Спецпроект

Народ гуляет

В ожидании солнца. SmartNews собрал главные праздники коренных народов Севера

9
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

На севере России, в Красноярском крае, живут представители восьми коренных северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Самой древней народности – нганасанам — больше 1000 лет, самой молодой — долганам — едва ли 150. Но у всех без исключения северян самые главные праздники связаны с солнцем, наступлением тепла, пробуждением природы. Они даже Новый год отмечают летом. SmartNews собрал традиционные праздники долган, ненцев, эвенков и других коренных северян.

Мучун — эвенкийский Новый год

Эвенки живут не только на севере Красноярского края, но и в Якутии, на Камчатке, на некоторых других территориях. Оттого и Новый год у них называется по-разному: у красноярских эвенков — Мучун, у якутских — Бакалдын, у камчатских — Икэнипкэ. Но везде его отмечают в одно время: в середине — конце июня, а именно тогда, когда в этих северных местах будет замечена и прокукует первая кукушка, одна из священных птиц у эвенков. Когда это случится, значит, и настоящее лето пришло. Кстати, и название праздника переводится именно так — «день кукушки» или «время кукушки».

В Красноярском крае традицию празднования эвенкийского Нового года стали возрождать сравнительно недавно — до конца 90-х годов его отмечали разве что в глухих таежных охотничьих поселениях или в семьях оленеводов. Сейчас обычай решили воссоздать: несколько лет назад Мучун стали довольно широко праздновать в Туре, столице Эвенкии. На празднике вспоминают народные песни и танцы, готовят блюда национальной кухни. Однако главная его часть — древние обряды.

Одна из главных традиций Мучуна — обряд очищения. Проводится он для того, чтобы заручиться помощью добрых духов из верхнего мира и защититься от обитателей мира нижнего. Для совершения обряда берут расколотую посередине лиственницу, в раскол этот ставят распорку — довольно широкую и длинную, и вот через образовавшиеся ворота должен пройти человек, а иногда и оленей через них проводят. Таким образом, считается у эвенков, они приближаются к добрым духам и получают их благословение.

Суглан — День оленевода

Вообще суглан у эвенков и некоторых других народов Сибири (не только северян) — это нечто вроде всенародного схода, на котором решаются самые важные вопросы: хозяйственные, денежные, административные… Ну а раз уж все собрались, суглан, длящийся от недели до десяти дней, из производственного совещания неизменно превращается в широкую ярмарку: тут и мехами меняются, и силой меряются, и в обрядах всем народом участвуют. В советское время эта традиция практически сошла на нет, а вот в последние годы ее взялись возрождать: в Эвенкии этот праздник носит название День оленевода. Такое переименование не случайно: сейчас много говорится о необходимости восстановления традиционных способов хозяйствования у эвенков, а они в первую очередь связаны, конечно же, с оленеводством.

Современный День оленевода — это соревнования по национальным видам спорта (метание маута, гонки на оленьих упряжках и учуге), приготовление блюд национальной кухни, фестиваль изделий, изготовленных по традициям народных промыслов, и даже конкурсы красоты — их участницы предстают перед жюри в национальных костюмах.

Честно сказать, мне иногда кажется, что этот праздник немножко искусственно возродили, чтобы у местных жителей интерес к оленеводству пробудить. Но разве можно сделать это подобным образом? Оленеводы — в основном люди в возрасте, их и убеждать ни в чем не надо, они и так работают. А молодежь все равно в тундру сейчас не заманишь, все равно уедут учиться или в город работать. С другой стороны, хорошо, что таким образом народные традиции вспоминаются, возобновляются, а то дети и молодежь часто и родного языка не знают, не говоря уж об обычаях, истории своего народа. К тому же победители конкурсов хорошие призы получают. Вон спонсоры кому-то от щедрот душевных снегоход отвалили, а кому-то — спутниковый телефон.

Хэйро — праздник солнца

«Хэйро» — долганское слово, и означает оно не просто «солнце», но «солнце, впервые появившееся после полярной ночи». Хотя праздник этот отмечают не только долганы, но и другие северные народы. Сказать, что Хэйро празднуют в какую-то конкретную дату, нельзя: длиться он может хоть весь апрель, а заодно и май — это перед отелом оленей и кочевьем на новые пастбища. «Хэйро» — это и название танца — традиционного хоровода, который обязательно исполняется в этот праздник и, по сути, символизирует солнце, а значит, и жизнь. Собственно, танец этот и есть главный ритуал, связанный с праздником Хэйро.

Начинают танец традиционно самые уважаемые в роду мужчины, обычно трое-четверо. Затем к ним присоединяются и все остальные, последними — женщины и дети. Руки всех участников танца сплетаются, образуется плотный хоровод, а вот двигать руками или корпусом при этом нельзя. Движение хоровода начинается обязательно по ходу солнца, с чередованием широких и коротких шагов, и сопровождается песней, которая также начинается со слова «хэйро». Исполнять ее могут только мужчины — женщины танцуют молча. В старину танец продолжался в буквальном смысле слова до упада — пока участники хоровода не устанут до такой степени, что больше не смогут двигаться в нужном ритме. Сейчас в этом смысле всё не так строго.

Видео

Танец Хэйро

Видео: Татьяна Фогел/youtube.com

Оживление бубна

Этот праздничный обряд селькупы совершают весной, когда на Север прилетают первые птицы. Их селькупы всегда считали своими ближайшими родственниками и даже называли себя орлиным (или тетеревиным) народом. Ну а смысл обряда состоит в том, чтобы превратить бубен шамана в оленя, на котором шаман совершит путешествие в верхний мир и установит таким образом связь между людьми и добрыми духами. Длиться оживление бубна может до десяти дней. На то, что шаман выполнил задуманное, должна указывать его усталость и пот, льющийся с него градом. Обряд завершается кормлением деревянных фигурок, которые изображают предков селькупов.

Надо сказать, что схожие обряды совершают и народы Южной Сибири. Существует вполне убедительная гипотеза, согласно которой селькупы переместились на Север сравнительно поздно, а вообще являются родственниками племен, живших на Саяно-Алтайском нагорье, отсюда и сходство в обрядах. Верю ли я сама в могущество шаманов, путешествующих между мирами?.. Как вам сказать… Я, конечно, материалистка. Но вот, помню, повезла я свой класс в Красноярск, пришли мы на экскурсию в краеведческий музей. И сотрудники его нам рассказали, что в залы, посвященные сибирскому шаманизму, когда музей пуст и безлюден, одни заходить побаиваются. Якобы там особая энергетика, способная очень сильно повлиять на человека, и не обязательно ему на пользу. Вы знаете, во что-то такое я и правда верю. Хотя внимание своих учеников на этом рассказе заострять не стала. Продолжаем учиться в материалистических традициях.

Видео

Оживление бубна

Видео: Radjat Giri/youtube.com

Праздник чистого чума

Нганасанский праздник чистого чума отмечается в конце января — начале февраля и связан с окончанием длинной полярной ночи. Специально для этого праздника ставят особый, новый чум, в котором несколько дней (до девяти) камлает шаман, за все это время не выходя наружу ни разу, а люди, дожидаясь его, отмечают праздник по-своему — танцами, песнями, играми. Все это должно обеспечить удачу, богатство и здоровье.

У нганасан в помощь шаману — Хорэ, божество деревьев. Оно двуполое, его можно считать и матерью растений, и их хозяином. Во время обряда, в зависимости от его этапа, шаман и обращается к Хорэ то как к мужчине, то как к женщине.

Большой аргиш

Слово «аргиш» на языке сразу нескольких северных народов означает «обоз», «олений караван» или же «путь». Причем последнее — в самом широком смысле: не только кочевье по тундре, но и жизненный путь, судьбу (некоторые исследователи в этом случае проводят параллель с понятием «дао» у буддистов). Летний караван-аргиш состоит из нескольких вьючных оленей, зимний — из запряженных в нарты. Какого-то особого праздника, связанного с началом того или иного сезона перемещений по тундре, у северян прежде не существовало. И лишь в последние годы на севере Красноярского края стали отмечать «Большой аргиш» — на сегодня, пожалуй, самый масштабный российский этнофестиваль, на который приезжают тысячи людей со всей страны.

Изначально вроде бы идея была такая: устроить в Норильске праздник, на котором бы собрались и горожане, и представители всех коренных народов, просто чтобы напомнить людям, что все мы живем рядом и все вместе. А сейчас этот праздник такой огромный — из разных городов на него приезжают: из Москвы, Питера, Калининграда. Вы, может, знаете, у нас на юге края, в Шушенском, проходит фестиваль «Саянское кольцо» (сейчас он называется «Мир Сибири». — Ред.), на весь мир гремит. Так вот наш северный «Большой аргиш», наверное, ему не уступит.

«Большой аргиш» в Норильске стал в последнее время самым крупным этническим праздником в России: ежегодно он собирает более 30 тыс. участников из разных регионов страны.

Видео

Репортаж с «Большого аргиша»

Видео: Severdoc/youtube.com

Прислал
Артем Карпенко

Гонки на оленях судя по всему презабавнейшее зрелище)) А вообще, кто бы что не говорил — всестороннее развитие и поддержание всех культур, одна из основных задач государства. Отрадно видеть, что с ней оно справляется.

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Ксения Гагай, Артем Карпенко

3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Никита Березин 24 апреля 2014, 08:56

Жаль, что за время советской власти многие старинные традиции и обряды северных народов позабылись.. впрочем здорово, что их сейчас начинают возрождать, не давая им окончательно угаснуть.

Станислав Захаркин 24 апреля 2014, 09:06

Какие интересные праздники у народов Севера. Думаю побывать на одном из таких было бы очень и очень интересно:)

Отмечено
редакцией

Артем Карпенко 24 апреля 2014, 11:04, Изменено: 24 апреля 2014, 11:59

Гонки на оленях судя по всему презабавнейшее зрелище)) А вообще, кто бы что не говорил - всестороннее развитие и поддержание всех культур, одна из основных задач государства. Отрадно видеть, что с ней оно справляется.

Добавить комментарий

Новое на сайте