Зов предков. Мордовская интеллигенция вернулась к язычеству

Саранск
70
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: из личного архива Г. Мусалева

Кежедей, Пиняс, Наяна… Представители мордвы-эрзя все чаще берут себе языческие имена. Это становится правилом хорошего тона не только у творческой интеллигенции, но и среди обычных граждан. Однако стремление эрзян вернуться к корням этим не ограничивается. Мордва-эрзя возрождает традиции разными, порой шокирующими способами.

Бакич Видяй, Маризь Кемаль, Лазырень Алюк — эти и подобные им непривычные для слуха имена все чаще начинают звучать в мордовском обществе. Со стороны они подчас воспринимаются как творческие псевдонимы музыкантов или поэтов, однако сами владельцы этих имен уверяют, что таким образом обращаются к древнейшим, еще дохристианским традициям своего народа. Правда «новые старые» имена в паспорта вписывают редко, но для личного общения они вполне подходят.

Традиционные эрзянские имена в большой степени связаны с природой, с тем миром, который окружал людей, с их эмоциями, и потому их список бесконечен. Имена давались при рождении, и для многих других народов их смысл может быть весьма необычным. Появился малыш на свет в лесу — получил имя Веряс (владелец леса), родился во время уборки урожая — Паксют (хозяин поля), был долгожданным в семье — Вечкуш (любимый), и так далее. В современных эрзянских селах сохранилась подобная традиция, но встречается она все реже и реже: после крещения малышей называют уже другими именами, а эрзянские используют только в разговорах между собой, в семейном общении. Я не знаю ни одного случая, чтобы в паспорте официально было записано эрзянское имя. Сейчас многие эрзяне сами берут себе национальные имена. Вот мой пример: по паспорту я Григорий Мусалев, мое эрзянское имя — Кшуманцянь Пиргуж. Пиргуж — это имя, я взял его в честь основателя нашего села Кшумаци, где я родился. Фактически Кшуманцянь Пиргуж означает «Пиргуж родом из села Кшумаци».

Но только именами представители эрзянского народа не ограничиваются. Сегодня все больше людей принимают участие в языческих праздниках, проводят старинные ритуалы. И самое главное — эрзя выбирают себе главу народа, который называется Инязор.

Справка SmartNews

Инязор — социальный титул, обозначающий в мордовских языках правителя. Вначале каждое из первобытных мордовских племен возглавлял тюштя. Затем во главе всей этнической территории — Мордии начали ставить единовластителя инязора (князя). Первым инязором был один из племенных вождей, что нашло отражение в эпических песнях и сказаниях мордвы о Тюште-инязоре как держателе всей Мордовской земли.

Исторически Инязор — это тот человек, который объединяет народ, встает на его защиту. Свою задачу вижу в том же — защищать, но уже не с мечом в руках, а словом, убеждением, своим примером. Защищать эрзянскую культуру, язык, традиции, отстаивать интересы народа перед властью, организовывать ритуальные мероприятия, обряды и праздники, участвовать в их проведении.

Клятва Инязора эрзянского народа

Я Пиргуж, Инязор эрзя народа.

Меня избрал Инязором Совет старейшин на Раськень Озкс этого года.

Эрзяне! Мой народ! Даю вам от сердца и души исходящее Слово-Клятву:

Всей душой и силами защищать национальные интересы эрзянского народа.

Важнейшим делом считаю сохранение и спасение эрзя народа и языка от исчезновения.

Постоянно, опираясь на помощь Творца-Инешкипаза, буду прилагать все усилия для сохранения традиций, обычаев и культурного наследия нашего древнего народа.

Эрзяне! Прошу вашей помощи в общем нашем деле!

Эрзяне! Верю в вас, в вашу поддержку!

Да пребудет с нами Творец-Инешкипаз!

Инешкипаз! Благослови!

Очередное избрание Инязора на трехлетний срок пройдет в июле этого года на Раськень Озкс (родовое моление). Это единственный эрзянский народный праздник, который получил в Мордовии статус государственного и с 2004 года отмечается официально. Его участники зажигают родовой Штатол (свечу огромных размеров), просят у всевышнего бога Инешкипаза богатого урожая и плодородия земле, здоровья и благополучия людям, поминают своих предков. Примечательно, что проводится мероприятие у братской могилы, где похоронены эрзяне, остановившие в битве 1612 года орду крымских татар, направлявшихся на Нижний Новгород, в то время когда войска и народное ополчение под руководством Минина и Пожарского отправились освобождать Москву от польских захватчиков.

В целях сохранения, возрождения и дальнейшего развития национальных традиций, фольклора, обрядов, ритуалов, национальных видов спорта, укрепления межнациональных отношений постановляю: Правительству Республики Мордовия: ежегодно проводить республиканские национально-фольклорные праздники «Акша келу», «Раськень озкс», «Велень озкс», «Сабантуй», «День славянской письменности и культуры»; создать соответствующие оргкомитеты и разработать положения о проведении праздников.

Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин, г. Саранск, 17 июня 2004 года

Многовековая традиция проведения Раськень Озкс прерывалась на 370 лет: после молений 1629 года они были запрещены как языческий обряд, с которыми боролась православная церковь. Лишь 15 лет назад группа энтузиастов вновь стала организовывать и проводить традиционные родовые моления. На них с каждым разом приезжало все больше и больше участников и гостей, в конечном итоге республиканские власти придали им статус государственного национально-фольклорного праздника. Теперь с каждым годом все больше людей обращается к вере предков.

Видео

К моему стыду, про свой Эрьзя-народ я ничего не знала, но только одно я всегда твердо помнила и говорила: мон — Эрьзя. От новых друзей я узнала, что 10 июля на эрзянской земле в селе Чукалы Больше-Игнатовского района Республики Мордовия пройдет Всеэрзянский «Раськень озкс». И вот начались самые замечательные дни в моей жизни. Я – Эрьзянь ава, начала готовиться к «Раськень Озкс». Мне кажется, что все мои коллеги на работе, друзья, родственники знали, где находится это замечательное место и какое событие здесь должно произойти. Я всем на страницах интернета показывала и рассказывала, как все будет происходить и что это за такое словосочетание — никому не понятное, но очень красивое по звучанию: «Раськень Озкс».

Да, такие праздники должны быть, они дают осознать себя частичкой рода — племени, дают смысл жизни, пробуждают интерес к истории и культуре своего народа, дарят встречи и общение с друзьями.

Однако есть люди, которых это шокирует. Они выступают против возрождения языческих традиций, считая это не только не богоугодным, но и опасным делом. 

Языческие игры опаснее, чем кажется! Судя по сему, никто из свершителей и организаторов Озкса не отдает себе отчета, с какими темными силами они связаны. Это внушает чувство той опасности, которая явно начинает угрожать всем нам.

Прислала
Елена Горбачева

Фото: из личного архива Г. Мусалева

Меня эти празднества шокируют. Это просто недопустимо в нашем современном просвещенном обществе. Я тоже эрзя, но православный. И мне неприятно знать, что люди проводят родовые моления, водят хороводы, как древние язычники. Конечно, это все от лукавого. Это искушение.

В этом году Раськень Озкс пройдет 13 июля на традиционном месте у села Чукалы Большеигнатовского района. Организаторы заявляют, что ожидают приезда нескольких тысяч человек, со всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья — так сильно раскидала судьба эрзян по всему свету. Приедут и делегации представителей финно-угорских народов из Коми, Карелии, Удмуртии, Марий Эл, Эстонии, Венгрии, Финляндии.

Раськень Озкс — главный праздник эрзянского народа, проводимый раз в три года. Однако в эрзянском календаре, как и в любом другом, есть несколько памятных дат, отмечаемых ежегодно. Многие древние праздники хоть и не ушли из обычаев, но изначальная их суть потерялась, другие были забыты вообще, и сейчас исследователи при поддержке энтузиастов восстанавливают их.

У эрзян было много праздников, к сожалению, сейчас почти ничего не осталось. Бывает так, что в народной молве осталось упоминание о каком-то из них, но не сохранилось абсолютно никакой информации о том, как он проходил, кто являлся его организатором и участником. Предстоит долгая и скрупулезная работа, но ее итог будет востребован не только теми, кто называет себя эрзянами, но и теми, кто живет рядом с нами. На тех праздниках, которые уже сейчас восстановлены и проводятся, немало представителей других национальностей, они выступают не только как гости, но мы их привлекаем и в качестве непосредственных участников. Такова уж традиция нашего народа: если праздник, то он праздник всех и для всех. Потому и очень важно возрождение забытых традиций. Сейчас мы восстановили праздник «Роштовань кудо», это эрзянская вариация святочных посиделок, проводим мы его уже не первый год. На нем звучат песни, разыгрываются сценки из повседневной жизни.

