Татарстанские дороги оборудовали фиксаторами скорости, которые не определить антирадаром. Разработали ноу-хау казанские программисты — резиденты ИТ-парка. Систему «Автодория» уже одобрили на федеральном уровне и теперь планируют внедрять во всех российских регионах.
Речь идет о стартап-разработке молодой казанской компании «Автодория», резидента столичной площадки ИТ-парка (кстати, совладельцем этого стартапа является супруга министра связи Николая Никифорова). Как рассказал SmartNews руководитель «Автодории» Антон Куховаренко, система определяет скорость автомобиля не в конкретной точке, а среднюю скорость на участке дороги.
Работает «Автодория» с помощью специальных датчиков. «Умные» видеокамеры, оборудованные внутри компьютером, установили вдоль республиканских трасс через каждый километр. Датчики фотографируют все автомобили и распознают их госномера. Затем система ГЛОНАСС фиксирует момент времени, когда был сделан снимок, и координаты (место снимка). Спустя километр ту же процедуру повторяет второй датчик. Данные с устройств поступают в вычислительный центр, где сверяют показания обоих приборов и рассчитывают среднюю скорость движения автомобиля.
Дальше «умная» программа проводит анализ, есть превышение скорости или нет. Если есть, то информация уходит в ГИБДД, если нет — просто удаляется.
Мне кажется, эта идея лежала на поверхности. Еще до появления радаров скорость примерно так и мерили — инспектор ГАИ стоял на дороге и секундомером засекал, за какое время автомобиль проехал между двух точек. Просто наша технология позволяет это делать в автоматическом режиме без участия человека. К нам, уже имеющим кое-какой опыт специалистам, мысль заняться этим вопросом пришла два года назад. Год мы мыкались по офисам знакомых, потом прошли в бизнес-инкубатор казанского ИТ-парка и стали первым его резидентом. Дальнейшая разработка велась там. Сейчас мы просто резиденты ИТ-парка.
Справка SmartNews
Согласно ЕГРЮЛ, созданная в июне 2011 года «Автодория» принадлежит компаниям «Центр-Сервис» (60%) и «Стартобаза» (40%). Владельцем 99% «Стартобазы» с 13 апреля 2012 года является Светлана Никифорова, супруга нынешнего главы Минкомсвязи РФ Николая Никифорова. Сам Никифоров до назначения на пост федерального министра связи работал в должности заместителя премьер-министра — министра информатизации и связи Республики Татарстан.
Видео
Тестирование приборов проводилось на участке трассы М7. За 48 дней прибор КРИС-П зафиксировал 12,5 тысячи нарушений скоростного режима, в то время как «Автодория» — 49 тысяч нарушений. Такие же испытания проводились в поселке Залесный. За 48 дней на КРИС-П «попались» 28 тысяч нарушителей, на регистраторы системы «Автодория» — 132 тысячи.
Вообще обкатка созданной технологии длится уже год. Совместно с ГИБДД «Автодория» установила за свой счет 16 комплексов: часть в Казани, часть на федеральной трассе М7, часть в поселке Сакуры. По словам Антона Куховаренко, за этот год была внесена уйма изменений в систему, и теперь она будет работать без сбоев в жару, холод, снег и дождь.
У нас, в Казани, они уже успешно используется и штрафы приходят. Все законно. Система развивается уже около тех лет. Лихачи боятся Автодорию как огня. 100% результат в любое время суток, кроме экстремального тумана.
Кто б такую штуку поставил у меня на перекрестке. Офигевшие водилы и *ные таксисты прут прямо на красный. Ментам вообще закон не писан. А все потому-что перекресток «далеко».
на каждом перекрестке в Мензялюшке надо понатыкать такие штуки… а то вообще ездить нармально разучились.
Если поставят через каждый километр, я к номеру лист клиновый приклею, а ночую приеду и начну демонтаж камер которые в глухой местности будут через каждый километр, а еще из пневматики по ним наверно здорово стрелять.
Тема вызвала сильнейший общественный резонанс: на просторах интернета на новость о появлении нового «контролера» не написал свой комментарий разве что ленивый. Определяющим для водителей стал тот факт, что установленную на дороге камеру нельзя будет засечь никаким радаром. Правда, как утверждают в «Автодории», в этом и нет никакого смысла.
Фото: Автодория
Это стационарные приборы, они никуда не перемещаются. Рано или поздно они появятся на специальных ресурсах, может быть, даже в навигаторах. То есть то, где установлены приборы, все будут знать. При этом эффект от прибора все равно будет, потому что неважно, с какой скоростью ты едешь мимо прибора, — важно соблюдать скоростной режим на всем пути следования.
Когда уже придумают скорость, которая не будет определяться радарами)))))
Обязательно к этому радару придумают антирадар. А вообще, чтобы не запоминать месторасположение радаров, НЕ НАРУШАЙТЕ ПДД!
