Пришпилили. В Саранск вернули моду на советскую архитектуру

35
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: автора

Сегодня в Саранске трудно найти новое здание, не увенчанное башенкой, маленьким островерхим куполом или шпилем. Эти архитектурные излишества можно увидеть и на новых строениях, возведенных в последние 15 лет, и на более старых домах, подвергшихся недавней реконструкции. У специалистов есть несколько объяснений появления этой тенденции.

Горожан уже не удивляет то, что финальным аккордом в строительстве очередного нового дома является установка и монтаж башенки со шпилем наверху. Более того, наоборот, удивительно будет, если эта конструкция, ставшая своеобразной «визитной карточкой» Саранска, на доме не появится. Собственно, подобное бывает весьма редко.

Доступные источники не дают ответа на вопрос, кто из местных архитекторов первым начал проектировать здания, делая акцент на декорировании крыш, но эту тенденцию народная молва однозначно связывает с именем Николая Меркушкина, руководившего республикой с 1995 по 2012 год. Горожане полагают, что заказ на подобные архитектурные изыски поступил именно от него, а по мнению самих архитекторов, этот стиль может косвенно свидетельствовать о тоталитарном стиле управления в регионе.

Появление шпилей на объектах массовой застройки — это, без сомнения, заказ крепкой, уверенной в себе власти, контролирующей все и вся. Подобный стиль был характерен для тоталитарных режимов Италии, Германии и Советского Союза 30-х годов прошлого века, именно в этих странах городскую архитектуру тех времен и отличали всевозможные колоннады, купола и шпили. Нечто подобное мы видим и в современном Саранске. По сути дела, власть сделала архитекторам заказ на проектирование монументальных строений, которые фактически воспроизводят структуру самой властной вертикали нашего региона.

Именно с середины 1990-х годов в столице Мордовии началась массовая застройка исторического центра, старые здания сносили, на их месте возводили новые, с непременными башенками и шпилями. На первых порах они вызывали недоумение у горожан, впоследствии переросшее в иронию. Сейчас, увидев очередное начало стройки, жители Саранска даже заключают шутливые пари: сколько будет на доме башенок и украсит ли крышу устремленный ввысь шпиль, а снос старого здания объясняют тем, что не вписывалось оно в архитектурный облик нового города, так как было без шпиля.

Прислала
Елена Горбачева

Фото: автора

— Одно непонятно, зачем понадобилось сносить старое здание, построенное в XIX веке?

— Ну ты сравнил! Сколько на эксплуатации старого здания можно отпилить и сколько на строительстве нового? Да и без шпиля старое-то было.

… однообразные конструкции, и все одинаковое. Одинаково ровное, закрашенное, зашитое в пластиковые окна. А теперь еще и шпилями все увешали.

И вообще, вы заметили… что город потерял свой колорит? Что это за архитектура стала превалировать с башенками да шпилями?

По архитектурным канонам, надстройки должны быть украшением здания. Однако в любом деле важен принцип достаточности, современная же градостроительная индустрия в Саранске этого не признает.

Башенки и шпили — это единичный элемент, в прежние годы они использовались архитекторами для того, чтобы выделить здание из ряда других. Парадокс, но в нашем городе будет выделяться здание с плоской крышей! Архитектурный стиль современной застройки Саранска можно назвать эклектическим, причем с большими местными особенностями. Это беспринципное нагромождение форм — не что иное, как проявление дурного вкуса власти, фактически главного заказчика обустройства нашего города. Явно проглядывается желание увековечить себя в памяти народа возведением крупных, непривычных зданий, подчас совсем не привязанных к окружающей территории, выглядящих на этих местах совсем не логично и негармонично.

По словам ученого, башенки и шпили не несут никакой смысловой нагрузки. Более того, они мешают восприятию других архитектурных объектов. В качестве примера Виктор Махаев приводит жилой дом, выстроенный на Соборной площади Саранска. Башня на его крыше выглядит нелогичной рядом с куполами кафедрального собора праведного воина Феодора Ушакова и портит вид крупнейшего культового здания республики.

Гости столицы Мордовии тоже обращают внимание на своеобразный колорит городской архитектуры.

Идем дальше. Что-то строят грандиозное в центре. И обязательно на макушке здания — шпиль.

В подавляющем большинстве случаев надстройки на зданиях не имеют и никакого практического смысла. Под куполами — пустующие чердачные помещения, шпили не увенчаны ни флагами, ни флюгерами. Однако строители имеют четкое мнение относительно причин появления шпилей. 

Возведение этих конструкций, конечно, приводит к удорожанию объекта. Однако потребитель — будь то арендаторы или граждане, покупающие квартиры в таких домах, — платит за все. Так что строителям выгодны подобные проекты. К тому же в некоторых случаях эти решения применяются организациями-застройщиками для оформления надстроек, благодаря чему или увеличивается площадь отдельных квартир, или их количество, а это дополнительные деньги.

Но не только тоталитаризм властей и удорожание объектов могут быть причиной появления в Саранске огромного количества архитектурных изысков. Есть и мистическое объяснение этой тенденции.

Башни и шпили, конечно же, издавна имеют эзотерический, оккультный смысл. Эти утончения сверху являются энергоконцентраторами, а в месте, где купол переходит в шпиль, создается фигура, которая также обладает интересными закономерностями перераспределения преобразования энергии. Это вообще характерно для геометрически правильных форм, достаточно вспомнить древнеегипетские пирамиды, маковки православных церквей и шпили католических костелов. То, что делается сейчас в Саранске, — осознанное действие или нет? Не могу сказать. Возможно, эти решения в архитектуре были приняты интуитивно, но в любом случае они имеют позитивный эффект для города в целом.

Видео

Прислал
Анатолий Губарев

Вольный стрелок

В Москве это назвали «Лужковским стилем»: сталинская монументальность и обязательно — башенки и купола

Прислал
Виталий Хвостов

Все эти башенки и шпили — не больше, чем архитектурные излишества, они уместны тогда, когда они уместны, а все эти шпили на одинаковых пластиково-стеклянных домах смотрятся еще и убого.

Прислал
Лев Бабин

По-моему, это, как минимум, красиво, необычно, все интереснее, чем просто дом с плоской крышей

Прислал
Ринат Мяльдзин

Фото от Ринат Мяльдзин

Вот эта башенка, вот этот флюгер:) Фото: Ринат Мяльдзин Фото от Ринат Мяльдзин

Автор

Игорь Телин

Над статьей работали

Лев Бабин, Елена Горбачева, Елена Хотулева, Анатолий Губарев, Виталий Хвостов, Ринат Мяльдзин

10 000 просмотров

14 октября 2013
10 000 просмотров
Добавить комментарий

15 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Анатолий Губарев 21 февраля 2013, 08:19, Изменено: 21 февраля 2013, 12:42

В Москве это назвали "Лужковским стилем": сталинская монументальность и обязательно - башенки и купола

Елена Рощина 22 февраля 2013, 14:22, Изменено: 22 февраля 2013, 14:25

А мне понравилось в Саранске, красиво. И купола - они такие разные, хорошо разукрашивают город.
Местные мне говорили, кстати, что мордовские власти находились под большим влиянием Лужкова, так что купола вполне логичны.

Анатолий Губарев 22 февраля 2013, 16:07, Изменено: 22 февраля 2013, 16:10

Я не говорю, что не красиво в самом Саранске, бывал там не раз. Но у любого города хочется видеть свой стиль, а не размноженный штамп. Это с одной стороны. С другой, как и в Москве, кстати, и некоторых других городах, в Саранске есть здания, если можно так сказать, эклектичные - стили вперемешку. Вроде колоннад с мансардами. Или посреди старого проспекта вдруг вылезает новая башня, которая разрушает целостность.
Как писал казахский поэт Олжас Сулейменов,
Вырос во рту выдающийся клык,
длиннее обычного, скажем, втрое.
По всем показателям он велик.
Но что с того, если рта не закроешь...

Примерно так: http://my.mail.ru/?from=splash#photo=/mail/avgust-03/2263/5094

Отмечено
редакцией

Виталий Хвостов 21 февраля 2013, 11:20, Изменено: 21 февраля 2013, 12:42

Все эти башенки и шпили - не больше, чем архитектурные излишества, они уместны тогда, когда они уместны, а все эти шпили на одинаковых пластиково-стеклянных домах смотрятся еще и убого.

Анна Екимова 21 февраля 2013, 12:42

Благодаря шпилями и надстройкам, с моей точки зрения, совершенно неуместными, город имеет все шансы потерять свой колорит. В сочетании с новостройками, тем более, это смотрится просто убогонько.

Лев Бабин 21 февраля 2013, 13:19, Изменено: 21 февраля 2013, 14:21

По-моему, это, как минимум, красиво, необычно, все интереснее, чем просто дом с плоской крышей

Никита Березин 21 февраля 2013, 17:22

Видимо, главный архитектор города обладает каким-то очень специфическим вкусом, если считает это красивым и уместным. А вообще мода на архитектурные изыски - это как мода на одежду, сегодня это башни и шпили, а завтра, кто знает, может быть, на всех жилых домах еще и горгулии появятся.

Родион Муртазин 22 февраля 2013, 01:33, Изменено: 22 февраля 2013, 01:35

Главный архитектор не то что бы по этим шпилям ничего не решает..... Его даже наверное и не информируют, где в очередной раз что их покажут небесному своду и горожанам. Но он с тим согласен.

Родион Муртазин 22 февраля 2013, 01:25

А почему выводится за скобки психологическая составляющая? Шпили по всему центру города, столицы региона может это реальное воплощение в зданиях, построенных на десятилетия, мужской состоятельности?))). Типа дотянуться до неба. С архитектурной, наверное точки зрения они бессмысленны. В прикладном смысле они тоже ничего не несут. Это же не антенны связи с космосом или ретрансляторы каких то волн, транслирующих волю голосовать по 90% за "Единую Россию".) Или это в силу возраста механизм какой то компенсаторной функции. ?))) Шпилей много. Это не единичное архитектурное решение. Это система. Это целый комплекс фаллических символов. Своеобразная попытка воспользоваться Небом, доказать что то своему Я и плюс показать Городу и региону кто альфа- самец)

Анатолий Губарев 22 февраля 2013, 16:12, Изменено: 22 февраля 2013, 16:15

Хорошее сравнение!
Башня рядом с Домом Музыки на Павелецкой именно эти ассоциации и вызывает.
Ну, а про Триумф-Палас лучше промолчать

Родион Муртазин 22 февраля 2013, 01:29

В прикладном плане их даже не употребляют в качестве флагштоков

Сергей Борисов 26 февраля 2013, 14:57, Изменено: 26 февраля 2013, 15:00

Нет традиции по утрам флаги поднимать, по вечерам - спускать:(.

Отмечено
редакцией

Елена Рощина 22 февраля 2013, 14:32, Изменено: 22 февраля 2013, 14:48

Точно-точно! Нигде на шпилях я флагов не увидела. Только на Советской Площади стоит дом, где часы наверху. Так вот, там на шпиле флюгер с лисой - гербом Саранска. Больше я ничего не видела.

Ринат Мяльдзин 24 февраля 2013, 08:34, Изменено: 24 февраля 2013, 11:23

Вот эта башенка, вот этот флюгер:)

Сергей Борисов 26 февраля 2013, 14:49

Да, красивый дом. Раньше Домом офицеров что ли назывался, после войны. Хотели сносить, но жильцы отстояли.

Добавить комментарий

Новое на сайте