Видео

Прислала
Марина Карпова

Православные, конечно же, на такое возрождение языческих традиций ополчатся, но мне кажется, это тенденция хорошая, люди должны знать свою родную культуру.

Прислал
Анатолий Губарев

Вольный стрелок

Одно дело — изучение истории, культуры, сохранение исторических памятников, понимание глубинных процессов. И совсем другое, простите за прямоту, — инфантильные игрища великовозрастных дядь и тёть в стиле фэнтези.

Та, исконная и глубинная культура основывалась на той жизни, на тех условиях, на том быте. Время ушло, изменился ритм, изменились связи. Знать, что и как было, надо обязательно, но эти игры…

Скажите откровенно, чем они отличаются от прочих хипстеров? То же бегство от действительности, та же дрожь перед будущим, рядящиеся в одежды особенности и философствования на уровне фиговых листков.

Хочется надеяться, что шелуха отсеется и останутся истинные исследователи истории и культуры. Только не всегда так получается: чаще ряженые настолько опошляют суть, что надолго отвращают интерес

Прислал
Mari Uver

Какие праздники отмечать эрзянам, наверное, прежде всего решать самим эрзянам:) Если у людей есть внутренняя надобность в данном празднике и они тысячами собираются на Раськень Озкс, значит он нужен! Некоторые представители народа-колонизатора всегда с высокомерием смотрели на языки, обычаи своих колониальных народов, считали (и видимо и сегодня считзют?) народом «богоносцем» и принесшим «цивилизацию» коренным «дикарям». Они считают, что имеют право всем и вся подряд диктовать…

Прислал
Виталий Хвостов

Ничего хорошего в этой тенденции, на самом деле, нет, люди начинают с тоской смотреть в прошлое и возвращаться к истокам только тогда, когда они не верят в собственное будущее. Вот и все.

Автор

Игорь Телин

Над статьей работали

Елена Горбачева, Елена Хотулева, Виталий Хвостов, Mari Uver, Анатолий Губарев, Марина Карпова

10 000 просмотров

5 сентября 2013
10 000 просмотров
Добавить комментарий

44 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Марина Карпова 10 февраля 2013, 13:02, Изменено: 10 февраля 2013, 17:48

Православные, конечно же, на такое возрождение языческих традиций ополчатся, но мне кажется, это тенденция хорошая, люди должны знать свою родную культуру.

Сергей Борисов 12 февраля 2013, 15:50, Изменено: 12 февраля 2013, 15:55

У мордвы письменность появилась только в тридцатые годы прошлого века. Отсутствие письменности говорит о... ну как бы помягче сказать, недостаточности что ли культуры.

Иван Риш 13 февраля 2013, 10:05, Изменено: 13 февраля 2013, 10:10

У женщины справа на груди руна "одал" с очень глубоким смыслом, а ты говоришь письменности не было ещё скажи им костюмы в 30тые по партийному заказу ЦК КПСС сшили :-D

Анатолий Губарев 13 февраля 2013, 16:51, Изменено: 13 февраля 2013, 16:55

Вы просто не знает, что такое письменность народов России. И у славян была письменность до глаголицы и кириллицы, и у мордвы...
Не хочу говорить о... как бы это помягше сказать, недостаточности, что ли, знаний...

Сергей Борисов 17 февраля 2013, 16:44, Изменено: 17 февраля 2013, 16:45

Не надо обижать мордовский народ, приписывая ему то, чего у него не было. Ну не было ни у мокшан, ни у эрзян письменности! Ни одного письменного памятника неизвестно. Только не говорите, что они "были, да вот до нас не дошли".