Кроме того, автовладельцы строят предположения, что систему можно будет легко обмануть: проехать весь участок с превышением и несколько раз резко снизить скорость, чтобы среднеарифметическое значение оставалось в пределах разрешенных ограничений.
Молодцы! Если я влетаю на скорости 180 км/ч под первую камеру, а до второй не доезжаю (т.к. сворачиваю к себе во двор) значит штрафы приходить не будут, спасибо! Поставьте пожалуйста поскорее (г. Москва ул. Нижегородская).
Остановился между камерами покурил, и поехал дальше и никого не волнует, что ты попал под первую камеру на скорости 180)))))))))))))) В общем, опять деньги на ветер!!!
Фото: autotat.ru
Однако создатели «Автодории» имеют противоположное мнение.
Вопрос: чего вы этим хотите добиться? Вы хотите спокойно доехать до дома или обмануть камеру? Чисто теоретически обмануть возможно. Но представьте: камеры висят на расстоянии 1 км друг от друга. То есть, чтобы их обмануть, нужно первые 500 м проехать, превышая скорость, потом остановиться, подождать 10 минут и оставшиеся 500 м проехать не нарушая. В среднем скорость получится в пределах нормы. Но неужели кто-то будет каждый километр останавливаться только для того, чтобы обмануть камеру? Или вы лучше поедете равномерно быстро на допустимой скорости и доедете за то же время, при этом не создавая помех для других? На форумах многие кричат, что нужно обманывать эту систему, кто-то просит допустимую скорость увеличить… Но мне понравился один комментарий: «Давайте лучше не увеличим скорость на участке, а будем ехать все медленнее». Пусть мы будем ехать не 60 км/ч, а 40, зато не будет никогда пробок. В принципе наша система не нацелена на то, чтобы оштрафовать, она способствует выработке новой поведенческой модели у водителей: зачем я буду сейчас превышать и создавать заторы, лучше я поеду равномерно с одной средней скоростью.
Также у водителей возникает вопрос: если даже для прямой трассы устройства подходят идеально, то как будет отслеживаться средняя скорость на дорогах с поворотами?
они сами об этом и пишут, что толку мало… что на поворотах неверная фиксация… и в то же время презентуют… всё как обычно, сначала «кладут асфальт. а потом под ним трубы прокладывают»))))
Наша система в этом смысле справедливая. Есть вопрос: как измерить расстояние, которое я проехал, ведь я же мог ехать зигзагами, условно говоря, и пройденное время у меня будет больше? Наша система всегда считает, что водитель проехал по самому кратчайшему пути — по прямой. Можно ставить наши устройства и на дорогах с искривлениями — будет небольшая погрешность в пользу водителя. Да, на серпантине, на горной дороге, система будет не очень эффективна.
Но система «Автодория» будет развиваться. У ее авторов уже есть идея, как сделать так, что камеры, которые сегодня измеряют скорость, в будущем начали мерить и транспортные потоки, оценивать дорожную ситуацию, может быть, даже управлять этими потоками. Ребята уже встречались с представителями Google и «Яндекса».
По данным сайта правительства России, на днях система получила одобрение первого вице-премьера Игоря Шувалова. Он поручил «рассмотреть и законодательно закрепить внедрение системы “Автодория” с правом субъектов Федерации самостоятельно решать вопрос ее использования».
У ИТ-специалистов скорая трансляция «Автодории» на дорогах всех российских регионов не вызывает сомнения.
Мы не одни. Мы просто первые, кто это сделал. Мы грудью продавили, сертифицировали систему, прошли испытания. Сейчас конкуренты, я думаю, выйдут с похожими продуктами. И чтобы нам на Россию транслироваться, надо выигрывать в конкурсах, которые будут объявляться в каждом регионе. Надеемся на победу.
Сейчас к системе относятся по-разному. Есть те, кто говорят, что мы враги. Но есть и те (большинство), кто понимает, что система нужная. Если подумать, зачем гнать и рисковать жизнью? Выигрыш в 10 секунд. В 2012 году в России 27 991 человек погиб на дорогах.
Проект «Автодория» — это, несомненно, новый этап в развитии систем обеспечения безопасности на дорогах. С обычными радарами связано множество проблем. Кроме того что они определяются радарами и не учат людей ездить с разрешенной скоростью, это и стоимость самих радаров, и стоимость содержания, и даже увеличение количества аварий, которые возникают, когда оснащенные антирадарами автомобили резко тормозят на трассах. Всех этих проблем нет у «Автодории», она гораздо проще и дешевле в содержании, а эффективность в деле снижения количества лихачей, несомненно, выше. «Автодория» должна появиться на всех автодорогах России, конечно. У проекта очень большое будущее.
