Согласно генплану 1970-х годов центр Красноярска подлежал тотальному сносу — на месте памятников истории должны были появиться прогрессивные многоэтажки. В результате исторического центра у города, по сути, нет. Но в последние десятилетия здесь появилось несколько интересных мест, успевших стать настоящими символами сибирской столицы.
Аптека № 1
Старейшая аптека в городе, открытая в конце XIX века по ходатайству местного Общества врачей, работает и сейчас. Причем не только как аптека, но и как музей — здесь собраны старинные лекарства, рецепты, медицинские инструменты.
Кстати, ассортимент лекарств здесь всегда был особенный — кроме традиционных препаратов, в первой красноярской аптеке уже в советское время продавали средства народной медицины (травы, настои, чаи), были годы, когда в Красноярске только здесь и можно было их купить. А сейчас и под отдел с гомеопатическими средствами полностью отдали недавно отреставрированный второй этаж старинного здания, в котором полностью сохранен интерьер столетней давности, вплоть до мельчайших деталей.
Фото: Красноярск архитектурный
Не поверите — мы с дочерью любим иногда просто так во время прогулки в эту аптеку заходить. Не за лекарствами, а просто посмотреть и полюбоваться — с такой любовью здесь всё сделано, восстановлено. И знаю, что не одни мы подобные «экскурсии» устраиваем.
Фото: Красноярск архитектурный
Магазин «Детский мир»
У здания нынешнего «Детского мира», построенного в 70-х годах XIX столетия, пожалуй, самая богатая и разнообразная история из всех сохранившихся архитектурных памятников Красноярска. Чего тут только не было. Губернское управление, в годы Гражданской войны — госпиталь, в первые советские годы — губком и горком РКП(б), прокуратура, трибунал, банк, Союз кооперативов. Здание не раз меняло собственников, продавалось, было отобрано у законных хозяев и возвращено им. Но все же нынешний «Детский мир» в историю Красноярска вошел как торговый дом купца первой гильдии Н.Г. Гадалова — именно по его заказу в 1872 году началось строительство двухэтажного здания в стиле неоренессанса по проекту архитектора Лосовского.
Семейству Гадаловых принадлежало несколько домов, сегодня имеющих статус памятников истории и архитектуры. Так, напротив торгового дома Н.Г. Гадалова находился торговый дом, принадлежащий его брату — И.Г. Гадалову, купцу первой гильдии, золотопромышленнику и известному в губернии меценату. Сейчас в здании расположен агроуниверситет. И даже перекресток этот, улиц Воскресенской и Театральной (ныне — проспект Мира и улица Кирова), в городе прозвали Гадаловским. В домах, в разное время построенных по заказу Гадаловых, находились (или находятся и поныне) первый красноярский синематограф «Патеграф», художественный музей им. Сурикова, Енисейская бассейновая больница.
Фото: фотосайт о Земле
В доме Н.Г. Гадалова были и жилые помещения, и собственно торговые, и складские. Торговля шла винами, деликатесами, бакалеей, колониальными товарами, позже и мануфактурой, галантереей и даже мебелью. Сделки заключались не только с российскими, но и с лучшими европейскими поставщиками. Именно в торговом доме Гадалова появилось первое в Красноярске электрическое освещение, а несколько позже была налажена и телефонная связь, соединившая четыре магазина и здание пароходства, принадлежавшие семье. И даже знатные столичные гости (в середине 1880-х — граф Игнатьев, в 1891-м — цесаревич Николай, последний российский император) были поражены тем, как налажен быт в доме сибирского купца.
Пыльные, грязные, вылезли мы из нашей кибитки и очутились в каменном двухэтажном «дворце» купца Гадалова, освещенном электрическим светом, которого я никогда до тех пор не видал. Ведь в Питере еще только хвастались новыми керосиновыми горелками. Никогда мы также не ходили и по таким роскошным мозаичным полам, как в том зале, где губернатор и все местное начальство представлялись отцу.
Костел — органный зал
С этим местом связана удивительная история про то, как красноярские музыканты чуть не поссорились с католиками. Ну или наоборот. Спор, к счастью для всех завершившийся миром, произошел из-за здания костела, в котором в 80-е годы прошлого века был открыт первый и единственный в Красноярске органный зал.