Анатолий Губарев 18 февраля 2013, 04:30, Изменено: 18 февраля 2013, 04:35

Почему не дошли? Дошли. И докириллический славянский дошёл. Только отдельной категории "цивилизаторов" этого признавать не хочется. О письменности эрзя и её примерах много было написано в 70-е гг. А о славянском - даже в житии Кирилла.
По Вашей логике узелковое письмо инков - тоже не письмо. Строго говоря, это действительно не письмо, его же не на бумаге пером пишут.

Сергей Борисов 26 февраля 2013, 14:51, Изменено: 26 февраля 2013, 14:55

Анатолий, согласитесь, что эти узоры на одежде письменностью назвать сложно. Тем более, эти узоры не использовались для общения.

Анатолий Губарев 26 февраля 2013, 15:38, Изменено: 26 февраля 2013, 15:40

Сергей, не путайтесь!
Письменность - это знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии. Вообще! А Вы это большое и ёмкое понятие сужаете донельзя. Типа, у них книг не было, значит, и письменности тоже. Если бы новгородская земля не сохранила берестяные грамоты, основная масса специалистов с пеной у ртов доказывала бы, что русские в массе своей были безграмотными, а свет истины им несли враги-варяги и крестоносцы.
А наши предки на территории, которую тогда называли Залесской Украиной, частенько передавали информацию на дощечках - так удобнее

Сергей Борисов 27 февраля 2013, 08:17, Изменено: 27 февраля 2013, 08:20

Анатолий, но у мордвы ни берестяных грамот, ни дощечек - не было! Только вышивка на одежде, в которой некоторые почему-то видят признаки рунического письма. В любом случае письменность на мой взгляд - это инструмент передачи информации, переводимый в вербальный вид. А то что закорючка влево в вышивке на платье означала замужнюю женщину, а вправо - молодку, письменностью на мой взгляд являться не может.

Анатолий Губарев 27 февраля 2013, 10:32, Изменено: 27 февраля 2013, 10:35

Во-1-х, восхищаюсь Вашему возрасту: Вы помните, что было тыщу лет назад у мордвы!
Во-2-х, Вашей логике: я Вам привожу академическое определение письменности, Вы мне - своё личное, простите, обывательское. Это мне напоминает один спор, когда некий житель Латвии рассказывал, что у него 42 га земли, которую он пересекает на тракторе за три часа. Я ему: гектар - это 100 на 100 метров, а 42 га - это один км на 420 м. Пешком быстрее обойти! Знаете, какой аргумент мне привели? "Гектар - это до х@@"!
Вот и Вы - "письменностью, на мой взгляд, являться не может"
Не обижайтесь, пожалуйста, всё-таки к таким вопросам надо подходить с академической, научной точки зрения.

Сергей Борисов 13 марта 2013, 08:41, Изменено: 13 марта 2013, 08:45

Не убедили.
Взято из энциклопедии: "Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются 17-18 вв."
Пытался найти что-то про эти памятники - ничего! Реально же записывать мордовские слова кириллицей стали в 20-30-х годах прошлого века.

Анатолий Губарев 13 марта 2013, 13:22, Изменено: 13 марта 2013, 13:25

Сергей, не считаю нужным продолжать дискуссию, если Вы даже не хотите понять, о чём я Вам пишу.
Но пожелаю научиться слушать собеседника

Настя Изотова 10 февраля 2013, 13:08

Хорошо бы и русским брать пример с эрзян, а то все страшно гордимся тем, что мы русские, а собственных традиций и культуры не знаем вообще.

Анатолий Губарев 11 февраля 2013, 03:08, Изменено: 11 февраля 2013, 03:10

Кто как!
Одно дело остановиться на школьных учебниках и художественной литературе, совсем другое - интересоваться специальной литературой, посещать музеи и раскопы, пусть даже на уровне любителя.
Поверьте, таких людей немало!

Инна Новикова 10 февраля 2013, 15:22

А по-моему, эти праздники не несут ничего, кроме вреда, забивают людям голову и отрывают их от православных традиций, все это не по-божески как-то.

Иван Риш 13 февраля 2013, 09:07, Изменено: 13 февраля 2013, 09:10

А православные традиции по твоему им кто навязал?)))

Виктор Кирюшин 28 февраля 2013, 19:48, Изменено: 28 февраля 2013, 19:50

О каких христианских традициях вы говорите?Это чужая религия перемолола душу Славянскую и других народов,постаралась уничтожить всё,что могло сохранить в памяти о самобытности,вплоть до писменности,а Мордва веками жила в мире и согласии со Славянами и утверждать что у нее небыло писменности просто глупо,видите следов нет,поищите получше,найдутся,как берестяные грамоты у Славян,а все беды на Руси начались с приходом жидохристианства!

Отмечено
редакцией

Анатолий Губарев 10 февраля 2013, 16:22, Изменено: 10 февраля 2013, 17:48

Одно дело - изучение истории, культуры, сохранение исторических памятников, понимание глубинных процессов. И совсем другое, простите за прямоту, - инфантильные игрища великовозрастных дядь и тёть в стиле фэнтези.
Та, исконная и глубинная культура основывалась на той жизни, на тех условиях, на том быте. Время ушло, изменился ритм, изменились связи. Знать, что и как было, надо обязательно, но эти игры...
Скажите откровенно, чем они отличаются от прочих хипстеров? То же бегство от действительности, та же дрожь перед будущим, рядящиеся в одежды особенности и философствования на уровне фиговых листков.
Хочется надеяться, что шелуха отсеется и останутся истинные исследователи истории и культуры. Только не всегда так получается: чаще ряженые настолько опошляют суть, что надолго отвращают интерес

Дионис Георгис 10 февраля 2013, 22:07, Изменено: 10 февраля 2013, 22:10

Русские разрушили свою собственную исконную и глубинную культуру, практически уничтожили свое крестьянство как класс, поэтому они считают, что это культурное богатство уничтожено у всех народов в России. Это ложное обобщение. Вы не были, видимо, в деревнях марийских, чувашский, мордовских, а там крестьянская жизнь и быт существенно отличается от того, как живет ныне российский сельхозработник. Там люди помнят и чтут свою родную традицию и религию, они сохраняли ее во время гонений в царской России и при советской власти. Смешно слышать от физика и аналитика презрительное отношение к людям, которые умеют играть и радоваться жизни на природе. Тем более, что эти игры вписаны в реальную жизнь народа эрзя, как это и было в русской народной культуре. В большинстве своем носители русской народной культуры (она еще была жива тогда и в городе, и в деревне), крестьяне и дети крестьян, победили фашизм, а носители современной культуры профукали за фантики великую страну. Вот и разница вам.

Анатолий Губарев 10 февраля 2013, 22:38, Изменено: 10 февраля 2013, 22:40

Да в чём проблема-то? Одевайтесь в шкуры и домотканную одежду, пашите деревянной сохой, откажитесь от радио, телевидения, автомобилей... От всего того, что дала современность.
По поводу того, что я где-то не бывал... Не смешите мои фаберже, милейший! Типичнейший подход, когда крыть нечем! Обиделись? Значит, знаете и понимаете, что я прав.
А что касается того, кто и как выиграл войну, это даже не смешно. Репертуар Васисуалия Лоханкина: посконное, домотканное, шапками закидаем, да в конном строю на ерманьские танки...
И обсуждать нечего!

Рита Новак 13 февраля 2013, 15:20, Изменено: 13 февраля 2013, 15:25

Я приехала в Мордовию в 70-х годах прошлого века,и сдесь впервые увидела православные иконы,для меня мордовская деревня это прежде всего православие,там даже дети не умеющие говорить по русски знали молитвы на мордовском,но деревня была мокшанская,видно у эрзян все иначе,кстати о возрождении языческой культуры почему не слышно о мокше кажется тоже достаточно многочисленный этнос,а то все эрзяне да эрзяне

Отмечено
редакцией

Виталий Хвостов 10 февраля 2013, 17:29, Изменено: 11 февраля 2013, 11:16

Ничего хорошего в этой тенденции, на самом деле, нет, люди начинают с тоской смотреть в прошлое и возвращаться к истокам только тогда, когда они не верят в собственное будущее. Вот и все.

Иван Риш 13 февраля 2013, 09:01, Изменено: 13 февраля 2013, 09:05

Дерево не имеющее корней разве может расти?

Отмечено
редакцией

Mari Uver 10 февраля 2013, 18:33, Изменено: 11 февраля 2013, 11:15

Какие праздники отмечать эрзянам, наверное, прежде всего решать самим эрзянам :) Если у людей есть внутренняя надобность в данном празднике и они тысячами собираются на Раськень Озкс, значит он нужен! Некоторые представители народа-колонизатора всегда с высокомерием смотрели на языки, обычаи своих колониальных народов, считали (и видимо и сегодня считзют?) народом "богоносцем" и принесшим "цивилизацию" коренным "дикарям". Они считают, что имеют право всем и вся подряд диктовать...

Валерий Шилов 10 февраля 2013, 21:57

Рассуждения о праздниках, которые вправе отмечать "эрзяне", как и "умозаключения" о "народе-колонизаторе" (вряд ли кто сомневается, КАКОЙ народ имеется в виду), преследуют только одну цель: разрушение государства, сложившихся национальных отношений, доминирующей религии. История с ношением хиджабов в ставропольских школах - из того же ряда. И, увы, это не "игрища", и не "заблуждения интеллигенции", а вполне целенаправленная тенденция, которая в последнее время чётко прослеживается в самых различных сторонах нашей жизни.

Анатолий Губарев 11 февраля 2013, 03:03, Изменено: 11 февраля 2013, 03:05

Валерий, не путайте микрофюреров с хипстерами.
Первые надувают щёки, чтобы казаться значительнее и круче, на самом же деле - те же мелкопоместные африканские царьки - "самоидентичность", национальность нужны им как фиговый листок, чтобы прикрыть реалии. Чтобы поддержать себя, они могут даже склепать что-то вроде местной "Майн кампф" с национальным колоритом. Вы видели "аннотацию"
Не нравится термин "хипстеры", пишите "почвенники", пишите "неотолкиенисты" - как хотите, терминов много. Это не "заблуждение интеллигенции", нет, - это уход в национальную фэнтези от неуверенности и нежелания смотреть правде в лицо. Это понятно и объяснимо. Но одно дело - знание истории, другое - игры в неё. Одно - от души, другое - развлечение. В Москве прошлым летом было модно бузить и кататься в автозаках. Модный тренд с долей экстрима.
И вполне объяснимо желание местных наци использовать все эти струнки в своих целях. Они умеют это делать.
Но я бы не стал так однозначно смешивать эти течения, они параллельны.

Валерий Шилов 11 февраля 2013, 12:37, Изменено: 11 февраля 2013, 12:40

К сожалению, согласно "неевклидовой геометрии", параллельные линии всё же пересекаются... На просто нужно об этом помнить, дабы не упустить момент.

Анатолий Губарев 11 февраля 2013, 12:41, Изменено: 11 февраля 2013, 12:45

Так и я об этом!
Только вполне достаточно и обычной геометрии: когда всё сводится к плоскости и конкретной точке зрения, всякое может случиться!
Поэтому надо всё положить на свою полочку: кесарю - кесарево, слесарю - слесарево, а фюрерам - под зад!

Родион Муртазин 11 февраля 2013, 01:36

"Неотолкиенисты" и ролевики в условиях лесостепной полосы Среднего Поволжья

Сергей Борисов 26 февраля 2013, 14:53, Изменено: 26 февраля 2013, 14:55

А они сами весьма серьезно к этим играм относятся. Да и смотрите еще, сколько людей на эти озксы приезжает, со всей России.

Родион Муртазин 11 февраля 2013, 02:01

Вот так в режиме реального времени, можно сказать на наших глазах :-)) конструируется "история" и создается новая религия в духе Нью Эйджа с этническим оттенком

Сергей Борисов 17 февраля 2013, 16:45, Изменено: 17 февраля 2013, 16:45

Соглашусь, так и есть.

Владимир Доценко 11 февраля 2013, 08:27

Историю знать, а особенно род и корни, замечательно и необходимо. Но играть с верованиями нельзя. Вы выбираете себе покровителей и защитников и отказываете в защите себя, перейдя в другую веру себя, предками, Предки моей жены были волхвами и перешли в христианство, так вот из поколения в поколение, после рождения ребенка, женщины из рода теряют слух. Не ОБИЖАЙТЕ ПРЕДКОВ ЗАЩИТНИКОВ РОДА!

Сергей Борисов 12 февраля 2013, 15:47

Да, но все не так просто. Если мне память не изменяет, в последний раз, когда мордва свои моления языческие проводила, над республикой прошел сильнейший ураган. Причем, наибольшие разрушения были как раз в тех краях, где эти игрища проводили.
Языческие моления до хорошего не доведут, в общем.

