Отказались уничтожить. Первую советскую атомную подлодку заново соберут и спустят на воду

64
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: предоставлено Алексеем Михайловым

Для «Ленинского комсомола» — первой советской атомной подводной лодки — 2013 год может стать последним. В федеральных органах власти уверенно говорят о необходимости утилизации субмарины. Однако судоремонтники заявляют, что у них не поднимется рука выполнить резку этой легендарной подлодки, и предлагают свои варианты выхода из ситуации.

Подводная лодка К-3 была спущена на воду в октябре 1957 года. Этот проект подлодки стал ответом на американские «Наутилус» и «Сивульф» — Запад и Восток тогда соревновались во всем. Советские инженеры нашли оригинальные решения там, где спасовали западные специалисты. Корпус проектировался с нуля с упором на качество подводного хода, и лодка получилась быстроходнее. 

Проект новой лодки создавался в полной секретности и даже без согласования со специалистами ВМФ. Ведь изначально задумывалось, что К-3 не будет входить в состав Северного флота, а будет выполнять задачи, поставленные перед нею напрямую из Москвы. Конечно, полной секретности не вышло, ведь экипаж тренировали на специально построенных стендах как раз с учетом проекта лодки, и кое-какие советы моряки создателям лодки всё же давали.

Подлодка была принципиально новой и постоянно требовала ремонтов и переделок. Каждый день похода для экипажа был аварийным — высокие дозы радиации, лучевая болезнь. Именно на примере К-3 учились, как строить атомные подводные лодки, как ремонтировать и как на них служить.

На весь мир эта субмарина прогремела летом 1962 года, когда всплыла в полынье около Северного полюса. Именно после того похода лодка получила название «Ленинский комсомол». 

Уже 10 лет прошло с тех пор, как в правительстве России было принято решение сделать на базе лодки музей. Для чего отбуксировать ее на вечную стоянку в Санкт-Петербург. Проект переоборудования К-3 в музей делали специалисты Санкт-Петербургского бюро «Малахит». Однако воплотить его в жизнь так и не удалось — необходимые полмиллиарда рублей выделены из бюджета не были.

Все эти годы подлодка стоит в доке судоремонтного завода «Нерпа» в городе Снежногорске. Она разрезана на три части, с субмарины снят реакторный отсек. Однако дальше так продолжаться не может — площадка, занимаемая сейчас «Ленинским комсомолом» на стапелях «Нерпы», необходима для утилизации плавучей технической базы «Лепсе». Разделка этого судна, где хранится около 700 отработанных и представляющих экологическую угрозу урановых стержней от советских ледоколов, должна начаться в начале 2014 года. 

Выполнить график утилизации «Лепсе», прописанный в международном соглашении, — дело чести для всего государства, и проблему «Ленинского комсомола», хочешь не хочешь, придется решать. Видимо, поэтому в высоких московских кабинетах всё чаще говорят о необходимости скорейшей утилизации лодки.

Тем не менее, на «Нерпе» всё еще надеются спасти «Ленинский комсомол» от утилизации. Здесь готовы конвертировать лодку, то есть соединить все ее части. После чего лодку можно будет спустить на воду в акватории завода, где она сможет еще несколько лет ждать решения чиновников о дальнейшей судьбе.

На проведение всех работ по соединению и спуску на воду «Нерпе» необходимы 49 млн рублей, которые предприятие пытается найти. Но пока безуспешно.

Она здесь тихо стоит и с укором смотрит на нас, на людей. Все механизмы, всё оборудование, вот как было на К-3, так оно сейчас и находится в своем состоянии. И ни у одного судоремонтника никогда не поднимется рука выполнить резку этой легендарной атомной подводной лодки.

Всё это, казалось бы, не касается молчаливого, покрытого ржавчиной и ракушками гиганта. С переднего обтекателя постоянно капает вода — по корпусу на бетон стапельной плиты. Судоремонтники и мотористы завода «Нерпа» эту влагу называют слезами. Кроме того, по их словам, ночами на пирсе раздаются странные звуки, похожие на стоны. 

Не знаю, может, примета какая, но видно — из глаз слеза течет. Ночью стонет, да — раз слышал. Жалко лодку.

Видео

Видео пользователя MrGurKhan

Прислал
Анатолий Губарев

Вольный стрелок

Жалко лодку… Столько труда, столько ума в неё было вложено.

Но в статье поднят ещё один очень важный вопрос — об утилизации плавучей техбазы «Лепсе», крайне радиационно-опасном объекте. Судно строилось как сухогруз, но одновременно с развитием атомного флота было переоборудовано для перезагрузки ядерного топлива. А с 1981 года использовалось только для хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов. В хранилищах ОЯТ, пеналах и кессонах, размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок, часть из которых повреждена. Извлечь такие ТВС из хранилищ — сложнейшая технологическая операция, более того — радиационно-опасная.

Предполагалось, что процесс утилизации начнётся в 2009 году и закончится весной 2016 года…

Прислал
Денис Дедов

Нет, такую лодку однозначно нельзя резать, это же история, целая эпоха, сама эта подлодка и музей, и музейный экспонат, два в одном.

Автор

Юрий Завьялов

Над статьей работали

Елена Горбачева, Денис Дедов, Анатолий Губарев, Дарья Полковая

10 000 просмотров

29 апреля 2013
10 000 просмотров
Добавить комментарий

33 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Висасуарий Тартышов 23 апреля 2013, 09:13

Зато миллиарды долгов прощают другим странам.
Что тут скажешь... Кошмар. "Простите, предки, мы всё про..."
Если хотя бы каждый второй в России даст 1 рубль - уже хватит собрать лодку. Жаль реквизитов нет.
Кстати, если идея с народным сбором денег пошла бы активно, то наши чинуши тут же подключились бы и нашли деньги. Без шумихи и пинка снизу они ничего делать не хотят.

Александр Соловьёв 25 апреля 2013, 07:15, Изменено: 25 апреля 2013, 07:20

Верно! Наши руководители за государственный счёт прощают огромнейшие долги неизвестно кому и за что!!! А на народ, историю своего государства просто плюют !!!!!!!!!

Александр Соловьёв 25 апреля 2013, 07:17, Изменено: 25 апреля 2013, 07:20

А собери деньги--- где гарантия что " очередной " Сердюков своим бабам не раздаст !!!!!!

Gena Lobanov 30 апреля 2013, 20:53, Изменено: 30 апреля 2013, 20:55

я как раз служил в западной лице в 1966-1969г на п/л , на к-3 погибли два моих годка трюмные Коровин. Кузьмицкий всего 39 человек! все трупы, во втором отсеке! рвались в центральный! тела родным не выдали! похоронеы там же ! на могиле надпись: ПОДВОДНИКАМ ПОГИБШИМ В ОКЕАНЕ: это по дороге на Печенгу
лодку нужно сохранить!

Дмитрий Ильющенко 7 мая 2013, 07:16, Изменено: 7 мая 2013, 07:20

потому что это не "наши" руководители. враги народа , враги своей истории.

Алексей Шулипа 18 мая 2013, 08:21, Изменено: 18 мая 2013, 08:25

Если присмотреться то у нас весь флот уже музей! Восстанавливать надо действующую оборонку, а не экспонаты отдельные

Отмечено
редакцией

Анатолий Губарев 23 апреля 2013, 09:25, Изменено: 23 апреля 2013, 12:50

Жалко лодку... Столько труда, столько ума в неё было вложено.

Но в статье поднят ещё один очень важный вопрос - об утилизации плавучей техбазы "Лепсе", крайне радиационно-опасном объекте. Судно строилось как сухогруз, но одновременно с развитием атомного флота было переоборудовано для перезагрузки ядерного топлива. А с 1981 года использовалось только для хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) . В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов. В хранилищах ОЯТ, пеналах и кессонах, размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок, часть из которых повреждена. Извлечь такие ТВС из хранилищ - сложнейшая технологическая операция, более того - радиационно-опасная.
Предполагалось, что процесс утилизации начнётся в 2009 году и закончится весной 2016 года...

den 23 апреля 2013, 10:47

Журналистка как всегда фантазирует!

Первой в мире автомной подлодкой был американский Наутилус, построенный на 3 года раньше, в 1954 году.

Наутилус также первым в 1958 достиг Северного полюса.

Но эта лодка первая в России, и и сохранить ее необходимо.

Анатолий Губарев 23 апреля 2013, 19:21, Изменено: 23 апреля 2013, 19:25

В чём фантазии?
Цитирую:
"Этот проект подлодки стал ответом на американские "Nautilus" и "Seawolf"..." - Обратите внимание: ответом не только на АПЛ "Nautilus".
"На весь мир эта субмарина прогремела летом 1962 года, когда всплыла в полынье около Северного полюса".
А вот тут следует уточнить: "Nautilus" достиг Северного полюса, но не всплывал. Первой на полюсе всплыла другая американская АПЛ - "Skate", это произошло 17 марта 1959 г.

Отмечено
редакцией

Денис Дедов 23 апреля 2013, 12:50, Изменено: 23 апреля 2013, 13:54

Нет, такую лодку однозначно нельзя резать, это же история, целая эпоха, сама эта подлодка и музей, и музейный экспонат, два в одном.

Роман Кравчук 23 апреля 2013, 13:02

Ведь были субсидии на то, чтобы сделать из этой лодки музей - а теперь вдруг порезать.

Максим Аверин 23 апреля 2013, 16:27

Однозначно нужно сохранить, это наша первая атомная подлодка, хотя бы, как память, как музей, не на ходу, но она должна оставаться целой.

Валерий Латынин 23 апреля 2013, 18:11

Первая советская атомная подводная лодка "Ленинский Комсомол" является символом выдающихся научных и технических достижений нашей страны, поэтому ее утилизация явилась бы не поправивомой ошибкой и виной перед будущими поколениями. Поэтому необходимо добиваться, чтобы постановление Правительства России о переоборудовании этой легендарной субмарины под музей было безусловно исполнено. А местом ее вечной стоянки предлагаю избрать город Северодвинск, где АПЛ была построена.

Никита Березин 23 апреля 2013, 18:55

Да ни у одного нормального судоремонтника не поднимется рука ее порезать, это же не просто лодка, это уже легенда.

Gena Lobanov 30 апреля 2013, 21:04, Изменено: 30 апреля 2013, 21:05

так же является могилой 39 моряков! но сохранить нужно! 627 проект первая в россии апл, но не в мире!

Ivan W. Kudishin 25 апреля 2013, 20:17

Ничего, сколько исторических кораблей на иголки пустили - и не икнулось. Ни единого дредноута не сохранили - это нормально! Ни единого лайнера - трансатлантика (Юнайтед Стэйтс, видимо, просто разделывать лениво). А тут - старая ржавая лодка, про которую современные деньги предержащие вообще ни хрена не помнят. Тем более, как же, "Леспе" утилизировать надо, авось грантов дадут. А Абрамович себе новую яхту купит, раз в десять дороже тех денег, которые нужны на спасение К-3.

Алексей Горишний 26 апреля 2013, 15:39

Нужно срочно организовать фонд и собрать денежку среди моряков, как собирали на постройку Морского Собора в Кронштадте, кто,сколько сможет...На государство в этом вопросе расчитывать сложно...

cut ing 26 апреля 2013, 20:44

Да что ж Вы!! Братцы!!
Неужели перед дедами не стыдно????
Это же Наша страна! Наше великое наследие.
Кроме нас с Вами поддержать её некому.
Лично готов дать 1000 рублей.
Дайте реквизиты счета сбора средств на сборку Лодки.

Anas Galiaskarov 26 апреля 2013, 21:20

лодку следует востановить и сделать музей ВМС славы. поставить на прикол в доступном для всех желающим посетить музей горожан и гостей города. это считаю питер, казань, самара, тольятти то есть там где есть большие набережные и легко доступные для народа, круглый год, что намаловажно не первый год работают детские школы юнг. Анас Галиаскар.

Эдуард Артищев 17 мая 2013, 13:18, Изменено: 17 мая 2013, 13:20

В Питере и Москве уже по одной лодке-музею стоят. "Ленком" бы в Питере не помешал.

Олег Шапошников 29 апреля 2013, 05:43

А давайте отдадим под суд тех, кто засел в Кремле! За всё - за то, что страну уничтожают, и всё её великое наследие, за то, что деньги тырят так, как никому не снилось и ни в какие исторические эпохи. За то, что прощают огромные долги тем, кто на нас на следующий же день плюет. За то, что прикрывают Сердюковых, Чубайсов и прочих иже с ними. За всё то, что они делают по отношению к стране и народам в ней проживающим. За то, что за 30 лет мы с передовых позиций, которые занимал СССР скатились (точнее, нас скатили) в разряд третьесортной банановой республики.

Дмитрий Ильющенко 7 мая 2013, 07:22, Изменено: 7 мая 2013, 07:25

А ты готов пойти на баррикады ?
придет момент нужно будет встать, но встнаем ли ?

назиф сайфутдинов 2 мая 2013, 18:59

как вы себе это представляете. отдать их под суд ? они плюют на наше мнение тот же Путин .нужно спасти но как?

Эдуард Филатов 4 мая 2013, 10:03

Дорогие Россияне!!! Призываю всех поддержать предложение сохранить реликвию подводного флота К - 3.Моё предложение: директору судоремонтного завода "Нерпа" Аркадию Оганяну открыть банковский счёт, для перечисления денег и показать его Инете.Готов перечислить 1000 рублей на благое дело.Далее, по готовности лодки перегнать её в Ленинград и установить рядом с легендарной Аворрой. Там она и будет предсталять музей морской славы России! Эдуард Филатов

Эдуард Артищев 17 мая 2013, 13:21, Изменено: 17 мая 2013, 13:25

Поддерживаю!

Nega Tiv 19 мая 2013, 10:51, Изменено: 19 мая 2013, 10:55

Ты что(((( Им деньги нельзя давать!!!!Да и соберем мы деньги но лодку не кто не даст

Дмитрий Балахонов 7 мая 2013, 22:43

Конечно ее надо сохранить ,это наш первенец в развитии атомного подводного флота РОССИИ .И дань уважения морякам подводникам погибшим в океане и после ремонта вернуться к месту стоянки откуда ушла в свой последний боевой поход .

Эдуард Артищев 17 мая 2013, 13:25, Изменено: 17 мая 2013, 13:30

В последний поход она уходила с Гремихи, в 86-87 г. она еще была в составе 17 дивизии. Служа дозиметристом проводил на ней плановые замеры радиации. А теперь и на Гремихе разруха...

Виктор Коростелёв 12 мая 2013, 09:43

Значит сохранять раритетные и первые автомобили, патефоны картины которые стоят не меньше - это мы можем, причём иностранные авто и так далее, а вот СОХРАНИТЬ СВОЁ - это " не подсилу да? - ОДНОЗНАЧНО СОХРАНИТЬ !!!!!

vladimir dorovskikh 13 мая 2013, 10:53

Не большой "комент".... Как я понял- лодка стоит на стапеле и разрезана на 3 блока -носовой-блок реакторного отсека (реакторный отсек + смежные) -кормовой блок. Носовой и кормовой блоки обычно относительно "чистые" от радиационного загрязнения. Реакторный отсек на К-3 достаточно "грязный" из-за эксплуатационных аварий с ЯЭУ. Реакторы имеют поверхностное и наведенное загрязнение и поэтому подлежат дезактивации , с последующим "выветриванием" в течении 70 лет на "сухом основании " в специальном хранилище в губе Сайда. Из выше сказанного полагаю, что можно иметь музей состыковав носовой и кормовой блоки. При этом лодка "потеряет " 1/3 длины. Хранить на плаву лодку с реакторным отсеком не позволят экологи из соображений радиационной безопасности...

Леонид Баранов 17 мая 2013, 12:24

Если правительство НЕ ХОЧЕТ выделять средства на сохранение лодки , значит эти средства можно собрать . Прекрасный пример - 1 Канал собирает деньги на помощь больным детям через СМС !!! Почему бы не собрать так же средства и для сохранения "ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА " , как истории нашей страны !!!

Владимир Друшлюков 17 мая 2013, 19:51

ПЛ необходимо сохранить. Дайте реквизиты счета.

Дед Дедович 18 мая 2013, 21:32

Виталий Луговой
Сохранить надо. Нет истории, не будет и будущего. Только местом хранения должен стать не Питер, а Северодвинск, где ее построили. Этот город заслужил такой памятник. Молодежь должна знать что и где создавали их отцы и деды. А собрать деньги на то что бы сохранить и даже создать музей думаю откликнутся многие. Мне очень нравится идея сбора через СМС.

Добавить комментарий

Новое на сайте