Раскрутили бренд. SmartNews узнал, как в Ростове зарабатывают на криминале

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

Многочисленные песни о воровской жизни, фильмы и сериалы о дерзких южных бандитах, сувениры, арт-объекты и тематические экскурсионные программы стали регулярно получать жизнь на юге страны. Похоже, ростовчанам с помощью фольклора удалось вернуть городу негласный бренд «Ростов-папа».

Ворота Кавказа, Южная столица, азовский Ливерпуль, кабак-город — сегодня все эти прозвища в коммерческих целях активно используют смекалистые ростовчане. Криминальный имидж Ростова-папы стабильно не сходит со страниц местных журналов и рекламных буклетов, похоже, что ему удалось вернуть себе былой авторитет. Легендарные воровские банды канули в Лету, а очаровательные ростовские дворики с каждым годом идут под снос, но былая слава южных авантюристов и бродяг продолжает нависать над городом, принося кому-то прибыль, а кому-то и проблемы. О том, как Ростове-на-Дону стал «папой», есть даже специальная легенда. Она звучит примерно так: «В начале ХХ века на Старом базаре в очень пасмурный и туманный день внезапно поднялась паника. С разных сторон раздались крики “Колокольня падает!”. Торгаши толком не стали разглядывать колокольню, которая всегда стояла слегка накренившись, и быстро покинули свои рабочие места. Затем по пустым прилавкам прошлись воришки, собрав всякого добра на огромную сумму. Криминальные авторитеты, узнав про подвиг ростовских воров, присвоили городу душевное и уважительное прозвище “папа”».

Прислала
Наталья Гребнева

Кадр из сериала «Однажды в Ростове». Фото: kinopoisk.ru

Я снова вижу тебя с этапа. Ростов — мой город, Ростов — мой папа. Дай постоять в короткой жизни вольной. На Богатяновском, потом чуть-чуть на Нольной.

Тексты песен и стихи о Ростове часто посвящены воровской тематике, особенно те, которые стали популярными по всей стране. Босяцкие мотивы, дерзкие припевы всегда на ура встречают в кабаках всех областей и регионов. А еще можно вспомнить культовых для российского хип-хопа рэперов из группы «Каста» и мастера речитативов Басту, которые не упускают возможности поведать слушателям о своем ростовском происхождении. Истории о жизни в рабочих кварталах Южной столицы, о том, как воспитывает и закаляет «пацанов» улица, западают в души тех, кто никогда не бывал в Ростове-на-Дону. 

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

Тема криминала настолько противоречива и в ней так четко прорисовываются все интересующие нас аспекты человеческих взаимоотношений, что Ростов как город тут вообще ни при чем. Бабель написал «Одесские рассказы», Гиляровский — «Москву и москвичей», а Розенбаум посвятил свои песни Питеру. Кроме Басты и Кости Ундрова (ну и меня, хотя мне до этих людей еще шагать и шагать), у нас немного людей, кто еще что-то про Ростов удачное создал. Я только за, чтобы кто-то талантливый использовал в своем творчестве образ нашего города в любых его проявлениях. Более того, мне кажется, что как бренд Ростов вообще использует свои возможности от силы на 30%.

В кинематограф Ростов попадает чаще всего тоже по «блату». Помимо казачьей темы, съемочные группы интересует криминальная экзотика. Узкие улочки, всё те же тесные дворики, схожие с бразильскими фавелами, очень ярко и очень по-южному смотрятся на экране. Федор Бондарчук гармонично влился в образ современного ростовского бандита в фильме Валерия Тодоровского «Тиски». Харизматичная мафия и ее наркобизнес, блеск ночных клубов и нищета трущобных окраин сразу дают понять зрителю, что на экране Ростов-папа. Что касается ростовских режиссеров, которые посвящали свои работы родному городу, то акцент на его криминальности заметен не сразу. Например, в сериале Кирилла Серебренникова, который так и называется — «Ростов-папа», есть герои лирические, мистические, богемные. Но и без типичных ростовских криминальных персонажей все же не обошлось. Так, в документальном сериале прошлого года «Мы с Ростова» в кадре живут своей простой пацанской жизнью четыре реальных молодых ростовчанина. Они проворачивают аферы, отдыхают на всю катушку и при этом гордятся своим городом и его репутацией, стараясь ей соответствовать.

Видео

Отрывок из сериала Кирилла Серебренникова «Ростов-папа»

Например, в сериале «Мы с Ростова» показан не образ города, а его реальная жизнь, без фольклора. В этом и прелесть. Украинцы используют сало и горилку, питерцы — Пушкина и Лиговку, москвичи — Кремль и Мавзолей… Все используют то, что дано, в своих интересах, и если это приносит деньги, то я только за. Нашему городу еще есть над чем стараться.

О золотой жиле криминальной экзотики не забывают и ростовские предприниматели. Громким именем «Ростов-папа» называют все что угодно: картофельные чипсы, спутниковый канал, чемпионат по бадминтону, гостиницу для собак, поддельную водку. Более творчески к вопросу раскрутки бренда Ростова подошли местные журналисты. Два года назад им удалось организовать экскурсии по историческому центру. В программу входили места, где произошли самые дерзкие преступления прошлого и позапрошлого веков, экскурсанты могли услышать уникальные истории о деяниях звезд воровского мира, таких, например, как легендарная Сонька Золотая Ручка.

Изыскано одетая дама заходила к постояльцам отеля ранним утром, рылась в вещах, и если клиенты просыпались, она вступала с ними в диалог, говорила, что не знает, как сюда попала. Иногда не брезговала и вступала с ними в интимную связь.

Правда, устоявшаяся репутация города не всегда идет на пользу его жителям. Есть и некоторая часть ростовчан, которые недовольны предвзятым отношением к себе жителей других регионов. Бывает так, что самый скромный и законопослушный уроженец Южной столицы без объективных причин вызывает подозрения у москвичей или особенно у кубанцев.

Сколько раз я путешествовал на машине на Черное море — краснодарские гаишники меня постоянно задерживают. Ремень пристегнут, фары горят, скорость соблюдаю… Однажды дэпээсник обмолвился, что номера-то ростовские, а значит, что-то точно не в порядке. Вот так репутация города впереди меня идет постоянно.

Видео

Прислала
Наташа Смирнова

Финансовый директор

О каждом городе есть свои шутки-прибаутки. И что же, всех и слушать? Я зню Ростов, как замечательный город. У меня там кума живет. И криминальная обстановка там такая же, как и везде.

Автор

Виктория Бабкина

Над статьей работали

Ксения Гагай, Наташа Смирнова, Наталья Гребнева

Добавить комментарий

14 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Марина Алехина 20 января 2013, 12:45

Во дают) Нашли, чем гордиться. Они бы лучше о Димитрии Ростовском рассказывали всему миру, не у многих городов есть святой. Или о Доне, воспетом лириками и прозаиками. Или о казачьем обществе.

Анатолий Губарев 20 января 2013, 12:47

"Однажды дэпээсник обмолвился, что номера-то ростовские, а значит, что-то точно не в порядке"
Бросьте, ребята! Обычная гайцовская отмазка. Машина из другого региона, а если более-менее приличная иномарка, а не вазовская классика, грех не остановить! Московские тоже останавливают, не мешает даже видеорегистратор - сразу несут про нарушение, не ту скорость, проверку на дорогах и т.д. и т.п. Мне в Ярославле как-то такую кучу вывалили (даже включённый дальний свет посреди бела дня), что мама не горюй. Слава Богу, оружие и наркотики не вспомнили.
За пределами своих регионов и городов водители частенько бесправны по определению.

Анатолий Губарев 20 января 2013, 13:06

Интересная логика у г-на Котляра.
"Бабель написал «Одесские рассказы», Гиляровский - «Москву и москвичей», а Розенбаум посвятил свои песни Питеру"... Ээээ, простите, а при чём тут криминал направо и налево. У Бабеля-Бобеля был не только Беня Крик, но и Кирилл Лютов, а уж с какого боку припёка "Москва и москвичи"... У Гиляровского криминальная Москва описана мимолётно, двумя-тремя штрихами всего-то, вся книга посвящена городу и горожанам. Да и Розенбаума не упрекнёшь в поэтизации питерского криминала. Именно - посвятил песни Питеру, а не питерским бандитам. Это ж каким изощрённым (если не сказать извращённым) умом надо обладать, чтобы свести всё богатство творчества к одной теме! Кстати, Питер создал и народных "Ментов", и "Тайны следствия", и "Ментовские войны", и "Дознавателя". Да, был "Бандитский Петербург", но он не есть наше всё.
Другое дело, у нас как сядут на одну тему, так и слезть не могут, хотя и козлу ясно, что от этого больше вреда: как посудину назовёшь, тако она и плавать будет...

Феликс Лапин 21 января 2013, 16:19, Изменено: 21 января 2013, 16:20

У Гиляровского Хитровки очень много. Какие уж штрихи! У Бабеля, не только бандиты, но бандиты запомнились публике гораздо больше тех же конармейцев.
А Розенбаум пошёл к славе не с Питера, а с Гоп-стоп.
Бандиты вообще обаятельны. Их жизнь ярка, язык изощрён и богат. Как персонажи они практически идеальны.

Анатолий Губарев 21 января 2013, 16:55, Изменено: 21 января 2013, 17:00

И сколько глав посвящено Хитровке, а?
О Розенбауме можно говорить разное. Да, некоторые ранние его песни были навеяны Бабелем и Высоцким, но это была мода, мальчик-то из оченно интеллигентной семьи, музыкант и медик. Пока он пел за Бабеля, его не знали, узнали, когда пошла лирика
Бандиты обаятельны? Да, в старой русской воровской иерархии иваны были вторыми. Зато в советские годы было ни одного вора, поднявшегося от гоп-стопа. Воры - из домушников, щипачей, шниферов. На них - ни капли крови. Вот это - настоящая аристократия. И язык - это да. Учиться, учиться и ещё раз учиться.

Феликс Лапин 21 января 2013, 20:04, Изменено: 21 января 2013, 20:05

А при чём здесь место в иерархии? Речь про обаяние. Бандиты - душки.Не все конечно, но как правило. Особенно удачливые. И это не имеет ни малейшего отношения к их моральному облику. Убийцы, мошенники, циники, но душки.
Вы просто с ними не общались. Или мало. Или не с теми.
Потому что пенсию у бабушки отнять - тоже бандитизм. И магазин ограбить по пьяни -бандитизм. Но не то.
Судить по формальным признакам бессмысленно.
Тем более что сейчас вор вовсе не обязан срезать кошельки, а бандит может не грабить, а просто ездить на разборки, спрашивать долги, проворачивать аферы. М бандит вполне может дорасти до вора - в смысле иерархического звания, а не должности.
Сейчас вообще всё смешалось.
Осталось: трезвый взгляд на жизнь, богатый эксклюзивный опыт, чёрный юмор и великолепный язык. словотворчество, которому позавидует любой филолог.
Это характерно для любого профессионального криминала.
А про кровь даже смешно спорить. Они сейчас все гангстеры. Надо убить, убьют. Не своими руками, конечно.

Анатолий Губарев 22 января 2013, 02:10, Изменено: 22 января 2013, 02:15

"Вы просто с ними не общались. Или мало. Или не с теми"
Общался. Много. И с теми, и не с теми, и с разными.

Борис Тихонов 20 января 2013, 14:04

Меня тоже поразила привязка к писателям. Да и вообще, слова г-на Котляра насквозь пропитаны материализмом. По-моему, ему совершенно пофиг, какая слава у города. Лишь бы она приносила бабки.

Отмечено
редакцией

Наташа Смирнова 20 января 2013, 14:34, Изменено: 20 января 2013, 15:54

О каждом городе есть свои шутки-прибаутки. И что же, всех и слушать? Я зню Ростов, как замечательный город. У меня там кума живет. И криминальная обстановка там такая же, как и везде.

Алексей Громыкин 20 января 2013, 15:57

Действительно, Наталья права. Каждый может самостоятельно сложить свое представление о городе. И не надо быть семь пядей во лбу, чтобы не отличить пиар от реальной ситуации.

Доценко Владимир 20 января 2013, 16:26

Во всех горадах России и не только есть свои криминальные байки.(Одесса-мама, Марьина роща, Магадан, Воркута...) Разве можно гордится убийцами и ворами? Разве Ростов креминальная столица России? Вроде бы другую сталицу называют? А за базар ответ держать надо!!!

Станислав Захаркин 20 января 2013, 19:38

Миром правят деньги. А что вы хотели услышать от шоу-мена? Им любая тема, которую долго обсуждают, выгодна.

Светлана Юдинцева 20 января 2013, 19:53

Ребятушки, если говорить об исторической составляющей статьи, то я согласна. Криминал лучше продается и узнается во всех регионах, и виноват в этом не только Ростов. Он просто пользуется этим наследием. Куда ни приедешь, везде первая ассоциация с моим городом одинаковая. Никто не вспоминает, что это и столица джаза, и город университетов и театров. Школа Кима Назаретова славится на весь мир своими выпускниками!

Виктория Бабкина 21 января 2013, 14:00

Возможно, стоило бы пояснить для больших знатоков географии и истории)

1) Димитрий Ростовский никогда в Ростове-на-Дону не был. Умер почти за 60 лет до основания крепости, которую в честь него и назвали (потом крепость стала городом РнД)

2) Про казаков: На самом Ростове казачество отразилось не достаточно ярко, чтобы проводить экскурсии. Весь казачий колорит находится в пригородах, бывших казачьих станицах, которые лет на 150-200 старше купеческого Ростова. За шашками, конями, куренями и балясанами надо ехать в Аксай, Старочеркасск и Новочеркасск (последние два пункта - столицы донского казачества).

И теперь. В купеческом Ростове было много криминала. Там где много легких денег от торгашей - много криминала. Ростовские банды, ростовские легендарные воры, Ростов-папа - это исторический факт, а не чье-то самомнение. И вспоминая историю, совершенно бессмысленно пытаться мериться с кем-то уровнем криминала сейчас. Городу всего за 260, это мало по Российским меркам. А дурная слава и того меньше века назад появилась. Поэтому в памяти людей остался образ, который используют горожане. Были бы самовары с пряниками - использовали бы самовары с пряниками.

Добавить комментарий

Новое на сайте