структуру языка и правила, не понимая даже, зачем все это нужно. Результат — «повышенная» грамотность после девяти(!) лет т.н. изучения языка. Потому что наука о языке (структура, правила и т.п.) — это всё, конечно, прекрасно, но в итоге дети за деревьями не видят леса — красоты, богатства и возможностей родного языка. Вкус к языку и к литературе как искусству слова не воспитывается, как мне кажется, даже на уроках литературы. В итоге великая литература после школы никого уже особенно и не интересует, не только потому что «отбили охоту обязаловкой», но и банально потому, что культурный уровень не позволяет «заценить». Зато всякая бездарная туфта — легкое чтиво, развлекательное кино, ТВ — потребляется тоннами. Всё бы, казалось, и ничего (ну устали от жизни — хоть «дефективчиком» развеемся), но надо понимать, что население с такими «высокими» культурными запросами — идеальный объект для промывки мозгов людьми уже вполне образованными и искушенными.

Александр П. 22 октября 2012, 01:20

Касательно грамотности. Она же повышается, как все уже поняли, не от простой зубрежки (перед экзаменом вызубрил — после экзамена всё напрочь забыл), а в том случае, когда человек вообще понимает, для чего эта грамотность нужна, когда он активно использует богатейшие возможности русского языка. Чем больше ученики будут тренировать свою устную и письменную речь (под руководством преподавателя), тем, естественно, и грамотнее они будут. Причем тренировка эта должна проходить не по шаблонам (диктанты, изложения, сочинения скачанные из интернета), а в форме индивидуального творчества. Грамотность-то ведь нужна в конце-концов, чтобы грамотно, максимально доступно оформить и донести до других именно свои мысли (которые еще надо иметь).

А с этим с сейчас проблема. Что там запятые? Учителя стонут, что у детей с логикой и вообще связностью речи проблемы... И речь идет здесь не о каких-то лесных жителях, а тех детях, которые ходят в наши суперффективные школы и учатся там с утра до вечера. Зачем учатся, не понимают. Да никто и не объясняет...

Добавить комментарий

Новое на сайте