Азор Кувакин 13 февраля 2013, 11:01

Читать тупость, которую вы тут несете, себя не уважать. Вы проявляете неуважение к другому народу и его ценностям. О чем с вами можно говорить? Воспитанный и адекватный человек сначала немного разберется в теме, проанализирует, а потом напишет. Я бы не стал лезть к другому народу и осуждать его, не знаю ни истории, ни культуры.

Nina Koustova 14 февраля 2013, 13:32

Православнутые как всегда в своем репертуаре. Мало того, что еврейскую религию навязали славянам, так еще и называют ее прогрессом и связывают с достижениями цивилизации. Дескать, отказываясь от православия эрзя отказываются от электричества и прочих благ. Во это называется поставить с ног на голову. Христианство, и в том числе православие, как наиболее консервативная его часть, чаще противилась всем научным новшествам, называя все новое "происками дьявола".

Сергей Борисов 15 февраля 2013, 15:34, Изменено: 15 февраля 2013, 15:35

А язычники - они такие, открытые всему новому были? И великие открытия совершали, и науку продвигали?

Татьяна Горшкова 15 февраля 2013, 17:10, Изменено: 15 февраля 2013, 17:15

Да. И великие открытия совершали и науку двигали. В дохристианские времена, например, русское оружие и кольчуги не знали себе равных ни в Европе, ни на Ближнем Востоке. Без науки такое не сделать.

Nina Koustova 14 февраля 2013, 13:33

Эрзя смогли, не смотря на такое мощное давление, сохранить свои традиции и верования, МОЛОДЦЫ!
А ура-православные пацреоты уже готовы им приклеить ярлык разрушителей государства Российского.
И после этого вы утверждаете, что Российская империя и СССР не были колониальными государствами? Сверху навязывалась все, не мытьем так катанием, в том числе и религия. В РИ даже налогообложение зависело от вероисповедания. И возможность получения высшего образования. В СССР полюс поменялся, но силовое навязывание осталось.
Теперь, когда гнет сверху спал, возрождаются древние традиции. Не мешайте ни другим народам ни своему! Молитесь на здоровье еврейскому Яхве и будьте смиренны, как учил вас еврей Христос.
ПЫСЫ. Уважаю еврейский народ за ум и хитрость - так обдурить весь мир.

Filumena Marturano 14 февраля 2013, 18:01

Слова Иисуса в евангелии от Андрея: 'К язычникам севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева". А нам говорят, что язычество - это бесовщина... Извратили историю Руси совершенно.

Сергей Борисов 17 февраля 2013, 16:46

Великие народы создают государства. Государственности у мордвы не было.

Андрей Федоров 18 февраля 2013, 23:11

Православие не мешало
Ломоносову,Лобачевскому,Менделееву,Циолковскому делать их открытия.
Христианство само по себе им не мешало делать открытия.
Для особо продвинутых - Христианство мировая религия,а у евреев есть
иудаизм. Христианство исповедуют более миллиарда человек на земле.
Разрозненные языческие племена славян в Германии и Прибалтике были
подчинены. Там где было христианство возникла государственность.

Нина Кустова 22 февраля 2013, 21:25, Изменено: 22 февраля 2013, 21:30

Это православие-то не мешало?!
Не смешите мои тапочки. А поинтересуйтесь, чем занималась духовная цензура в Академии наук и в типографиях с 18 века. Что требовал синод от императрицы, в отношении Ломоносова, который посмел защищать теорию Коперника и множественность миров. Цензура старалась запретить (даже книги сжигали) все, что "противного закону божьему..." Теперь, оказывается, это не называется противодействию науке и прогрессу, а донос синода царице, объясняется любовью синода к Ломоносову.
Наше православие самое православное в мире и самое прогрессивное.
А где не было христианства, там, естественно, и не было (и не могло быть, по-вашему) государственности... Ну и чушь...

Ринат Мяльдзин 25 февраля 2013, 22:22

Да ладно вам. Я хоть и не православный, но скептически отношусь к возможной истории мордвы без православия и без русских, равно как и без татар.

Добавить комментарий

Новое на сайте