Летающая крепость. В новгородских болотах нашли военный штурмовик Ил-2

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Wikimedia Commons

В новгородских болотах поисковики обнаружили «летающую крепость» — легендарный штурмовик Ил-2, который около 70 лет назад сбил зенитный огонь. После подъема самолет отправят в Москву на реставрацию, а затем он станет музейным экспонатом.

В болотах Новгородской области поисковики обнаружили артефакт времен Великой Отечественной войны — штурмовик Ил-2. 

Примечательно, что недалеко от места находки около месяца назад поисковый отряд из Санкт-Петербурга обнаружил боевой одномоторный Як-1 времен войны в очень хорошем состоянии. Поисковики продолжили поиски, и удача не подвела их — они нашли военный штурмовик Ил-2, который во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики называли «цементбомбером» или «черной смертью». Советский штурмовик Ил-2, сбитый зенитным огнем, пролежал в болотах почти 70 лет, но тоже неплохо сохранился.

«Летающая крепость», «черная смерть» — такие эпитеты штурмовик Ил-2 заслужил за огневую мощь и крепость брони. Одних боевые качества самолета приводили в восторг, а на других наводили ужас. Находка, которая почти 70 лет пролежала в болотистой местности, сохранилась относительно хорошо. Кроме того, удалось найти свидетелей, которые помнят воздушные бои в небе в районе Сольцов.

Фото: из личного архива

В 1943 году на территории нынешней Новгородской области в районе Сольцов велись ожесточенные бои с участием авиации. За небольшой городок сражались советские летчики, которых атаковала воздушная армия противника.

— В Сольцах находился аэродром противника. Объект использовался как аэродром подскока. Советские летчики совершали налеты на этот объект, получая важные стратегические сведения. К примеру, таким образом выяснялись действия гитлеровцев, проводивших операции с участием бомбардировочной авиации именно с этого аэропорта.

Задача найденного штурмовика состояла в том, чтобы уничтожить «юнкерсы» противника прямо на стояночных площадках аэродрома. Для осуществления этого плана советское командование использовало самолеты 784-го штурмового авиационного полка 243-й штурмовой авиадивизии.

— Штурмовая группа, в которую входило десять самолетов Ил-2, нанесла главный удар по аэродрому противника. В состав второй штурмовой группы входило 12 «летающих крепостей», которые наносили отвлекающие удары по оборонительным сооружениям противника. Операция прошла блестяще.

Фото: из личного архива

Справка SmartNews

В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 был уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших тогда стран. В начале 1938 года С.В. Ильюшин написал письмо Сталину, в котором обещал создать бронированный штурмовик с достаточно высокими ТТД: скорость — 450 км/ч, дальность — 800 километров. Предолжение Ильюшина приняли, и 5 мая 1938 года проект самолета ЦКБ-55 включили в план опытного строительства. 3 января 1939 года эскизный проект был представлен заказчику. В основе проекта лежали последние достижения советской науки и техники. Мощный авиационный мотор, штампуемая неоднородная броня, бронестекло, скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды стали главными слагаемыми успеха будущего Ил-2. К июлю 1941 года штурмовиками Ил-2 было вооружено уже несколько авиаполков. 

Поисковикам выпала еще одна редкая удача — им удалось встретиться со свидетелем событий, которые разворачивались в небе над районом Сольцов.

В 1943 году в битве за Сольцы были сбиты десятки советских и немецких самолетов. Предполагается, что некоторые самолеты и по сей день находятся в заболоченных и других труднодоступных местах. В одном из населенных пунктов поисковикам удалось найти свидетеля тех событий — пенсионера Егора Машанина. Ему было десять лет, но он видел своими глазами и по сей день помнит, как подбитый в воздушном бою советский штурмовик рухнул недалеко от его родного села.

Сегодня поисковики говорят о том, что их долг не только найти объекты военного времени, но и восстановить недостающие странички истории, установить имена погибших в годы войны летчиков.

Поисковые работы отнимают немало сил, времени и средств. Восстанавливать недостающие странички истории удается лишь благодаря настоящим энтузиастам. Но это — наш долг перед летчиками времен Великой Отечественной войны. То, что они погибли в небе над Россией и до сих пор остаются неизвестными, стыдно.

В ближайшее время с помощью сотрудников поискового центра ЦС ДОСААФ России будет осуществлен подъем и транспортировка находки. Штурмовик Ил-2 отправят в Москву на реставрацию. А затем «летающая крепость» займет свое место в одном из российских музеев.

Видео

«Черная смерть». Штурмовик Ил-2

Видео: solenger/YouTube

Прислал
Леонид Парфенов

Хорошо, что ещё живы свидетели событий, которые могут рассказать, как всё было. Помнить и чтить историю очень важно, нужно передать подрастающим поколениям нужно знать, за что воевали их деды и прадеды.

Автор

Ольга Семенова

Над статьей работали

Мария Землянская, Леонид Парфенов

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Илья Куринной 27 мая 2014, 18:31

Спустя столько лет всё ещё находят самолёты времён ВОВ, страшно представить, сколько техники было сбито, а людей погибло ...не сосчитать.

Отмечено
редакцией

Леонид Парфенов 27 мая 2014, 18:35, Изменено: 28 мая 2014, 06:11

Хорошо, что ещё живы свидетели событий, которые могут рассказать, как всё было. Помнить и чтить историю очень важно, нужно передать подрастающим поколениям нужно знать, за что воевали их деды и прадеды.

Ярослава Ковалева 27 мая 2014, 18:37

Удивительно, что самолёт так хорошо сохранился, действительно «цементбомбер».

Анатолий Дубинский 27 мая 2014, 18:49

Ил-2 - летающий танк, самолет-солдат, горбатый, Илюша, немцы его звали Schwarzer Tod, Eiserner Gustav и Betonflugzeug (из-за непробиваемости). Реально - легенда и символ Победы наряду с "Катюшей" и Т-34.
Но с "летающей крепостью" всё-таки ассоциируется Боинг B-17 Flying Fortress ("Летающая крепость") - американский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик.
США не поставляли B-17 в Советский Союз, но как минимум 73 самолёта использовались нашими ВВС. Это машины. совершившие вынужденную посадку после бомбёжек объектов на территории Германии. Наши механики восстановили несколько десятков самолётов, но ни один из них не спользовался как бомбардировщик. В 1946 они были переданы на Казанский авиационный завод для помощи в копировании Боинг B-29 ("Суперкрепость") - наш Ту-4

Добавить комментарий

Новое на сайте