Как советская подводная лодка таранила американский авианосец

45
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

21 марта 1984 года в 22:10 американские моряки, находившиеся на авианосце Kitty Hawk, почувствовали сильный удар. Спустя некоторое время они увидели в воде удаляющийся темный силуэт. Это была советская подводная лодка К-314.

В марте1984 года США и Южная Корея проводили свои очередные ежегодные военно-морские учения Team Spirit. Политическая обстановка тогда складывалась не самая благоприятная. Учения проходили на фоне обострения отношений США и СССР. Действия американских и южнокорейских кораблей в Советском Союзе и Северной Корее расценили как недружественный шаг, ведущий к эскалации напряженности. В Москве и Пхеньяне внимательно следили за учениями. Для наблюдения были отправлены торпедная атомная подводная лодка К-314 и шесть боевых кораблей. Они должны были следить за действиями в Японском море американской авианосной ударной группы, состоящей из авианосца Kitty Hawk и семи боевых кораблей США.

Советская подводная лодка вышла из базы 10 марта и направилась в центральную часть Японского моря. Через четыре дня К-314 удалось обнаружить авианосную ударную группу ВМС США. Наблюдение за авианосцем проводилось в течение последующих 7 суток. О том, как в дальнейшем развивались события, существуют противоречивые сведения. По сообщениям американской стороны, советскую подводную лодку на протяжении нескольких дней обнаруживали несколько раз, 15 раз была произведена имитация ее уничтожения. После этого американские корабли решили скрыться от подводной лодки, уйдя в территориальные воды Южной Кореи.

Большой противолодочный корабль «Петропавловск» в Японском море, 21 марта 1984 года
Фото: navsource.ru

Потеряв гидроакустический контакт с авианосцем, лодка под командованием капитана 1-го ранга Владимира Евсеенко продолжила поиск. Советская субмарина направилась в предполагаемую точку нахождения авианосца, но его там не оказалось. Американская сторона хранила радиомолчание.

21 марта советская субмарина обнаружила странные шумы. Для выяснения обстановки лодка всплыла на перископную глубину. На часах было начало одиннадцатого. По словам Владимира Евсеенко, было замечено несколько американских кораблей, которые шли навстречу. Было принято решение погружаться, но было поздно. Незамеченный экипажем подводной лодки авианосец с выключенными ходовыми огнями двигался со скоростью около 30 км/ч. К-314 находилась впереди Kitty Hawk. Произошел удар, за ним еще один. Сначала команда решила, что повреждена рубка, но при проверке воду в отсеках не обнаружили. Как выяснилось, при первом столкновении был погнут стабилизатор, при втором был поврежден винт.

Для американцев столкновение было также неожиданным. По их словам, после удара они увидели удаляющийся силуэт подводной лодки без навигационных огней. Были подняты два американских противолодочных вертолета SH-3H. Сопроводив советскую подводную лодку, они не обнаружили у нее каких-либо видимых серьезных повреждений. Тем не менее, при ударе у подводной лодки был выведен из строя гребной винт, и она стала терять скорость. Винтом был поврежден и корпус авианосца. Оказалось, что его днище было пропорото на 40 м. К счастью, никто в этом инциденте не пострадал.

Kitty Hawk был вынужден отправиться на ремонт на военно-морскую базу Субик-Бей на Филиппинах перед тем, как вернуться в Сан-Диего. При осмотре авианосца был обнаружен застрявший в корпусе фрагмент винта К-314, а также куски звукопоглощающего покрытия подводной лодки. Учения были свернуты.

Подводная лодка К-314 не могла самостоятельно доплыть до базы. Ей на помощь был выслан огромный буксир «Машук». Лодку отбуксировали в бухту Чажма, в 50 км к востоку от Владивостока, где ей предстояло пройти ремонт.

Происшествие наделало немало шума: в американской прессе активно обсуждалось, как подводная лодка смогла подплыть незамеченной на столь близкое расстояние к кораблю ВМС США. Всю вину за инцидент американская сторона взвалила на капитана советской подводной лодки. В СССР также провели расследование, итогом которого стало отстранение Евсеенко.


На авианосце Kitty Hawk в момент столкновения было около 80 самолетов. Кроме того, на борту было несколько зенитных ракет. На К-314 также находились торпеды.

Судьбы Kitty Hawk и К-314 сложились по-разному. К-314 в 1985 году постигла авария. Во время работ по перезарядке реакторов из-за нарушений правил техники безопасности произошел взрыв с радиоактивным выбросом. Погибло 10 человек. Лодка была выведена из состава ВМФ в 1989 году.

Kitty Hawk после инцидента участвовал в нескольких операциях, в том числе в Сомали в 1992 году и в Персидском заливе. Авианосец был выведен из состава ВМС США в 2009 году.

Прислал
Рафаєль В. Макаров

Врач-реаниматолог

Поучительный пример. Произошло происшествие с участием нашей подводной лодки и американского авианосца, но это не привело к военному конфликту. Значит, можно находить вменяемые решения? Оказывается, можно.

Автор

Андрей Матвеев

Над статьей работал

Рафаєль В. Макаров

25 000 просмотров

22 марта 2014
25 000 просмотров 10 000 просмотров
Добавить комментарий

19 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Вика Ганич 21 марта 2014, 21:11

И я в это время служил на аэродроме в Золотой Долине и наши ДСы(дежурные силы) постоянно поднимались в воздух днём и ночью.

Отмечено
редакцией

Рафаєль В. Макаров 21 марта 2014, 22:00, Изменено: 23 марта 2014, 14:16

Поучительный пример. Произошло происшествие с участием нашей подводной лодки и американского авианосца, но это не привело к военному конфликту. Значит, можно находить вменяемые решения? Оказывается, можно.

Сулима Вадим 22 марта 2014, 00:21, Изменено: 22 марта 2014, 00:25

Рафаэль, таких конфликтов в то время была бездна. и всегда находились разумные решения. Просто масштаб лидеров государств не сопоставим с нынешним

Рафаєль В. Макаров 22 марта 2014, 11:11, Изменено: 22 марта 2014, 11:15

Я говорю про конкретный конфликт с конкретной подводной лодкой и конкретным авианосцем и называю его поучительным примером. Я не ставил задачу проанализировать все конфликты. Равно, как и автор этой статьи.

Владимир Варавский 22 марта 2014, 17:18, Изменено: 22 марта 2014, 17:20

Масштаб лидеров государств,особенно в США, несопоставим с нынешним. Раньше уровень был выше.

Виталий Хованский 6 апреля 2014, 17:08, Изменено: 6 апреля 2014, 17:10

Это все вынужденно. Можно, потому как ничего иного нельзя.

Konstantin Barashkov 22 марта 2014, 07:11

в 79 , в салме Баренцево моря искали чужую лодку, не нашли!

Виктор Швецов 22 марта 2014, 13:40

вообще-то и на подлодке , и на авианосце должны быть радары . из текста неясно , почему они не работали перед столкновением . автор глубоко не роет , скользит по поверхности ...

Виталий Хованский 6 апреля 2014, 17:12, Изменено: 6 апреля 2014, 17:15

Радар выключается, чтобы судно не было обнаружено на радарном расстоянии. Когда нас пытались обнаружить глубинными бомбами - мы даже не шевелились и все что можно было выключили.

Виктор Швецов 7 апреля 2014, 09:28, Изменено: 7 апреля 2014, 09:30

в общем , командир подлодки действовал вслепую : радары выключены , в перископ не видать ни хрена / днем ! / . в итоге - столкновение с американским авивносцем / который , кстати , у автора статьи почему-то движется со скоростью 30 км/ч . а где же мили , как принято на флоте ? / . и это профессиональные военные ? не удивлюсь , если после инцидента этот " командир " был строго наказан .

Виталий Хованский 7 апреля 2014, 09:40, Изменено: 7 апреля 2014, 09:45

Именно вслепую, и наших подлодников учат этому. Вы упомянули про перископ? А какой перископ не на перископной глубине? На перископной глубине подлодка также уязвима, как в надводном положении, Вы что, не знали? При нехватке информации не стоит судить. А км/ч - конвертация для удобства восприятия читателя.

Виктор Швецов 7 апреля 2014, 11:24, Изменено: 7 апреля 2014, 11:25

уважаемый Виталий , читаем статью еще раз : " 21 марта советская субмарина обнаружила странные шумы. Для выяснения обстановки лодка всплыла на перископную глубину. На часах было начало одиннадцатого. " получается , была возможность пользоваться перископом . а вслепую у командира плохо получилось - лодка получила от авианосца такие повреждения , что не смогла дальше двигаться самостоятельно . следовательно , командир не имел необходимой квалификации и опыта , - он ведь за все отвечает .

Виталий Хованский 7 апреля 2014, 11:26, Изменено: 7 апреля 2014, 11:30

На перископную глубину лодка всплыла "для выяснения обстановки", а не для принятия мер. Они же не идиоты, все на виду делать...

Виктор Швецов 7 апреля 2014, 11:35, Изменено: 7 апреля 2014, 11:40

вот командир и " выяснил обстановку " - да так , что нанес ВМФ значительный ущерб . я могу понять его действия только в случае , если у него было соответствующее задание - типа " таранить американцев " . но про задание в статье ничего нет .

Виталий Хованский 7 апреля 2014, 11:38, Изменено: 7 апреля 2014, 11:40

Ущерба особого тоже не видно, или у Вас есть что добавить?

Виктор Швецов 7 апреля 2014, 12:49, Изменено: 7 апреля 2014, 12:50

а то , что лодка дальше не смогла двигаться самостоятельно - это разве не ущерб ? не думал , что Вам надо все разжевывать ...

Виталий Хованский 7 апреля 2014, 13:17, Изменено: 7 апреля 2014, 13:20

Разжевывать, кажется, нужно Вам. При реальных боевых условиях, которыми является разведка в том числе, зачастую материальный ущерб просто мелочи по сравнению с полученными данными. Если бы Вы служили когда-нибудь - мы бы с Вами сейчас так не дискутировали.

Игорь Морозов 23 марта 2014, 18:00

процентов на 200-300 уверен что Евсеенко таранил Хока по приказанию из Москвы , Выучка подводников в то время - да они могли через игольное ушко на спор проехать.

Виталий Хованский 7 апреля 2014, 09:42, Изменено: 7 апреля 2014, 09:45

И это тоже возможно, ведь разведка боем до сих пор не устарела. Например - Крым сегодня.

Добавить комментарий

Новое на сайте