Хоть в космос. Псковский ученый изобрел супердвигатель на магнитах

15
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: из архива кафедры

Молодой ученый из Пскова изобрел двигатель, который работает без подшипников. По словам экспертов, новая разработка может пригодиться нефтяникам, работникам фармацевтической промышленности и даже космической отрасли.

В конце прошлого года Сергей Логинов (ныне заместитель декана электромеханического факультета ПсковГУ по научной работе) защитил диссертацию, математическими методами доказав, что можно построить электродвигатель, в котором вращающийся ротор будет удерживаться в подвешенном состоянии особыми магнитами. Причем главная фишка его метода заключается в том, что в качестве магнита Логинов предложил использовать основную часть самой машины — статор. В отечественной научной практике подобное нововведение до недавнего времени еще не встречалось. Почти два десятка профессоров Петербургского политехнического университета внимательно слушали своего молодого коллегу из Пскова и в результате согласились с его доводами. 

Справка SmartNews

Подшипники — устройства, которые являются частью опор вращающихся осей и валов. Именно благодаря подшипникам вал удерживается в пространстве и вращается. От их качества в значительной мере зависит не только КПД, но и долговечность машины.

Кому-то тема исследования Сергея покажется скучной и лишенной флера таинственности. Но для человека, который знает, что такое трубопровод и какие мощности необходимо задействовать, чтобы перекачивать по нему нефть или тот же газ бесперебойно в огромных количествах и, что самое главное, без аварий, всё, что придумал Сергей, — настоящая сенсация. Мощные электродвигатели, которые используются на станциях подкачки, должны обладать рядом важных качеств. Прежде всего они должны быть надежны, потому что скорость вращения роторов достигает порой 100 тыс. (!) оборотов в минуту. Обычные подшипники долго не выдерживают, поэтому еще в 1960-х годах во всем мире начались поиски альтернативных устройств, способных удерживать ротор в подвешенном состоянии. 

Не обошла эта проблема стороной и ученых Псковского политехнического института, где под руководством доктора технических наук, профессора Юрия Журавлева тоже начались опыты по созданию активных магнитных подшипников. Достоинства этой идеи очевидны: повышается надежность и (как следствие) ресурс работы самой машины. Кроме того, она сможет работать в сфере высоких технологий, где требуется особая чистота всех используемых изделий, а значит — на привычную смазку там рассчитывать нельзя. 

Впрочем, есть и свои минусы: возникает сложность в управлении всей системой, увеличивается ее общий вес. Есть и еще один, тоже не менее серьезный: при работе на высоких оборотах начинаются изгибные колебания ротора двигателя, что может привести к его поломке. Можно ли решить эту проблему? То есть сделать так, чтобы избежать ненадежных и морально устаревших шарикоподшипников, но одновременно улучшить технические характеристики. И в 2008 году после окончания института Сергей занялся этой серьезной проблемой. 

Идее активных магнитных подшипников уже много лет, но даже ее, как оказалось, можно усовершенствовать. При этом суть состоит в том, чтобы роль магнитного подвеса ротора выполнял… статор. С одной стороны, это облегчит вес двигателя, а с другой — позволит сократить длину ротора, таким образом увеличится критическая скорость вращения и одновременно возрастет эффективность самой машины.

Прислала
Елена Горбачева

Фото: из архива кафедры

Но прежде чем приступить к исследованиям, Сергей изучил всю отечественную научную литературу, немало подивившись, что подобных идей ему обнаружить не удалось. В конечном счете, его работа над диссертацией сосредоточилась на создании математической модели нового двигателя и, главное, доказательства, что такой можно построить и — что не менее важно — заставить работать. Блестящая защита молодого ученого это лишний раз доказала. При этом Сергей добавляет, что ничего подобного бы не произошло, если бы не помощь профессора Журавлева и коллеги по кафедре Юлии Домрачевой. Впрочем, теперь перед этим небольшим коллективом стоит не менее сложная задача: от компьютерной модели перейти непосредственно к «железу» — так Сергей называет макет нового двигателя, который мог бы работать. 

Действующий прототип можно будет показать и потенциальным партнерам — тем же самым нефтяникам, которые смогли бы оценить по достоинству все преимущества бесподшипниковой машины. Во всяком случае, до конца года мы хотим получить конечный результат. Сейчас идет поиск потенциальных партнеров, размещение заказов на некоторые части, проработка системы управления — короче, забот хватает.

Трудно в таком случае удержаться от дилетантского вопроса: а можно ли этот двигатель использовать в том же автомобиле? «Конечно, нет», — улыбается Сергей. 