Команда «Автодория» очень сильная. Это один из самых удачных наших проектов. На его платформе могут возникнуть и развиться множество других сервисов и бизнесов. Проект будет успешным, такого рода решений у нас в России пока нет. Причем компания будет работать по принципу услуг — под ключ. Это общемировой тренд: компании уходят в сервисную модель, не хотят просто продавать «железки», будут сами всё устанавливать и обслуживать. То есть проект долгосрочный. Это экономически выгодная модель: интерес проявлен и со стороны государства, ГИБДД, «Автодора», и со стороны Google, «Яндекса». Подобные практики за рубежом показывают, что аварийность благодаря таким системам существенно падает.
Эксперты-транспортники, жизнь которых большей частью проходит в пути, на дороге, очень обрадовались появлению новой системы контроля скорости: по их мнению, возможность приехать на несколько минут раньше не стоит того, чтобы рисковать своей жизнью. Причем они отмечают, что год работы этих приборов на казанских дорогах положительно сказался на культуре поведения водителей.
— Всё, что ведет к улучшению исполнения законодательства, правильно.
В Казани сегодня мало водителей, превышающих скорость. Молодежь, правда, покупает недорогие отечественные машины и лихачит. А люди состоятельные в плане возраста и достатка ездят спокойно. Я недавно был в Ижевске, мы ехали с братом, и он мне говорит: «Ты что так плетешься?» А я уже привык, что у нас эти камеры стоят на дорогах, поэтому еду 60 км, не больше. Смотрю — и правда меня все обгоняют, подрезают. Но по-другому я уже не могу! А в других городах все гоняют — вот этого я уже долгое время не ощущаю в Казани. Я считаю, основной эффект появления таких камер — уменьшение количества ДТП со смертельным исходом, потому что любая авария — это сочетание максимум пяти факторов. И главным факторов всегда является превышение скорости. А потом уже «на дорогу выскочила девочка», «было темно», «одна фара не работала» и т. д. Если человек едет медленно, аварии, как правило, не бывает.
— За рубежом контроль за скоростью грузовиков осуществляется с помощью тахографов на стоянках. Сотрудник инспекции раз в день просит водителя предъявить тахограф, в котором содержатся сведения о режиме труда и отдыха и скорости, — эти данные невозможно подделать. Если твоя скорость вышла за 90 км, то тебя автоматически штрафуют. С 1 апреля такие тахографы станут обязательными и в России, поэтому смысла контролировать грузоперевозчиков камерами или радарами нет.
А вот легковушки контролировать подобным образом нужно. И я против повышения скоростного режима: сейчас на дорогах общего пользования хотят установить вместо 90 км 110 км, а на автомагистралях вместо 110 км 130. У нас менталитет такой: если стоит 130, значит, можно ехать 150. А на такой скорости отреагировать сложно: за полсекунды проезжаешь 20 м, что очень опасно. За границей ездят 90 км и никуда не опаздывают. У нас же на трассе М7 грузовики идут спокойно, по трафику, а легковушки обгоняют, создают аварийную ситуацию. Я практически не нарушаю режим, потому что, если даже ты очень быстро едешь, ты все равно приедешь раньше на пять минут, и не стоит ради них рисковать жизнью. В России, только когда накажут, люди начинают думать. А пока не поймали — будут гонять.
Как уже говорилось выше, идея «Автодории» не нова. В Европе таким способом контроль за движением осуществляется уже не первый год. И тут нам есть чему поучиться. Например, для большей точности в Великобритании и Франции комплексы фиксации средней скорости дублируются традиционными камерами, делающими замер в конкретной точке дороги.
В Татарстане вообще очень сильная служба ГИБДД. Потому как там поддержка с самого верха. Брат начальника ГИБДД РТ- президент республики.
Все это полумеры, лихачи как гоняли, так и будут гонять, вменяемые люди как ездили аккуратно, так и будут ездить, ничего толком не изменится. Культура вождения — она в головах начинается, а не на дороге.
Было в Англии такое движение — луддиты. Ну не нравились им машины, считали, что их надо разрушать. Конечно, лучше всего ездить по правилам. Особенно хорошо, когда они логичны и знаки на дорогах соответствуют не взбрыкам дорожных рабочих или хитростям гайцов, а именно ПДД и реальной ситуации. Но если игра по-прежнему будет вестись в одни ворота, жди новых луддитов.



Рифкат Минниханов, глава УГИБДД по РТ
Виктория Абдуллина, комментарий «ВКонтакте»







Анатолий Губарев
Олег Гайсин
Станислав Захаркин
Алексей Громыкин
Геннадий Понкратов
Сергей Ильин
Александр Истратов
Николай Гирш
Лев Бабин
Николай Голубев
Павел Юдкин









12 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе