Памятник погибшим войнам 115-й Кавказской кавалерийской дивизии. Фото: archivesjournal.ru
Не каждый житель Кабардино-Балкарии сможет назвать точное количество памятников, находящихся в республике, но практически каждый подтвердит, что их очень много. По некоторым данным — не меньше 600. И есть у них такая странная особенность: практически каждый из них хоть раз, но переделывали или комопзиционно дополняли. Иногда причин такого «апгрейда» не понимали даже сами скульпторы.
На столицу республики, Нальчик, приходится 64 памятника, причем 37 из них исторические. 27 же воздвигнуты за последние полвека и посвящены поэтам, писателям, политикам и государственным деятелям, а также важным событиям в жизни государства и республики. Вряд ли хоть один из горожан сможет перечислить все нальчикские монументы, так как многие из них установлены во дворах школ, больниц и прочих учреждений. За 15 минут прогулки по центру города с населением 239 тысяч человек (по данным переписи 2012 года) горожанину удается обойти 5-6 памятников.
Есть монументы, в которых ничего не меняется веками, но к нальчикским памятникам это не относится. Многие из них не раз меняли место, как, например, памятник Ленину, который во времена Советского Союза стоял перед Домом правительства, указывая на него рукой. В начале 90-х годов прошлого века, поддавшись всероссийской моде, его убрали, и некоторое время скульптуру видели лежащей в промзоне, а затем ее, но уже без мраморного постамента, установили на территории Школы милиции.
Перед Домом правительства на оставшийся мраморный постамент водрузили огромный глобус. Многие нальчане, особенно сотрудники Высокогорного геофизического института, работающие на всех континентах, потешались отсутствием Антарктиды на данном глобусе. Потом, во второй половине 90-х годов, Ленина вернули в сквер перед Домом правительства. Но уже на бетонный постамент и в дальний угол. Композиция из памятника Ленину и глобуса получила в народе название «Вождь мирового пролетариата играет в боулинг в Нальчике». Сейчас он, правда, не играет – в 2006 году глобус вместе с мраморным пьедесталом убрали.
Памятник 115-й кавалерийской дивизии в районе «Стрелка» около десяти лет назад поменяли на новый. Старый, где кавалерист обнимал коня, сменили на памяник, где солдат в черкеске и папахе уже сидит верхом на коне. Автор обоих памятников, нальчикский скульптор Михаил Тхакумашев, рассказал, что он так и не понял, почему было решено поменять памятник.
Честно сказать, я не слишком доволен обоими, делал я их быстро, время поджимало. Но все-таки во время работы над первым я успел съездить в те места, где воевала 115-я кавалерийская дивизия, поговорить с людьми, посмотреть… А когда делал второй памятник, был уже очень болен первый президент республики Валерий Коков, отец которого воевал в этой самой дивизии. Торопились, чтобы он успел памятник увидеть…
Заслуженный художник РФ Михаил Тхакумашев – автор большинства памятников города, и многие из них по указанию чиновников приходилось и доделывать, и переделывать.
Когда делали памятник кабардинскому поэту Алиму Кешокову, председателю Литфонда СССР и герою труда, который сейчас стоит перед мэрией, мы с архитектором Тарариным хотели сделать так, чтобы он был на невысоком постаменте, вровень с проходящими людьми. А нам велели его поднять повыше. И теперь, чтобы разглядеть памятник, прохожим приходится задирать голову.
Скульптор с сожалением заметил, что творцу приходится слушать чиновников, за которыми остается последнее слово.
Честно говоря, никогда не видел «Фантомаса» сзади))) Прикольно. Наши памятники сидят, наверное, потому что местные, а Ленин, Пушкин — приезжие. Так сказать путешественники. Памятник жертвам Абхазской войны при первом взгляде напоминает инопланетян из фильма «Искусственный интеллект». Но стоит внимательно приглядеться и всё понятно.
