Из архивов ФСБ. Священники и силовики написали книгу о кемеровских святых

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

«Жизнеописания кузбасских святых». Фото: Александра Войцишевская/SmartNews

Жители Кемеровской области теперь смогут узнать всё о жизни 40 святых региона. В области вышли в свет «Жизнеописания кузбасских святых». Материалы для книги предоставлены архивами ФСБ, МВД и ГУФСИН.

В книге — жизнеописания трех святых, проживавших в крае в XIX веке, и 37 новомучеников XX века, закончивших свой жизненный путь в Кузбассе. Не все из них священнослужители, в списке есть и миряне. В основном это бывшие жители Москвы и Подмосковья, отправленные в сибирские лагеря. Лишь один священник — Афанасий Левицкий — служил непосредственно в Кемеровской области в населенном пункте Бачатский.

Эти святые претерпевали мучения на Кузнецкой земле. Поэтому их и считают кузбасскими святыми. Кроме того, именно Кемеровская епархия предлагала их канонизировать.

Отец Максим (Мальцев), заместитель председателя епархиальной комиссии по канонизации святых, SmartNews
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Александра Войцишевская/SmartNews

Презентованная во вторник книга — уже второй по счету труд представителей православной церкви, писателей, историков и архивных служб силовых структур.

Два года назад в свет вышел справочник «Новомученики и исповедники земли Кузнецкой», в котором приводились биографические данные 175 реальных людей, которые пострадали за веру. В основном они были расстреляны в годы репрессий в СибЛАГе. К сожалению, информация о некоторых из них представляла собой просто даты рождения и смерти. Сегодняшняя книга — продолжение работы. В отношении 40 человек, которые в 2000-е годы были признаны святыми, сейчас восстановлена вся имеющаяся информация.

Отец Максим (Мальцев), заместитель председателя епархиальной комиссии по канонизации святых, SmartNews
Прислала
Нелли Шестопалова

Cправочник «Новомученики и исповедники земли Кузнецкой». Фото: Александра Войцишевская/SmartNews

Один из авторов книги, бывший следователь подполковник Сергей Павлов, еще в 1990-х годах начал работу по сбору документов о репрессированных.

В России нет других примеров столь плотного сотрудничества РПЦ, силовых структур, ученых в раскрытии архивной информации ФСБ, ГУФСИН и МВД. Это уникальное явление. После 20 лет работы следователем в милиции я перешел работать в прокуратуру. По роду своей деятельности я получил доступ к архивным делам. Когда я знакомился с этими документами, я приходил просто в ужас. Ведь в некоторых делах было только две бумаги — об аресте и расстреле. Особо мои душу и сердце задевали дела, связанные со священниками. Я просто восхищался тем, как они держали слово, как не отступали от веры. Я сам начинал писать еще в 1990-е годы. Сначала очерки о фигурантах своих уголовных дел, потом про репрессированных. И сейчас очень рад, что удалось завершить серьезную работу совместно с учеными. К сожалению, теперь архивные дела стали доступны только по специальному допуску.

Сергей Павлов, автор книги, бывший следователь, подполковник, SmartNews

По мнению экспертов, книга будет интересна не только верующим, но и всем, кто интересуется историей.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Александра Войцишевская/SmartNews

Книга ориентирована не только на верующих, но и на людей, которые проявляют интерес к истории края, к теме репрессий. Полагаю, что она будет интересна студентам. С исторической точки зрения сомневаться в том, что здесь написано, нет оснований. Это не жизнеописания, основанные на легендах, здесь все основано на документах.

— Главное, что она опирается на исторические факты, официальные документы. В ней удалось даже восстановить белые пятна в жизни конкретных людей.

Кемеровчанка Лидия Титова, пришедшая на презентацию книги, захотела просто узнать о жизни людей, которых признали святыми.

Почему? Потому что я человек! Потому что я живу здесь! И я должна интересоваться историей своей родины.

Лидия Титова, жительница Кемерово, SmartNews
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Александра Войцишевская/SmartNews

Екатерина Каличенко захотела приобрести книгу, узнав, что среди героев — прадед ее знакомого.

Выяснилось, что у моего знакомого прадед причислен к лику святых. Конечно, мне теперь интересно об этом узнать подробнее.

Екатерина Каличенко, жительница Кемерово, SmartNews

Правда, есть и другое мнение. Например, выпускник факультета истории и международных отношений Кемеровского госуниверситета Сергей Спицын считает, что книга будет интересна только узкому кругу читателей.

зачем смотреть книгу, когда можно лицезреть лики святых (какая игра слов, а?).

Чиста как редактор…

Среди тех, с кем я учился, не было ни одного человека, который проявлял бы интерес к углубленному изучению религии. Гораздо больше было тех, кто интересовался временами Гражданской войны, партизанского движения. В этом плане на территории Кемеровской области происходили очень интересные события. А вот то, что касается святых, священнослужителей, — это особая сфера для особых людей.

Сергей Спицын, выпускник факультета истории и международных отношений Кемеровского госуниверситета, SmartNews

сейчас неделя масленницы, перед великим постом 40 дней, а воскресенье будет прощенным,))) а где посмотреть книгу можно?

Уже в ближайшее время книга поступит в основные библиотеки региона и свободную продажу через магазины при Кемеровской епархии. Насколько быстро она будет раскупаться — вопрос. Но интерес к изданию о жизни выдающихся людей Кузбасса определенно будет. 

Видео

Александра Войцишевская, для SmartNews

Прислала
Наташа Смирнова

Финансовый директор

Никогда бы не подумала, что история Кемеровской области настолько богата такими духовно-историческими фактами, такое количество святых — это дорогого стоит.

Прислал
Леонид Парфенов

Такое повальное причисление к лику святых меня, честно говоря, смущает. Безусловно, люди, пострадавшие за веру, заслуживают уважения, но я думал почему-то, что «отбор в святые» более жесткий, что ли.

Прислал
Станислав Захаркин

Торговый представитель

То, что выходят такие книги, значит, что люди начинают интересоваться историей своего края, не только духовной, но историей вообще, что само по себе не так уж плохо. В конце концов, люди должны знать о своих героях, и не только о героях войны.

Автор

Александра Войцишевская

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Анастасия Жданова, Леонид Парфенов, Наташа Смирнова, Станислав Захаркин

Добавить комментарий

10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Николай Малышкин 13 марта 2013, 09:02

С удовольствием бы приобрел это издание

Виталий Яровой 13 марта 2013, 10:46

Совершенно безотносительно самой книги и жизни тех людей, о которых в ней говорится, но такое тесное сотрудничество церкви и силовых структур несколько настораживает, мягко говоря.

Анатолий Губарев 13 марта 2013, 13:38, Изменено: 13 марта 2013, 13:40

Опаньки! То покаятся требуют (не к Вам претензия - больше двадцати лет этого требуют от чекистов, причём от всех скопом), то "настораживает".
Без помощи работников органов никто в архивах ничего самостоятельно не сделает. А приписывать заслуги лишь себе, как это делают некоторые деятели "Мемориала", негоже. Такие изыскания всегда - плод совместной работы

Отмечено
редакцией

Наташа Смирнова 13 марта 2013, 12:36, Изменено: 13 марта 2013, 13:33

Никогда бы не подумала, что история Кемеровской области настолько богата такими духовно-историческими фактами, такое количество святых - это дорогого стоит.

Отмечено
редакцией

Леонид Парфенов 13 марта 2013, 13:09, Изменено: 13 марта 2013, 13:34

Такое повальное причисление к лику святых меня, честно говоря, смущает. Безусловно, люди, пострадавшие за веру, заслуживают уважения, но я думал почему-то, что "отбор в святые" более жесткий, что ли.

Анатолий Губарев 13 марта 2013, 14:59

Есть исторические прецеденты, когда к лику святых причисляли скопом (простите за такое слово, но оно более корректно, нежели "повально").
В христианстве к лику святых причисляют людей, жизнью или смертью показавших пример христианской любви, смирения и верности Богу, людей, своей добротой и кротостью, своим служением Богу и ближним показавших, каким должен быть истинный христианин. "Созерцая жизнь святых, мы научаемся вернейшему пути, следуя которому, каждый согласно своему состоянию и положению может достигнуть соединения со Христом". Именно поэтому среди русских святых очень много мучеников за веру.
Что касаемо прецедентов, и католической, и православной церковью прославляются как святые мученики Севастийские (Каппадокийские). Это сорок воинов- христиан, принявших мученическую смерть за веру в Севастии (Малая Армения) в 320 г.
Воины были родом из Каппадокии и состояли в римском легионе в Севастии. Их начальник потребовал от них принесения жертвы каким-то языческим богам. После категорического отказа воинов раздели и поставили в ледяную воду озера. К утру один из воинов сломался и вышел из озера (по легенде, он умер, отогреваясь в бане). Один из римских воинов, видя стойкость духа оставшихся, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, военачальник, видя, что мученики не замерзают, приказал порубить их и сжечь. Все они, в том числе и тот римский воин, причислены к лику святых как мученики

Анатолий Губарев 13 марта 2013, 15:00, Изменено: 13 марта 2013, 15:05

Очень похожа легенда о св. Маврикии и Фиваидском легионе. Там тоже был отказ воинов-христиан от жертвоприношений языческим богам. Император якобы приказал провести децимацию (казнь каждого десятого по жребию), начиная со св. Маврикия. Однако это не устрашило других легионеров и все были казнены. Но там есть нюансы: децимация во времена Маврикия была давным давно отменена, а число легионеров (то ли 6600, то ли 6666 по легенде) не соответствует штатной численности римского легиона, он был в шесть раз меньше. Вполне возможно, это тоже средневековая интерпретация какого-то предания вроде библейского яблока, которого не было. К тому же православная церковь, если не ошибаюсь, не признала их святыми мучениками.

Анатолий Губарев 13 марта 2013, 15:00

Как правило, материалы о возможности канонизации того или иного христианина рассматривают не ранее, чем через 50 лет после его кончины. При этом учитывается
"церковное почитание в народе на протяжении длительного времени, когда об умершем много молятся, совершают панихиды по нему, а также - если речь не идет о мученике, т.е. о христианине, погибшем за веру, - чудотворения по молитвам к нему (исцеления, действенная духовная помощь и т.п.)". Например, св. Серафим Саровский был канонизирован и причислен к лику святых только спустя 70 лет после кончины.
Причисленному к лику святых устанавливается день празднования и составляется чин богослужения. О святом не молятся как об умершем, по нему не служат панихид, ему служат молебны - к нему самому обращаются с молитвами, прося заступничества пред Богом, веруя, что по смерти он удостоился особой Божьей милости.
Одновременно у нас есть такое понятие как "местночтимые святые", когда человека почитают святым за мученическую смерть и подвиг, например, во время войны в Чечне. По большому счёту, это отступление от канона вследствие, уж простите, неграмотности верующих и сугубого отношения к погибшему. Но не нам судить этих людей

Александр Костин 13 марта 2013, 23:17

А людей пострадавших безвинно-куда причислить? 58",донос иуды и нет человека,нет и его семьи(де юро).Дети врагов народа.Судьбы в дребезги...Смерть ДЕДА=200 целковых.
У меня осталось фото засыпухи из теса в которой выросли дети "врага"народа"и я помню тот "дом"почти землянку на ул. Линейной в г. Анжеро-Судженске..
Вопрос к автору книги.Если у него такой статус и доступ к документам репрессированных.Может Сергей Павлов не сочтя за труд поможет мне узнать о судьбе моего деда БЕЧ ИВАН-латыш.Бабушка была 1903 г.р.Докумментов нет и спросить уже неукого.Забрали деда из того "дома". Отпустили,а второй раз уже..58".

Отмечено
редакцией

Станислав Захаркин 13 марта 2013, 23:59, Изменено: 14 марта 2013, 08:23

То, что выходят такие книги, значит, что люди начинают интересоваться историей своего края, не только духовной, но историей вообще, что само по себе не так уж плохо. В конце концов, люди должны знать о своих героях, и не только о героях войны.

Добавить комментарий

Новое на сайте