Авиапром на взлете. В России разработают реактивные двигатели нового поколения

12
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Марина Лысцева/ИТАР-ТАСС

Для того чтобы Россия не оказалась в аутсайдерах мирового авиапрома через 1015 лет, государство уже сейчас готово вложить в научные разработки для нужд отрасли 6 млрд руб. Исследования, на которые пойдут эти деньги, положат начало созданию реактивных двигателей нового поколения.

Продукция авиапрома любой страны всегда была ее визитной карточкой. По состоянию этой отрасли легко оценить общий уровень развития технологий в государстве. В свою очередь, показателем развитости авиационной промышленности считаются двигатели, которые она выпускает. Именно от эффективности силовой установки зависит успех того или иного самолета.

В свое время масса удачных моделей самолетов были отправлены «под сукно» — именно из-за того, что технологии не позволяли изготовить для них подходящий двигатель. Новаторских и перспективных разработок в области самолетостроения у советских конструкторов было в избытке. Но, к сожалению, этого нельзя было сказать про моторы. В 30-е годы все поршневые двигатели представляли собой не что иное, как модификацию французского Hispano-Suiza, немецкого BMW и американских Curtiss-Wright. К слову, отечественный двигатель АШ-62, на котором до сих пор летают известные «кукурузники», — по сути, двигатель Wright R-1820 образца 1930 года. 

Видео

Первые отечественные реактивные двигатели изготавливались на примере трофейных немецких самолетов Junkers Jumo и купленных у компании Rolls-Royce моторах Derwent и Nene. В этом направлении работы стали двигаться заметно быстрее, и в скором времени конструкторы ушли от копирования и стали проектировать собственные двигатели. Помимо знаменитого ЦАГИ, уже в полный рост работали ЦИАМ (Центральный институт авиационного моторостроения), ВИАМ (Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов) и ЦИАТИМ (Центральный институт авиационных топлив и масел), строились заводы сложных и точных сплавов. Специалисты из этих институтов разработали некоторые технологии, которым в свое время в мире не было аналогов. В частности, инженеры научились «выращивать» материал, который использовался при изготовлении лопаток для турбин. 

Видео

К середине 70-х с моторами для боевых самолетов все обстояло благополучно — был создан двигатель и его модификации, которые устанавливались на все машины семейства Су-27. Однако ситуация с двигателями для гражданских самолетов не была столь радужной. Дело в том, что если для боевых машин такие показатели, как экономичность, шум и экология, стоят далеко не на первом месте, то для силовой установки пассажирской машины это основные характеристики. Основная проблема заключалась в переносе военных технологий в гражданский сектор, поскольку установки и материалы на других машинах не всегда работали так, как это было необходимо.

В итоге разработанный еще в 1979 году и сертифицированный спустя 13 лет двигатель ПС-90А для пассажирских самолетов оказался ненадежным. Не помогло даже сотрудничество с Pratt & Whitney — двигатель не устраивал авиастроителей. Как результат — вместо 1,5 тыс. было выпущено едва 300 таких двигателей. 

Видео

В 2010 году стало ясно, что если не предпринять оперативных действий, то отечественная авиапромышленность зайдет в тупик. Поэтому была принята новая госпрограмма, которая фактически возрождает советскую практику — финансирование отраслевых институтов непосредственно из бюджета, поскольку разработка конкурентоспособных двигателей нового поколения — затратный процесс, превышающий по времени создание самого самолета в полтора-два раза. Поэтому приступать к разработке концепций и технологий перспективных двигателей и силовых установок для самолетов 2025–2030 годов надо уже сегодня, как делают в США и Европе. Двигатель 6-го поколения должен быть на треть экономичнее ПС-90А, на 10% легче и в два-три раза чище по выхлопу.

Комплексные планы исследований на 2013–2014 годы будет формировать экспертный совет, куда войдут ученые и представители промышленности. На конструктивно-схемные решения перспективных двигателей выделено 900 млн рублей, на разработку полимерных композитов, легких сплавов, технологий сварки — 700 млн рублей, на повышение ресурса двигателей — 500 млн рублей, на создание новых материалов и комплексных энергоэффективных ресурсосберегающих технологий — 1 млрд рублей. Всего на подобные работы планируется 6 млрд рублей.

В целом на подпрограмму «Авиационная наука и технологии» на 2013–2025 годы запланировано более 216,4 млрд рублей.

Видео

Прислал
Вадим Саранов

заместитель главного редактора газеты "Версия"

Особых успехов в двигателестроении у СССР не было. В статье приводится пример двигателей для Су-27, это двигатель мог разогнать самолет до сверхзвука только на форсаже. Крейсерского сверхзвука, в отл от американских аналогов у Су-27 не было. Цифры вложений в отрасль конечно впечатляют, но как там обстоят дела с кадрами?

Автор

Михаил Тимошенко

Над статьей работали

Вадим Саранов, 2 1, Елена Горбачева

Добавить комментарий

11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Виталий Хвостов 20 декабря 2012, 11:13

Вчера читал статью, где приводятся данные о прибыли России в 2012 году на экспорте военной техники. Подумал: "Ну ничего себе")) 15 млрд. $ за один только год, в одной только военной сфере. А оказывается, на эту военную сферу наше государство тратит в разы больше.

Никита Облонский 20 декабря 2012, 12:33

Если бы еще простым жителям от этого что-то перепадало. А так - воздушные цифры. Как пришли, так и ушли.

Максим Аверин 20 декабря 2012, 15:06

Авиация - это нужно. Только вот зачем такие затраты делать - не понимаю. Да, двигатели нужны, но ведь сейчас ведутся разработки над новым источником энергии.Так проще в них вложить деньги, и делать на новом источнике новые двигатели.

Денис Дедов 20 декабря 2012, 16:33

Такое ощущение, что гонка вооружений и не прекращалась вовсе. В США и Европе делают так - и мы не будем отступать! Но ведь гораздо проще разработать противовоздушную оборону, и работать над двигателем не спеша.

Владимир Селиванов 20 декабря 2012, 17:05

Не понимаю, к чему такая паника и спешка. Как будто завтра война! А 6 миллиардов могут и в гражданской сфере пригодиться.

Отмечено
редакцией

Вадим Саранов 20 декабря 2012, 17:21, Изменено: 20 декабря 2012, 18:37

Особых успехов в двигателестроении у СССР не было. В статье приводится пример двигателей для Су-27, это двигатель мог разогнать самолет до сверхзвука только на форсаже. Крейсерского сверхзвука, в отл от американских аналогов у Су-27 не было. Цифры вложений в отрасль конечно впечатляют, но как там обстоят дела с кадрами?

Павел Юдкин 20 декабря 2012, 17:55

А что, было бы клева испытать на себе новый двигатель) А движками истребителей 5 ого поколения, пусть гражданскую авиацию оснастят) Что бы от Москвы до Владивостока за час долетать))))

Александр Истратов 20 декабря 2012, 18:36

Несомненно авиация - важный аспект в государственной безопасности. Но вот, неделю назад все же хвастались тем, что в небо взлетел истребитель пятого поколения. Теперь этого мало что ли? Так давайте перескочим 6,7,8,9 поколения, и сразу выпустим двигатель 10ого поколения, сэкономив стране миллиарды)

Оля Волкова 20 декабря 2012, 20:07

Как это для истребителя не важен шум? Очень важен! Истребитель, который идет бесшумно - гораздо более опасны противник( я имею в виду что не совсем бесшумно, а на уровне шума гражданской авиации).

Анатолий Губарев 20 декабря 2012, 21:12

Да, наши движки всегда были и шумнее, и прожорливее. Смешное, но ещё в 80-х гг. пилоты жаловались, что при всей нашей застандартизованности и монополии государства, набор переходников для наших самолётов в японских аэропортах был в разы больше американских и французских.
Но даже это не самое важное на сегодня: потеряны кадры, прервана преемственность поколений, потеряно и морально устарело оборудование на авиазаводах. А высокая культура производства и сервиса на аваипредприятиях сама по себе не появляется, это результат долгого и кропотливого воспитания. И той самой преемственности поколений.
Неужто опять, как в давние годы, у нас будут гениальные единичные экзепляры техники, и никуда не годные их серийные образцы

Владимир Мещанкин 23 декабря 2012, 01:27

Вообще никогда и ничего не умели ! Вот что нужно Россиянам - это алкоголь и табак . -Кажется это уже кто-то говорил . Что-то тянет на цитаты ....

Добавить комментарий

Новое на сайте