Католический приход был учрежден в Красноярске в 1836 году, а в 1855-м было получено разрешение на строительство храма на улице Благовещенской. Первый костел был построен уже через год, и в нем был установлен орган «Меллодикон». На рубеже XIX и XX столетий обветшавшее деревянное здание решили обновить — начался сбор средств на строительство, причем прихожане на собранные деньги выкупили участок по Батальонному переулку (сейчас — улица Декабристов). И к 1910 году строительство храма по проекту архитектора В.А. Соколовского было завершено. Как сказано в одном фильме, всё изменила революция.
В первые советские годы здание было национализировано — его стали сдавать католической общине в аренду. А в 30-е костел как культовое сооружение вообще был закрыт, службы в нем запрещены. Слава богу, хоть вообще уцелел и сравнительно щадяще использовался: в храме располагался радиокомитет, а затем студия звукозаписи краевого телевидения. А Органный зал, который, как считается, один из лучших в России, открылся здесь в 1982 году.
А в 90-е, когда католической общине разрешили возобновить службы в костеле, и произошел тот самый спор: кому же теперь должно принадлежать здание — исконным владельцам, построившим его на собранные всем миром деньги, или же горожанам, для которых Органный зал стал одним из самых любимых мест. Пришли к компромиссу: концертная афиша Органного зала подстроилась под расписание служб в костеле.
Красноярские мосты
Из пяти красноярских мостов через Енисей (железнодорожный, три автомобильных, один пешеходный) расскажем о двух — действительно легендарных, принесших мировую славу не только городу, но и всей России.
Железнодорожный мост через Енисей, построенный под руководством инженера Евгения Кнорре по проекту профессора Лавра Проскурякова, в 1900 году на Всемирной выставке в Париже получил Гран-при, золотую медаль и неформальное звание чуда инженерной мысли. А первые поезда по мосту прошли годом раньше — в 1899-м.
Фото: Красноярск архитектурный
Все работы по строительству моста велись только зимой. Дело в том, что летом быстрое течение Енисея, паводки, сильные ветры, несущиеся по реке кустарники, бревна сделали бы возведение моста невозможным. Получается, что в запасе у строителей было всего 10–11 месяцев, три зимних сезона, — именно такие сроки были для них обозначены. При строительстве применялись особые системы, разработанные Е.К. Кнорре, что заметно ускорило и удешевило возведение моста. И уже 28 марта 1899 года по железнодорожному мосту пустили первый состав.
Чтобы увеличить пропускную способность Транссиба, рядом с мостом Кнорре в 30-х годах ХХ века был построен второй мост, а в 90-е — третий. А вот в ХХI веке легендарный красноярский мост ожидала печальная судьба. В 2002 году начался его демонтаж, и в августе 2007-го чудо инженерной мысли попросту сдали в металлолом. Сейчас возле действующего железнодорожного моста остался лишь небольшой фрагмент того, старого, принесшего всемирную славу русским инженерам.
Еще один символ Красноярска — автомобильно-пешеходный Коммунальный мост, построенный в 1961 году. На тот момент он был самым длинным в Азии — 2,5 километра. Строили его всего четыре года; авторы проекта и строители были удостоены Ленинской премии за применение технологии, позволившей ускорить и удешевить строительство моста, — не иначе они следовали примеру легендарного Кнорре.
Сегодня даже самим красноярцам трудно представить, как же удавалось перебираться с берега на берег стремительного и широкого Енисея до того, как был построен первый в городе автомобильно-пешеходный мост.
Фото: Красноярск архитектурный
Ну, тут всё очевидно. Зимой — по льду: в то время Енисей в зимние месяцы еще замерзал (после строительства ГЭС река на зиму не встает. — Ред.). Летом — по наплавному мосту, через паромные и лодочные переправы, затем по понтонному разводному мосту. Кое-кто и через железнодорожный мост ухитрялся перебраться, хотя это и страшновато.
Памятник командору Резанову
Для современных россиян имя Николая Петровича Резанова в первую очередь связано с романтической историей любви, описанной в поэме Вознесенского и рок-опере «“Юнона” и “Авось”». Командор Резанов отправился испрашивать разрешение на брак со своей американской невестой Марией Консепсьон де Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско: это было необходимо, поскольку Кончита была католичкой. В пути Резанов заболел, несколько недель пролежал в горячке и беспамятстве. Его довезли до Красноярска, где в начале марта 1807 года он умер, а 13-го был похоронен на кладбище Воскресенского собора. 15-летняя Кончита узнала о смерти возлюбленного только через год. Осталась верна ему — решила уйти в монастырь, где и прожила до самой смерти в 1857 году.
История, безусловно, трогательная, но уж точно не главная в жизни Резанова. Николай Петрович был руководителем и организатором первого русского кругосветного плавания, первым послом в Японии, уполномоченным российского императора в Северной Америке. Именно благодаря его участию для Российской империи были сохранены Курилы, Сахалин, Аляска. Так что в определенном смысле даже несколько обидно, что для большинства наших современников его биография сводится лишь к романтической лав-стори.
В ограде Воскресенского собора Резанову был установлен памятник в виде коринфской вазы на гранитном постаменте — случилось это почти 25 лет спустя после смерти Резанова, в 1831 году. А еще сто лет спустя кладбище было разрушено, собор передан под здание аэроклуба, затем под мехзавод. В 1950-е годы Воскресенский собор и прилегающая к нему территория были признаны памятником культуры и архитектуры, что не помешало в 60-е местным властям признать его реставрацию «нецелесообразной» и уничтожить храм.
История памятника Резанову продолжится лишь несколько десятилетий спустя: при подготовке строительства Большого концертного зала на нынешней площади Мира было обнаружено старое кладбище и определено примерное место захоронения Резанова. Его прах перенесли на Троицкое кладбище Красноярска. На могиле установлен белый крест с надписями по обе стороны. На одной — «Николай Петрович Резанов, 1764–1807. Я тебя никогда не забуду», на другой — «Мария Консепсьон де Аргуэльо, 1791–1857. Я тебя никогда не увижу».
А на площади Мира, то есть там, где и был в начале XIX столетия похоронен командор, в 2003-м — в год 200-летия кругосветной экспедиции — установлен памятный камень, а в 2007 году здесь открылся и памятник Н.П. Резанову.
Кинотеатр «Луч»
Самый крупный и современный кинотеатр Красноярска — «Луч» — одновременно и самый старый в городе. На рубеже XIX–XX веков в Красноярске крутили кино только заезжие умельцы — в более или менее приспособленных для этого помещениях. Ну а первый стационарный синематограф открылся в городе в 1906 году, вначале в здании городского театра, затем в строении при доме красноярского купца Гадалова. А в 1913-м переехал на то самое место, где сейчас и находится «Луч», — поблизости от Центрального парка (тогда — городского сада). Правда, тогда кинотеатр назывался по-другому — «Патеграф». Фильмы в синематограф поступали из Парижа, и публики на них собиралось довольно много — до тысячи человек ежедневно.
Фото: кинотеатр «Луч»
Кстати, частный синематограф с названием «Луч» в то время в Красноярске тоже существовал, но совсем в другом месте — в Николаевской слободе, и до наших дней это здание не сохранилось. Впрочем, не сохранился и первый «Патеграф»: павильон проработал всего несколько месяцев, а потом сгорел. Еще одно деревянное здание владельцу кинотеатра Полякову на этом же месте строить не позволили городские власти, ведь при пожаре пострадал не только сам «Патеграф», но и городской сад, а также электропроводка, протянутая в несколько соседних домов. Разрешение было получено на строительство кирпичного здания, завершено оно было в 1915 году, и в таком виде кинотеатр проработал до 1960-х годов. Затем кинотеатр перестроили, а заодно и переименовали — именно с тех пор он и называется «Луч».
Фото: кинотеатр «Луч»
Сколько себя помню, «Луч» всегда был лучшим кинотеатром. И не потому, что в центре, и не потому, что большой. В советское время, например, в его малом зале можно было посмотреть «кино не для всех» — полузапрещенное фактически, которое в Красноярске больше нигде нельзя было увидеть. Да и в столицах, думаю, эти фильмы в лучшем случае вторым экраном шли. При этом малый зал рассчитан был на совсем небольшое число зрителей, да и то половина мест пустовала при этом. Но ведь не отказывались от идеи показа кино, которое потом стало принято называть элитарным. Ну и сейчас «Луч» у нас впереди планеты всей, только в другом смысле уже: звук, технические возможности, дополнительные развлечения.
Видео
Съемки с заброшенной высотки КАТЭКНИИуголь — весь центр Красноярска как на ладони
Видео: color2000stas/YouTube
Мосты Красноярска через одну из самых великих рек мира — это одна из достопримечательностей Сибири вообще!
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе