Жители трех северных районов Якутии могут уже с января остаться без еды и топлива. В навигацию по Индигирке в улусы успели завезти менее половины необходимого. 17 судов, которые везли остальное, застряли во льдах. Северяне запасаются продуктами, пока они есть на прилавках магазинов, а власти ищут виновных и пытаются как можно скорее открыть зимники.
Жизнь северных улусов Якутии всецело зависит от того, как пройдет навигация и сколько грузов успеют завезти речники за короткое северное лето. Альтернативы речному пути, по сути, нет — доставка автомобильным или авиатранспортом превращает тот же груз в золотой.
Справка SmartNews
Система северного завоза представляет централизованный досрочный завоз грузов в труднодоступные районы Севера и приравненные к ним. Как правило, основные перевозки осуществляются речным и морским транспортом в период навигации в летние месяцы. Автозимник — это дорога, проложенная по снежному и ледяному покрову вдоль рек, озёр, морей, их береговой линии, по тундре и другой заснеженной местности.
В последние годы природа северян не балует. Мелеющие реки, неблагоприятные погодные условия для работы судов, ранний ледостав, обрезающий сроки навигации, стали причинами чрезвычайной ситуации с завозом грузов.
Мы практически не завезли грузы в три района республики. Это около тридцати с небольшим тысяч тонн. В том числе товары народного потребления и, главное, энергетические ресурсы для производства тепла и электрической энергии. Если бы республикой не были созданы неснижаемые запасы топлива, которые страхуют такие случаи, происходящие раз в 20–30 лет, произошла бы катастрофа. Нам бы пришлось эвакуировать население этих районов.
Сейчас власти региона прикидывают, как организовать досрочное открытие автозимников, чтобы доставить недостающие грузы, и изыскивают на это дополнительные финансовые средства из бюджета республики. По предварительным подсчетам, на исправление ситуации потребуется около 900 млн рублей.
Сложная ситуация сегодня по Абыйскому улусу. Но если вовремя подготовить зимники, проблему можно решить. А сейчас благодаря резерву есть возможность дотянуть до зимника. В 2011 году подобная ситуация также возникала, тогда в бюджете мы в срочном порядке предусмотрели 500 млн. рублей.
В магазине скупают все, что поступает на прилавки, даже рыбы и мяса, которые раньше лежали, нет. Конечно, люди запасаются, ведь неизвестно, когда откроется зимник.
В соседнем Аллаиховском улусе с продовольствием пока проблем нет, но местные власти беспокоит завоз котельного топлива. Возможно, будут введены ограничительные меры, что, в свою очередь, может сказаться на деятельности объектов жизнеобеспечения.
По нашим подсчетам, доставлено 49% топлива от потребности. Этого хватит нам до января. Нужно, чтобы зимники открылись не в феврале, как обычно это бывает, а хотя бы в январе. Пока никаких ограничений нет, котельные и электростанции работают в штатном режиме. Ситуация сейчас у нас спокойная. Небольшой ажиотаж у нас был, когда вовремя не доставили картофель и другие овощи. Сейчас это исправили. Сделали 9 авиарейсов, доставили 45 тонн продовольствия. Коммерсанты тоже с пониманием отнеслись к ситуации, подъема цен не наблюдается.
Между тем депутаты Госсобрания (Ил Тумэн) настаивают на проверке причин срыва северного завоза.
Когда мы стали разбираться в причинах, тут пошли противоречивые сведения, одни валят на других, другие на третьих. Тут надо разбираться, кто виноват на самом деле.
Речники «Ленского объединенного речного пароходства» утверждают, что вовремя не были проведены работы по углублению дна на реке Индигирка, а руководство ФБУ «Администрация Ленского бассейна» считает, что подачу флота надо было осуществить раньше — в начале августа, когда позволяли судоходные условия.
Мы спрашиваем у глав: «Кто виноват?» Они отвечают, что в течение многих лет замечают, что суда у нас идут не по расписанию, что они могут задерживаться на один, два, три дня. Это воля и решение капитанов судов.
Главы улусов в свою очередь утверждают, что дело не только в неблагоприятных природных условиях, мешающих доставке грузов, на что ссылаются речники. Проблема также в плохой подготовке речного флота, уверяют они.
Мы три года наблюдаем такие природные условия, но в связи с тем, что вовремя не были приняты меры, ситуация ухудшается с каждым годом. Хотя Индигирка у нас полноводная, то проход на Индигирку со стороны моря на баре, там практически работы не велись. И наш флот Белогорского речного порта старый, он требует ремонта, а средств не хватает.
Видео
Видео: Sidi Smotri на YouTube
На устаревшую технику жалуются и те, кто проводит дноуглубительные работы и те, кто возит грузы. Суда эксплуатируются по три десятка лет, а земснарядов (для углубления — ред.) не хватает. По утверждению специалистов, необходимо строительство земснарядов морского класса, но это требует времени. Поэтому зампред правительства республики Анатолий Скрыбыкин обратился напрямую к министру транспорта России Максиму Соколову с просьбой взять под контроль вопрос с обеспечением якутских речников дноуглубительной техникой к лету будущего года и предложил привлечь земснаряды из Обского бассейна.
Пока же, в результате неудачной рано закрывшейся навигации, 17 судов, пытавшихся до последнего доставить грузы на север, застряли во льдах на реке Индигирке. Эвакуировать 85 членов экипажа удалось при помощи Министерства транспорта.
Чиновники республики между тем ищут виновных. Так, 31 октября глава республики Егор Борисов заявил, что в данном случае «не было никаких форс-мажорных ситуаций». «Просто никто не хочет брать на себя ответственность, вот и придумываются оправдания», считает президент Якутии. Он потребовал от прокуратуры провести тщательную проверку. Прокуроры отрапортовали, что они проверку уже ведут, и никаких нарушений со стороны правительства не выявили, но остались вопросы к хозяйствующим субъектам.
Одновременно свою проверку проведут депутаты законодательного собрания Якутии. На предстоящем в начале ноября пленарном заседании Ил Тумэн будет избран состав контрольной комиссии, который проведет депутатскую проверку, после чего народные избранники сразу направятся в улусы, где выяснят все обстоятельства произошедшего.
Везде недостаток финансирования. В Якутии такое положение вещей может привести к эвакуации людей. Нужно перекраивать бюджет, находить дополнительные источники, как-то искать выход из этой ситуации.
Поиск виновных уже ничего не даст, нужно думать, как людей продуктами и всем необходимым обеспечить.
По поручению главы правительства Дмитрия Медведева, МЧС России приступило в выходные к формированию резерва продовольствия в Якутии. Это делается с целью избежать дефицита продуктов питания, угроза которого возникла в отдаленных северных поселках республики из-за мелководья и раннего ледостава. Пока МЧС сформировало порядка 80 тонн различных продуктов, которые и будут направлены в Якутию.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе