Застряли во льдах. Жители Якутии опасаются остаться без еды

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Александр Лыскин/РИА Новости

Жители трех северных районов Якутии могут уже с января остаться без еды и топлива. В навигацию по Индигирке в улусы успели завезти менее половины необходимого. 17 судов, которые везли остальное, застряли во льдах. Северяне запасаются продуктами, пока они есть на прилавках магазинов, а власти ищут виновных и пытаются как можно скорее открыть зимники.

Жизнь северных улусов Якутии всецело зависит от того, как пройдет навигация и сколько грузов успеют завезти речники за короткое северное лето. Альтернативы речному пути, по сути, нет — доставка автомобильным или авиатранспортом превращает тот же груз в золотой.

Справка SmartNews

Система северного завоза представляет централизованный досрочный завоз грузов в труднодоступные районы Севера и приравненные к ним. Как правило, основные перевозки осуществляются речным и морским транспортом в период навигации в летние месяцы. Автозимник — это дорога, проложенная по снежному и ледяному покрову вдоль рек, озёр, морей, их береговой линии, по тундре и другой заснеженной местности.

В последние годы природа северян не балует. Мелеющие реки, неблагоприятные погодные условия для работы судов, ранний ледостав, обрезающий сроки навигации, стали причинами чрезвычайной ситуации с завозом грузов.

Мы практически не завезли грузы в три района республики. Это около тридцати с небольшим тысяч тонн. В том числе товары народного потребления и, главное, энергетические ресурсы для производства тепла и электрической энергии. Если бы республикой не были созданы неснижаемые запасы топлива, которые страхуют такие случаи, происходящие раз в 20–30 лет, произошла бы катастрофа. Нам бы пришлось эвакуировать население этих районов.

Анатолий Скрыбыкин, зампред правительства РС(Я), для SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Александр Лыскин/РИА Новости

Сейчас власти региона прикидывают, как организовать досрочное открытие автозимников, чтобы доставить недостающие грузы, и изыскивают на это дополнительные финансовые средства из бюджета республики. По предварительным подсчетам, на исправление ситуации потребуется около 900 млн рублей.

Сложная ситуация сегодня по Абыйскому улусу. Но если вовремя подготовить зимники, проблему можно решить. А сейчас благодаря резерву есть возможность дотянуть до зимника. В 2011 году подобная ситуация также возникала, тогда в бюджете мы в срочном порядке предусмотрели 500 млн. рублей.

Елена Голомарева, председатель комитета Госсобрания Ил-Тумэн РС(Я), SmartNews

В магазине скупают все, что поступает на прилавки, даже рыбы и мяса, которые раньше лежали, нет. Конечно, люди запасаются, ведь неизвестно, когда откроется зимник.

Христина Хабарова, жительница с.Белая Гора Абыйского улуса, SmartNews

В соседнем Аллаиховском улусе с продовольствием пока проблем нет, но местные власти беспокоит завоз котельного топлива. Возможно, будут введены ограничительные меры, что, в свою очередь, может сказаться на деятельности объектов жизнеобеспечения.

По нашим подсчетам, доставлено 49% топлива от потребности. Этого хватит нам до января. Нужно, чтобы зимники открылись не в феврале, как обычно это бывает, а хотя бы в январе. Пока никаких ограничений нет, котельные и электростанции работают в штатном режиме. Ситуация сейчас у нас спокойная. Небольшой ажиотаж у нас был, когда вовремя не доставили картофель и другие овощи. Сейчас это исправили. Сделали 9 авиарейсов, доставили 45 тонн продовольствия. Коммерсанты тоже с пониманием отнеслись к ситуации, подъема цен не наблюдается.

Аркадий Горохов, глава Аллаиховского улуса РС(Я), SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Олег Пашук/РИА Новости

Между тем депутаты Госсобрания (Ил Тумэн) настаивают на проверке причин срыва северного завоза.

Когда мы стали разбираться в причинах, тут пошли противоречивые сведения, одни валят на других, другие на третьих. Тут надо разбираться, кто виноват на самом деле.

Виктор Федоров, председатель постоянной комиссии Ил Тумэн, SmartNews

Речники «Ленского объединенного речного пароходства» утверждают, что вовремя не были проведены работы по углублению дна на реке Индигирка, а руководство ФБУ «Администрация Ленского бассейна» считает, что подачу флота надо было осуществить раньше — в начале августа, когда позволяли судоходные условия.

Мы спрашиваем у глав: «Кто виноват?» Они отвечают, что в течение многих лет замечают, что суда у нас идут не по расписанию, что они могут задерживаться на один, два, три дня. Это воля и решение капитанов судов.

Елена Голомарева, председатель комитета Госсобрания (Ил Тумэн), SmartNews

Главы улусов в свою очередь утверждают, что дело не только в неблагоприятных природных условиях, мешающих доставке грузов, на что ссылаются речники. Проблема также в плохой подготовке речного флота, уверяют они.

Мы три года наблюдаем такие природные условия, но в связи с тем, что вовремя не были приняты меры, ситуация ухудшается с каждым годом. Хотя Индигирка у нас полноводная, то проход на Индигирку со стороны моря на баре, там практически работы не велись. И наш флот Белогорского речного порта старый, он требует ремонта, а средств не хватает.

Аркадий Горохов, глава Аллаиховского улуса РС(Я), SmartNews

Видео

Видео: Sidi Smotri на YouTube

На устаревшую технику жалуются и те, кто проводит дноуглубительные работы и те, кто возит грузы. Суда эксплуатируются по три десятка лет, а земснарядов (для углубления — ред.) не хватает. По утверждению специалистов, необходимо строительство земснарядов морского класса, но это требует времени. Поэтому зампред правительства республики Анатолий Скрыбыкин обратился напрямую к министру транспорта России Максиму Соколову с просьбой взять под контроль вопрос с обеспечением якутских речников дноуглубительной техникой к лету будущего года и предложил привлечь земснаряды из Обского бассейна.

Пока же, в результате неудачной рано закрывшейся навигации, 17 судов, пытавшихся до последнего доставить грузы на север, застряли во льдах на реке Индигирке. Эвакуировать 85 членов экипажа удалось при помощи Министерства транспорта.

Чиновники республики между тем ищут виновных. Так, 31 октября глава республики Егор Борисов заявил, что в данном случае «не было никаких форс-мажорных ситуаций». «Просто никто не хочет брать на себя ответственность, вот и придумываются оправдания», считает президент Якутии. Он потребовал от прокуратуры провести тщательную проверку. Прокуроры отрапортовали, что они проверку уже ведут, и никаких нарушений со стороны правительства не выявили, но остались вопросы к хозяйствующим субъектам.

Одновременно свою проверку проведут депутаты законодательного собрания Якутии. На предстоящем в начале ноября пленарном заседании Ил Тумэн будет избран состав контрольной комиссии, который проведет депутатскую проверку, после чего народные избранники сразу направятся в улусы, где выяснят все обстоятельства произошедшего.

Прислала
Алина Астафьева

Везде недостаток финансирования. В Якутии такое положение вещей может привести к эвакуации людей. Нужно перекраивать бюджет, находить дополнительные источники, как-то искать выход из этой ситуации.

Прислал
Леонид Парфенов

Поиск виновных уже ничего не даст, нужно думать, как людей продуктами и всем необходимым обеспечить.

По поручению главы правительства Дмитрия Медведева, МЧС России приступило в выходные к формированию резерва продовольствия в Якутии. Это делается с целью избежать дефицита продуктов питания, угроза которого возникла в отдаленных северных поселках республики из-за мелководья и раннего ледостава. Пока МЧС сформировало порядка 80 тонн различных продуктов, которые и будут направлены в Якутию.

Автор

Туяра Филиппова

Над статьей работали

Алина Астафьева, Михаил Виноградов, Леонид Парфенов, Наталья Гребнева

6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Алина Астафьева 1 ноября 2013, 16:53, Изменено: 1 ноября 2013, 19:00

Везде недостаток финансирования. В Якутии такое положение вещей может привести к эвакуации людей. Нужно перекраивать бюджет, находить дополнительные источники, как-то искать выход из этой ситуации.

Евгения Иванова 1 ноября 2013, 16:58

НУ если водным путем не получается, может взять за возможность использовать воздушные суда? А вертолеты МЧС, разве их нельзя задействовать? Зачем нагнетать обстановку и нервировать людей накануне долгой зимы...

Отмечено
редакцией

Леонид Парфенов 1 ноября 2013, 17:48, Изменено: 1 ноября 2013, 19:00

Поиск виновных уже ничего не даст, нужно думать, как людей продуктами и всем необходимым обеспечить.

Карина Галамова 1 ноября 2013, 18:20

да, недешёвое это удовольствие, грузы на север доставлять. и что людей заставляет жить в таких условиях, в таком холоде?

Егор Орлов 2 ноября 2013, 03:42

Вся беда в том, что люди отвечающие за такие дела, весной и летом отдыхают всей семьёй за границей.Плюнув просто напросто на все дела и прям нехотя, осенью, чуть ли не перед самыми морозами и холодами, возвращаются в свой северный край и приступают к своим обязанностям.И учитывая к тому неспешный северный менталитет, чиновничью расхлябанность, коррупцию и мздоимство и когда дело уже подходит к самым холодам и морозам, начинают что-то делать.Когда уже шуга идёт по многочисленным северным рекам и когда, что-то в системе ЖКХ, строительства и прочее прочее сопряжено с большими трудностями и преградами.Судорожно начинают искать деньги на всё про это и в конечном итоге опять же страдают ни в чём не повинные простые люди.Замерзающие в своих домах и голодающие от недовоза груза и продовольствия...В нашей каменной многоэтажке только недавно дали тепло.Делали капитальный ремонт силами приезжих откуда-то, безграмотных и малоопытных армян.Как будто у нас своих ремонтников не хватает.Заморозили жильцов напрочь.Я сам простудился так, что еле отошёл.Сволочи эти чинуши, просто слов нет...И так каждый год почти.Когда деньги выделяются к самым морозам, когда уже самый край, из-за нерадивости и просто преступной халатности чиновников отвечающих за сие дело.Всех чиновников надо обязать что-б весной и летом отменить им отпуска напрочь, а потом уже по мере возможности лучше весной, пускай едут куда хотят...

Мирада Ванова 2 ноября 2013, 07:04

Карина! Их никто не заставляет там жить, они родились там. А где им жить? Кто их ждет с квартирами, работой в Москве, Сочи или других городах и регионах? Чиновники там живут, терпят, потому что это власть, у них уже есть квартиры в Москве или даже за границей. А тут власть, деньги, можно схитрить, копеечку лишнюю в свой карман положить. Правильно Егор пишет - надо в отпуска чиновников отправлять после окончания зимы и до подготовки к следующей зимовки. Почему заезжие рабочие работают? Потому что от них можно не одну копеечку извлечь! А нашим надо платить по полной. А на качество чиновникам наплевать, на следующий год снова ремонт начнут и опять деньги спишут! Там, на Севере, это же наши люди, такие же россияне, как и мы! Почему они должны жить в страхе, что нечем будеть кормить семью и что их могут заморозить хреновы чиновники?

Добавить комментарий

Новое на сайте