В ночь чертей. В Северной Осетии возрождают древнюю религию

12
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

В начале каждого года в Северной Осетии можно наблюдать такую картину: на местном рынке люди толпятся в очереди за живыми курами черного цвета. Торговля идет оживленная, все стараются успеть, суетятся. Все дело в том, что в первую неделю нового года в ночь со вторника на среду здесь отмечают один из самых неоднозначных осетинских праздников — Бынаты хицауы ахсав (ночь покровителя жилища), или Хайраджыты ахсав (ночь чертей).

Этот древний праздник подразумевает жертвоприношение — на стол принято подавать мясо черной курицы. Домочадцы совершают такой символический обряд: накрывают на стол, выключают свет и выходят, оставляя приготовленную пищу на некоторое время на столе. Потом еду с такого стола могут есть только члены семьи, нежданно прибывшего гостя ею угощать не полагается. Обряд считается сакральным и совершается для того, чтобы привлечь к семье покровительствующие силы.

Я очень сомневаюсь, что кто-то верит в сакральный смысл этого праздника. Это просто старая традиция, осетинский обряд. Пусть будет. Их не так уж много осталось.

ну, допустим в православной традиции есть сходные вещи – например, святочные гадания и много ещй чего…елка по большому счету – то же язычество…так что наша «черная курица» ничем не выпадает из этоо ряда…к тому ж, ни годы христианства, ни веяния мусульманства не сумели переделать языческого сознания потомков нартов, до сих пор рекламирующих на государственном ТВ, на двух языках адреса богов из своего эпоса и поклоняющихся камням, местам, пенькам, кустам и на всякий случай не забывающих ставящий свечки в храмах…

И хотя в многонациональной и многоконфессиональной Осетии прекрасно уживаются последователи практически всех религий, все чаще в социальных сетях разгораются споры о том, правильно ли совершать такие обряды, особенно тем, кто относит себя к православным или мусульманам. Дискуссии становятся все более острыми, что можно объяснить отсутствием знаний о древней религиозной традиции осетин. Специалисты, изучающие уацдин, как ее принято называть, винят в этом тех, кто упорно пытается причислить осетинские верования к языческим.

Считается, что предки осетин — аланы — были одним из первых народов, получивших знания о христианстве от апостола Андрея Первозванного, и приняли христианство еще в первые века нашей эры. В XIII веке вместе с монголами в эти края пришел ислам. Однако присутствие христианства и мусульманства не помешало осетинам пронести через века собственную оригинальную религиозную систему. 

Обращение к древним верованиям, к традициям предков — верный признак этнокультурной консолидации общества. Это тот фактор, который позволяет избежать деградации национального самосознания. Сегодня социологи наблюдают рост числа так называемых либеральных националистов, которые главным маркером своей национальной идентичности считают национальную культуру и национальный язык.

Прислала
Ксения Гагай

продюсер

Видео

Репортаж из священного для осетин места

К сожалению, единобожность осетинской религии даже частью самих осетин не осознается в полной мере. Каждый осетин понимает, что Бог у него один, но мир небожителей населен и другими обитателями — духами, ангелами, к которым и относятся указанные покровители отдельных сфер мироздания. Но ведь наличие сонма святых в христианстве или ангелов в исламе не придает этим религиям языческий характер?

Ритуалы, связанные с поклонением высшим силам, например обряд Хайраджыты ахсав, Тамерлан Камболов называет «рудиментом древних языческих верований предков осетин» и сравнивает их с русской Масленицей или английским Хеллоуином. 

В 2002 году Камболов провел собственное социологическое исследование, согласно которому адептами православия признает себя только 24% населения Северной Осетии, ислама — 8,5%, в то время как 60% осетин считают себя приверженцами традиционной веры. 

Между тем, согласно «Атласу религий и национальностей России», составленному в 2012 году, православными в Северной Осетии себя считают 41% населения, а «традиционную религию предков» упомянули лишь 1% опрошенных людей. 

Сторонниками институционализации осетинской традиционной веры создан Оргкомитет Северо-Осетинской общественной религиозной организации «Уацдин». В планах — издание сборника оригинальных осетинских молитв, четкое описание всех ритуалов от рождения до похорон в соответствии с исконной традицией, подготовка грамотных дзуарлагов (человек храма), способных не только рассказать последовательность ритуалов и тексты молитв, но и объяснить всем, кто в этом нуждается, их суть.

Также планируется построить во Владикавказе кувандон (молитвенный дом) современной архитектуры, но с сохранением традиционного для осетинских святилищ стиля.

У всех на слуху имена таких проповедников «осетинской религии»: профессор Таймураз Камболов, Слава Джанаев, Даурбек Макеев и прочие. Вопрос: кто-нибудь видел этих людей в национальных костюмах? Нет, мы видим их гладко выбритыми, одетыми по-европейски, в костюмах, ну на худой конец, в джинсах. Они живут в квартирах, обставленных по-европейски, а не в горных саклях, пользуются всеми теми благами цивилизации, которые появились в странах христианской культуры. Попробуйте отнять у них мобильный телефон или ноутбук или нож и вилку за столом. Не отдадут ведь. А ведь это все не имеет ровным счетом никакого отношения к древним осетинским традициям, а уж тем более к «осетинской религии». Все это к нам пришло из христианских стран.

оставьте нас такими какие мы есть, мы хотим молится нашим «языческим» богам, резать барашков своим божествам и так далее, мы хотим жить так как жили мои предки из покон веков, вот и все какое еще может быть объяснение? Я не хочу быть православным и магаметанином, я хочу быть осетином-традиционалистом.

Прислала
Ксения Гагай

продюсер

Видео

Прислал
Maximus Decymiredy

Господа знатоки Осетины начиная с их предков и заканчивая сегодняшним днем никогда язычниками не были. Оппоненты всегда возражают мол у вас молятся возле деревьев камней и др. Но осетины молятся не дереву и не камню а богу и святым находясь возле этих самих деревьев и камней. Ведь Христиане приходят молится в церковь Мусульмане в мечети Буддисты в доцаны и тд. так что они тоже язычники. Так во господа хорошие прежде чем поддакивать сторонним ошибочным суждениям на счет язычества Осетин прежде займетесь изучением обсуждаемого вопроса. Верование Осетин древнее многих современных религий и то что его пронесли в веках о многом свидетельствует.

Прислала
Аза Кулаева

Называть эти древние и самые верные знания о сущности природы языческими стали бизнесмены от религии – попы и имамы, которым необходима единоличная власть над людьми, ведь люди напрямую могли обращаться к силам природы без их посреднического участия. Старые обряды красивы, потому что они гармонируют с природой, поэтому, несмотря на 2,5 тыс. историю борьбы церквей и мечетей с язычеством, они так не смогли это язычество искоренить – люди интуитивно, изнутри чувствуют и понимают истину – подсознание трудно обмануть и запугать. Очень хочется, чтобы наши древние обычаи и верования были как можно более для нас доступны. Я тоже считаю, что у нас, осетин должно быть свое здание в городе, где можно было бы узнавать таинства обрядов и делиться знаниями о них. Ведь у всех остальных конфессий такие здания есть.

Автор

Светлана Джиоева

Над статьей работали

Ксения Гагай, Maximus Decymiredy, Елена Горбачева, Аза Кулаева, Александр Зайцев

Добавить комментарий

14 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Станислав Захаркин 17 января 2013, 18:46, Изменено: 18 января 2013, 13:31

Как то несколько необычно, не находите? В нашем современном мире, когда уже доказано отсутствие паронормальной деятельности, люди видят верят во что-то.

Леонид Парфенов 17 января 2013, 19:32

А осетины - еще те верующие. ведь ни в одной стране мира нет ничего подобного, за исключением Хелоуина на западе. Но приносить в жертву черных кур ради привлечения силы какой то - глупо.

Станислав Цомаев 17 января 2013, 21:19, Изменено: 17 января 2013, 21:20

Как понять приносить в жертву кур ради привличения сил!!! Это традиция с давних времен у Осетин,предков наших!!! Если значит курица символ приношеничя,хзначит есть на то причина!!!!

Инна Новикова 17 января 2013, 20:13

Да уж. А я всегда думал что Кавказ не зависит от всяческих там вымыслов и прочей ерунды. А как оказалось - нет.

Владимир Янков 17 января 2013, 20:58

Каждый имеет право на свою веру. Леонид, глупо высказывать свою точку зрения в отношении чужой веры! Она не станет вашей и следовательно вам её не понять. Инна, Кавказ тем и интересен многим людям! Тут множество богов под ликами святых, тут люди ходят в храмы святых и после этого сразу едут к святому кусту или в святилище к божеству. И все это тут как то уживается, тут не навязывают в большинстве веру...многие выбирают кому молиться сами или не выбирают вообще.

Илья Куринной 17 января 2013, 21:20

И что такого? разве кто-нибудь пишет что перед масленицей в каком либо городе скупили все масло или все блины?

Отмечено
редакцией

Maximus Decymiredy 17 января 2013, 21:22, Изменено: 17 января 2013, 22:37

Господа знатоки Осетины начиная с их предков и заканчивая сегодняшним днем никогда язычниками не были. Оппоненты всегда возражают мол у вас молятся возле деревьев камней и др. Но осетины молятся не дереву и не камню а богу и святым находясь возле этих самих деревьев и камней. Ведь Христиане приходят молится в церковь Мусульмане в мечети Буддисты в доцаны и тд. так что они тоже язычники. Так во господа хорошие прежде чем поддакивать сторонним ошибочным суждениям на счет язычества Осетин прежде займетесь изучением обсуждаемого вопроса. Верование Осетин древнее многих современных религий и то что его пронесли в веках о многом свидетельствует.

Анатолий Губарев 18 января 2013, 01:54

"В XIII веке вместе с монголами в эти края пришел ислам"
Откуда такая информация, господа хорошие?! Татаро-монголы не были мусульманами. Среди них были разные люди, придерживавшиеся разных верований, в том числе - христиане-несториане, коих было немало. Дело в том, что несторианство воспринимало Христа примерно как Будду, т.е. просветлённого, и тем было близко степнякам. Но несторианство не играло большой роли, а потом и вовсе сошло на нет.
Ислам начал укореняться в Орде только в середине XIV века. Во многом благодаря Персии и амиру Тимуру. И в это же время началось его движение на на Кавказ.

Анатолий Губарев 18 января 2013, 02:01

А с другой стороны, ну исполняют этот обряд, ну и что? Масленица, святки, Ивана Купала и ещё много чего в православие - обряды дохристианские. Выжили же и вписались в православную систему.
Святочные гадания как только не поносили, и что? До сих пор гадают! )))))
Но делить верования на языческие и обычные для нас некорректно. Иной раз "языческое" понимание Бога гораздо глубже того, что частенько преподносят приверженцы "традиционных" конфессий.

Аза Кулаева 18 января 2013, 10:08

Абсолютно ни в какую религию не верю. Но в том, что мироздание имеет бесконечные проявления, частью которого являются формулы-слова, формулы-действия, формулы-мышления, и т.д. верю, потому что все это, в конечном итоге проявляется вовне. Предки тысячелетиями копили и передавали из поколения в поколение познанную информацию об окружающем мире и именно эти знания помогали людям гармонично существовать в природе. представители новых религий - попы и имамы отняли эти знания у людей, разорвав их естественную связь с природой и тем самым лишили нас понимания смысла определенных обрядов. Тем самым лишили людей помощи и защиты самой природы. Никто не мог оказать людям худшей услуги, оторвав их из естественной колыбели бытия, чем эти новые религии. Теперь приходится крупицами воссоздавать ценнейшие знания древних, которые не писались, а передавались из уст в уста, от сердца к сердцу.

Отмечено
редакцией

Аза Кулаева 18 января 2013, 10:09, Изменено: 18 января 2013, 10:26

Называть эти древние и самые верные знания о сущности природы языческими стали бизнесмены от религии – попы и имамы, которым необходима единоличная власть над людьми, ведь люди напрямую могли обращаться к силам природы без их посреднического участия. Старые обряды красивы, потому что они гармонируют с природой, поэтому, несмотря на 2,5 тыс. историю борьбы церквей и мечетей с язычеством, они так не смогли это язычество искоренить – люди интуитивно, изнутри чувствуют и понимают истину – подсознание трудно обмануть и запугать. Очень хочется, чтобы наши древние обычаи и верования были как можно более для нас доступны. Я тоже считаю, что у нас, осетин должно быть свое здание в городе, где можно было бы узнавать таинства обрядов и делиться знаниями о них. Ведь у всех остальных конфессий такие здания есть.

Славян Задоя 18 января 2013, 10:37

Станислав Захаркин, кто это доказал, что паранормальная деятельность отсутствует?? Очень интересно посмотреть на эти доказательства.

Валерий Побережский 18 января 2013, 11:21

Просто не нужно добавлять слово языческие. И тогда останется хорошее слово "ТРАДИЦИЯ". Слово замечательное. Слово, за которым история народа, уклад его жизни. Слово, которое воспитывает молодых и заставляет старших иметь свою национальную гордость. Слово, которое делает народ народом.

Сергей Колесников 20 января 2013, 14:45

А в чём вообще проблема?В том,что в Осетии существуют свои обычаи и традиции?
Есть обычай - и это хорошо,что не прерывается связь времён.

Добавить комментарий

Новое на сайте