Пока мы пытаемся решить задачу только для одной — но очень важной — нефтегазовой отрасли, где на станциях перекачки работают десятки, сотни электрических машин. В случае успеха практических испытаний (в это, безусловно, верит и сам автор идеи, и его коллеги по кафедре) надежность модернизированных по методу Логинова электрических двигателей возрастет, достигнет уровня распространенных сейчас активных магнитных подшипников, не говоря уже об увеличении скорости вращения и производительности. Мне кажется, это по-настоящему достойная задача, чтобы поломать над ней голову.

— В самом деле, подобных разработок в России до сих пор просто не было. И то, что Сергей математически доказал, что модель предложенного им двигателя может работать, — это огромный шаг в этом направлении. Спектр использования этого агрегата чрезвычайно велик. Он может работать, например, в космосе, потому что там не требуется смазка, как для обычных скользящих подшипников. В фармацевтической промышленности, где необходимо соблюдать предельную стерильность, которой (опять же!) эта смазка мешает, в ядерной энергетике, где двигатели, способные работать на повышенных оборотах, используются в центрифугах. Вообще это направление чрезвычайно перспективно. Конечно, эта проблема не исчерпывается моделью Логинова. Сейчас, например, у нас на кафедре по аналогичной теме работает его коллега Юля Домрачева, но серьезная наука так и двигается — поступательно, небольшими шагами, чтобы подготовить почву для следующего технического рывка.

Поздравляем Сергея Логинова, старшего преподавателя кафедры электропривода и систем автоматизации с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Сотрудники и студенты.

Видео

Прислал
Алексей Громыкин

архитектор

Странно, что подобная разработка стала первой и единственной в стране, ведь идея по сути своей не нова. Так или иначе, удачи молодому ученому и надеемся, что его работа не останется в стадии прототипа.

Автор

Сергей Некрасов

Над статьей работали

Алексей Громыкин, Елена Горбачева, Надежда Сокирская

Добавить комментарий

10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Иван Мотыкин 17 января 2013, 10:26

Двигатель без подшипников? Честно говоря, такое трудно представить, уж очень похоже на научную фантастику и космические технологии из романов Стругацких или Ханлайна. А впрочем, если такой аппарат запустят в массовое производство, я поверю, что то самое фантастическое будущее настало.

Отмечено
редакцией

Алексей Громыкин 17 января 2013, 10:57, Изменено: 17 января 2013, 11:07

Странно, что подобная разработка стала первой и единственной в стране, ведь идея по сути своей не нова. Так или иначе, удачи молодому ученому и надеемся, что его работа не останется в стадии прототипа.

Евгений Безымянников 17 января 2013, 11:02

Ну да, патенту уже лет 7, а наш "как бы изобрел".
Электромагнитные/магнитные подшипники используются уже давно.

Евгений Борисов 17 января 2013, 11:32

Активные магнитные подшипники используются давно, но он впервые предложил использовать в качестве удерживающего магнита статор. Вот в чем изюминка...

Роман Кравчук 17 января 2013, 12:28

Если работой Сергея заинтересуются военные, о новом супер-пупер двигателе на магнитах можно сразу забыть, все разработки засекретят, все спрячут, и может быть, лет через 10-15, они всплывут на свет божий.

Владимир Селиванов 17 января 2013, 13:36

Думаю, нефтяники такой движок действительно оценят по заслугам. Хотя, не только нефтяникам он бы пригодился, думаю, за такими разработками будущее.

Анатолий Губарев 17 января 2013, 15:07

На самом деле в ядерной промышленности нечто подобное уже использовалось.
Проблема в том, что по тем временам (да и по нынешним) все ядерные технологии до того засекречены, что концов не найдёшь. А сравнивать по описаниям "на пальцах", согласитесь, несерьёзно

Игорь Остапов 17 января 2013, 17:14

Ну что сказать-то, поздравляем Сергея Логинова с инновационной разработкой, богата земля русская светлыми умами.

Марина Алехина 17 января 2013, 17:46

Радостно за нашу науку, которая не стоит на месте, и треплется в душе надежда, что у этой работы и у этого ученого большое будущее. Очень нужна таким вот светлым умам поддержка государства, потому что на одном энтузиазме сейчас, увы, далеко не уехать.

Сергей Кулаков 23 января 2013, 13:07

Кажись, япошки давно уже этой же темой занимаются: http://www.youtube.com/watch?f... - этому видео пара лет есть.

Добавить комментарий

Новое на сайте