Не сразу нашли и место памятнику абхазским добровольцам на нальчикской площади Абхазии. Поэтому произведение народного художника КБР Руслана Цримова довольно долго двигали по площади, пока автор и властные структуры не пришли к консенсусу. Однако больше всех досталось памятнику героям-комсомольцам, который нальчане называют не иначе как «Фантомас», поскольку установлен он был аккурат после того, как на экраны вышел знаменитый фильм. Как рассказывают старожилы Нальчика, монумент этот открыли и почему-то сразу закрыли, снова накинув на него полотнище. Автор памятника, скульптор Гид Бжеумыхов, получил выговор от секретаря обкома КПСС и приказ немедленно убрать со скульптуры «первичные половые признаки». Повторно монумент открыли лишь после того, как скульптор отсек от него все лишнее.
По поводу Фантомаса… мелким был, видел его во всей красе) А потом взяли и кастрировали, беднягу (в смысле, не меня, а его)))
Неизменным остается любимый горожанами памятник кабардинской княжне Марии Темрюковне в самом центре города. Мария стала одной из жен русского царя Ивана Грозного, и нальчане считают – самой любимой. Памятник, который называется «Навеки с Россией», был открыт в 1957 году в честь 400-летия добровольного присоединения Кабарды к российскому государству. Историю этого памятника в городе знает практически каждый, но некоторые до сих пор называют его «памятник Соне». Дело в том, что для скульпторов Махтина и Листопадова, ваявших фигуру Марии Темрюковны, моделью послужила знаменитая солистка государственного академического танцевального ансамбля «Кабардинка» Соня Шериева, славившаяся своей статью и очень любимая согражданами.
Видео
Одним из последних приобретений Нальчика стал памятник Александру Сергеевичу Пушкину, установленный на улице Пушкина ко дню рождении поэта четыре года назад. Исполненный московским скульптором Николаем Кузнецовым-Муромским, он был подарен столице республики фондом культурного сотрудничества городов России. Появление Пушкина обрадовало нальчан, которые очень полюбили лавочки «возле Пушкина», но у бронзового поэта из правой руки регулярно исчезало перо, тоже бронзовое. Городские власти несколько раз заказывали Пушкину новое, а затем махнули рукой.
Скульптор Михаил Тхакумашев, автор множества монументов, рассказал, что сейчас он работает над памятником многолетнему руководителю Кабардино-Балкарии, первому секретарю обкома КПСС Тимборе Мальбахову, которого до сих пор многие вспоминают добрым словом.
У меня уже есть эскиз, я всё продумал, его надо в полный рост. А мне говорят — бюст делай… А что такое бюст? Несолидно!
Предполагается, что новая монументальная скульптура украсит торец Дома правительства Кабардино-Балкарии, где раньше располагался обком ленинской партии.
— Памятники нужны для того, чтобы затыкать дыры в истории, с одной стороны. Ну и памятники военным событиям, по-моему, просто обязаны быть. А то некоторые забывают о фашизме и его проявлениях. Хорошо, что у нас нет памятников Брежневу и проспектов с улицами.
И один Фантомас создан с чувством юмора (не иначе).
Материал действительно интересный и наводит на мысли — ведь у нас в крови война с памятниками. В Москве стоит посмотреть на свергнутые в парке «Музеон». Не в смысле как с ними обошлись, а какими их делали и видели
Были и похуже факты. Например, в Национальном музее Кабардино-Балкарии гипсовую скульптуру советской эпохи в начале 90-х просто разбили кувалдой.
Все просто — власть постоянно меняется, новая дополняется к памятникам, что-то убирают. Ведь не так то просто это все сделать.
А администрация одобряет подобное поведение? Ведь это как минимум не правильно. Теперь если каждый захочет, он может потребовать поменять памятник? Чушь ведь.
создание каждого памятника было навеяно какими-то событиями. Многие российские регионы страдают чрезмерными талантливыми творениями скульпторов и художников, которые не всегда бывают понятны рядовым обывателям. Приходится делать вид, что новый памятник или скульптура, выполненный в каком-то особенном стиле, но при этом открытие его приурочено к какой-то памятной дате — действительно шедевр (дабы не прослыть невеждой). Но объяснить самому себе — что пытался донести скульптур в странных загогулях — бывает очень сложно.
15 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе