Столп веры. В Нижнем Новгороде восстановят каменную мечеть XIX века

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

В Нижнем Новгороде восстановят знаменитую Ярмарочную мечеть, простоявшую на берегу Оки более 100 лет. Воссозданное здание может стать одной из главных видовых достопримечательностей приволжской столицы.

Комиссия городской думы Нижнего Новгорода по экологии согласовала планы по строительству Нижегородской ярмарочной мечети на набережной реки Оки в Канавинском районе. Директор городского департамента архитектуры и строительства Татьяна Шмакова рассказала журналистам, что под строительство объекта выделена площадка, расположенная между набережной реки Оки и мукомольным заводом. Ближайшими соседями мечети станут цирк и планетарий. От мечети будет начинаться набережная в сторону Канавинского моста.

Справка SmartNews

Нижегородская ярмарочная мечеть была построена в 1820 году по приказу императора Александра I и была одной из первых каменных мечетей в России. Она стала своего рода символом открытости России для контактов с восточным миром и послужила одним из стимулов к развитию Нижегородской ярмарки, увеличив приток торговцев из мусульманских стран. Благодаря ярмарке Нижний Новгород стал столицей приволжского федерального округа и превратился в один из крупнейших мегаполисов России. Ярмарочная мечеть была разрушена в 20-е годы прошлого века. 

Нашему поколению, нашим отцам и дедам пришлось испытать на себе страшную боль утраты храмов. Одной из таких невосполнимых потерь для нижегородских мусульман стало разрушении Нижегородской ярмарочной мечети, бывшей политическим, культурным и духовным центром жизни нижегородской умы XIX века. Неугодная советской власти мечеть ветшала и разрушалась, а вместе с ней умирала целая эпоха в жизни мусульман России — время свободного исповедования своей религии наравне с людьми других верований. И все же, исчезнув с лица земли, этот храм не пропал, не растворился в тьме веков. Память о белокаменной мечети на Нижегородской ярмарке живет в воспоминаниях современников, на бесценных фотографиях Максима Дмитриева и в наших сердцах.

Как православному человеку, мне, конечно, немного не по себе оттого, что на столь видном месте появится мечеть, но, как архитектор и ценитель традиции, я не могу не радоваться, что постепенно возрождается исторический Нижний, разрушенный и опоганенный типовыми серыми и унылыми зданиями. К тому же, насколько я знаю, когда-то эта мечеть была построена по приказу царя. Если монарх, руководивший великой православной державой, считал, что в его стране есть место для мечети, почему мы — люди, живущие в современной многоконфессиональной стране, должны быть против?

На сегодняшний день в Нижнем Новгороде действует три мечети — в Автозаводском, Ленинском и Нижегородском районах. Главная соборная мечеть, в которой располагается Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО), расположена в исторической части города и также считается одной из его достопримечательностей. Вид на нее открывается с Волги и с канатной дороги, которая стала одним из традиционных развлечений для туристов.

Место для строительства Ярмарочной мечети оправдано не только исторически. На сегодняшний день Канавинский район является местом наибольшего скопления мусульман. Причиной тому послужил рынок «Центральный». Это крупнейший рынок города, который пользуется популярностью не только у горожан, но и у жителей Нижегородской области, расположен он неподалеку от железнодорожного вокзала.

Основная часть торгующих — выходцы из стран ближнего зарубежья. Многие из них исповедуют ислам. Тем не менее в обществе новость о возрождении Ярмарочной мечети вызвала острую дискуссию.

Прислала
Елена Горбачева

Я в мечеть не хожу, хотя намаз совершаю и посты соблюдаю. Не потому что я против мечети, а потому что у меня нет времени, и я не вижу необходимости в этом. Аллах мою молитву где угодно услышит. Я совершенно спокойно отношусь к тому, что люди протестуют против строительства мечети в том или ином месте. Даже отчасти я их понимаю. Но в данном случае я считаю, что мечеть нужно восстановить ради исторической справедливости. Сегодня мы видим, как восстанавливаются православные храмы, разрушенные коммунистами. Раз на то пошло, почему не восстановить одну единственную разрушенную коммунистами мечеть? Это будет справедливо.

В Нижнем Новгороде ставить мечеть в этом месте, конечно, нельзя, так как и для самих мусульман будет неудобно собираться в таком людном месте, под недовольными взглядами других людей, и для исторического ландшафта города это «смерть». Все знают, что левобережье — это самый популярный вид. Туристы приезжают посмотреть на древний православный город, истинно русского зодчества и ландшафта. Вставить в центр этого ландшафта мечеть — это значит создать солитер в ландшафте, который будет «раздражать» большинство туристов (и жителей) города. Ни один разумный архитектор, дизайнер городского ландшафта, мудрый руководитель города так бы не поступил. Не стали бы так поступать и истинные мусульмане, которые верят, что их вера для любви, а не для раздражения близких.

Как у обывателя, у меня позиция следующая — любое культовое сооружение лучше свалки, груды мусора, пустыря или сгоревшего дома. И второе: мне, как русскому человеку, всегда тревожно, когда строятся мечети. Просто последнее время нас приучили к тому, что ислам — источник напряженности. Возможно, что это надуманно.

Таки надо уже построить на берегу синагогу. А то вид для проплывающих мимо нашего города будет неполным.

Видео

Видео пользователя Дамир Мухетдинов

Прислал
Олег Алиев

Ярмарочная мечеть — это не просто символ веры, это еще и символ культуры, символ города, благодаря этой мечети в том числе Нижний Новгород стал тем городом, каким он стал, это часть истории, которую нужно знать и уважать.

Прислал
Анатолий Губарев

Вольный стрелок

Сколько веков жили бок о бок. Почему бы не восстановить мечеть? Тем более — очень красивое сооружение и на своём месте.

Прислала
Катерина Соколова

Владимир, а вы уверены, что будет как в Москве? Сколько еще было таких прецинентов? В Санкт-Петербурге стоит мечеть в центре города рядом с Петропавловской крепостью. Не помню, что бы были жалобы на мусульман с баранами. К тому же многое будет зависеть и от местного населения — не будут задирать людей, исповедующих другую веру, и проблем меньше будет. К тому же рядом с тем местом, где мечеть собираются восстановить — рынок…

Автор

Денис Чернов

Над статьей работали

Анатолий Губарев, Олег Алиев, Катерина Соколова, Дарья Полковая, Елена Горбачева

Добавить комментарий

29 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Кайрат Кусманов 16 апреля 2013, 10:54

Уважаемый Александр Котюсов! В том-то и дело, что приучили. Своё мнение нужно иметь, а депутату тем паче. Хватит уже впитывать в себя американскую политику, которая инструментом для манипулирования общественным мнением избрала терроризм с якобы исламским началом. У вас в России есть человек по имени Шамиль Аляутдинов. Обитает в мечети расположенной на Поклонной Горе г. Москва. Прочитайте хоть одну книжку или хотя бы брошюрку им написанную и сразу поймете, что Ислам (ортодоксальный) - это никакой не источник агрессии или какой бы то ни было кривой политики. Мы, мусульмане (приверженцы ортодоксального Ислама) здесь в Казахстане приветствуем строительство церквей. А всяких нехороших направлений превеликое множество в любой стране, любой религии. В общем радикалы есть везде в большинстве своем ограниченные интеллектуально. Так что не напрягайтесь, пожалуйста, услышав слово Ислам.

Роман Кравчук 16 апреля 2013, 11:24

Не удивлюсь, если вокруг этого строительства еще разразятся скандалы, набегут ортодоксы с православием головного мозга и начнут кричать, что мечети не место в их городе.

Отмечено
редакцией

Олег Алиев 16 апреля 2013, 11:48, Изменено: 16 апреля 2013, 11:49

Ярмарочная мечеть - это не просто символ веры, это еще и символ культуры, символ города, благодаря этой мечети в том числе Нижний Новгород стал тем городом, каким он стал, это часть истории, которую нужно знать и уважать.

Отмечено
редакцией

Анатолий Губарев 16 апреля 2013, 12:46, Изменено: 16 апреля 2013, 16:18

Сколько веков жили бок о бок. Почему бы не восстановить мечеть? Тем более - очень красивое сооружение и на своём месте.

Валентина Клеменко 16 апреля 2013, 13:03

Имхо, Котюсову нужно помыть мозги с мылом, после таких заявлений как у него вообще хватает совести оставаться депутатом.

Владимир Доценко 16 апреля 2013, 13:04

Да Я не против мечети. Да видно Нижнему стало не хватать московских проблем с мечетями. Что и как будут реагировать власти города, про жителей помолчу, если тысячи молящих запрудят все прилегающие улицы, во дворах начнут резать баранов. Автомобили тоже надо куда то пристраивать, ведь большинство из них не бедные люди. Кто за это возьмет ответственность и зачем Нижнему религиозные войны. Восстановите мечеть в другом месте, где можно наладить инфраструктуру которая бы не мешала спокойно справлять религиозные таинства. Хоть раз подумайте головой, а не ....

Владимир Доценко 16 апреля 2013, 14:50, Изменено: 16 апреля 2013, 14:55

Ведь на дворе не 17 век и место под обряды уже давно застроены и мечеть разрушена и ведь ее можно и на другом месте восстановить подобрав хорошее место.

Катерина Соколова 16 апреля 2013, 15:48, Изменено: 16 апреля 2013, 15:50

Владимир, неужели рядом с двумя другими мечетями в Нижнем Новгороде "тысячи молящих запрудят все прилегающие улицы, во дворах начнут резать баранов" ? Что-то сомневаюсь.
Я православный человек, но мне приятно, что в Нижнем Новгороде, в первую очередь, восстанавливают архитектурный и исторический памятник на прежднем месте. Я совершенно согласна с Олегом в том, что "благодаря этой мечети в том числе Нижний Новгород стал тем городом, каким он стал". Эта мечеть часть истории города, при чем значительная часть.
У меня напротив здания, в котором находится офис, мечеть. Красииивая. И никаких баранов и тысячи молящихся.

Владимир Доценко 16 апреля 2013, 16:14, Изменено: 16 апреля 2013, 16:15

Уважаемая Екатерина, поживем и увидим. Москвичи тоже этого не ожидали. Сегодня может быть и не будет столько молящих, а за завтра не уверен. Не понимаю, зачем самим под себя закладывать бомбу. Ведь есть хорошая поговорка: "На молоке обжегся будешь дуть на воду" Хотя в России всегда сперва, что то возведут, а потом ищут виновных. Да и мечеть возводят не на год, а на века. Ведь не секрет, что мусульманки рожают много детей, а ВЫ не хотите так рожать.Так зачем Вам проклятия потомков.

Катерина Соколова 16 апреля 2013, 16:26, Изменено: 16 апреля 2013, 16:37

Владимир, а вы уверены, что будет как в Москве? Сколько еще было таких прецинентов? В Санкт-Петербурге стоит мечеть в центре города рядом с Петропавловской крепостью. Не помню, что бы были жалобы на мусульман с баранами. К тому же многое будет зависеть и от местного населения - не будут задирать людей, исповедующих другую веру, и проблем меньше будет. К тому же рядом с тем местом, где мечеть собираются восстановить - рынок...

Владимир Доценко 17 апреля 2013, 08:27, Изменено: 17 апреля 2013, 08:30

Катерина поспорим кто будет прав. В России нельзя рассчитывать на хорошее, обязательно будет по самому худшему варианту.

Владимир Доценко 17 апреля 2013, 11:01, Изменено: 17 апреля 2013, 11:05

Между прочим в выступлении на РэнТВ один адвокат мусульманин пообещал залить Москву кровью, если мы не введем шариатские законы. Вот и вся их толерантность.

Кайрат Кусманов 17 апреля 2013, 13:35, Изменено: 17 апреля 2013, 13:40

Из-за одного морального урода нельзя судить о целой конфессии, нации, этносе. Ваши мысли направлены на вражду. Это печально.

Владимир Доценко 17 апреля 2013, 14:06, Изменено: 17 апреля 2013, 14:10

Так не давайте повод так думать. Ведь так высказывается не один он. Просто не хочется приводить высказывание заграничных мусульман, те еще хлеще.

Кайрат Кусманов 17 апреля 2013, 14:29, Изменено: 17 апреля 2013, 14:30

Я так понимаю Вы ко мне лично обратились, думая, что я являюсь представителем всех мусульман. Вы ошибаетесь. Вы сможете ответить за всех христиан? Думаю нет. А те, которые хлеще, это моральные уроды, повторяюсь. Просто в СМИ афишируют больше мусульман-радикалов.

Кайрат Кусманов 19 апреля 2013, 12:25, Изменено: 19 апреля 2013, 12:30

У меня с Вами не должно быть противоречий. Противоречия - это спор. А спорить на такие темы не уполномочены ни Вы, ни я. Божий храм можно строить где угодно и это должно быть уважаемым. Если мы друг друга не будем уважать, то для нас не будет важно что и где написано. А Вас я не считаю глупцом. С глупцом у меня и не получилось бы никакой беседы. Не совершать явно запретного - вот и вся инструкция. Причем эта инструкция приветствуется в любой религии. Убивать неверных недопустимо - мы же все являемся творением Всевышнего не так ли? Поэтому решать кому из людей жить, а кому не жить ну никак нельзя.

Read more: http://smartnews.ru/regions/nn...#comments#ixzz2QtbOsqDO

Кайрат Кусманов 19 апреля 2013, 12:26, Изменено: 19 апреля 2013, 12:30

Жить по совести. Совесть - это голос Бога в нас. Я живу в Костанае, Казахстан. У нас таких проблем нет, если смотреть в общем (конечно могут где-нибудь на задворках поспорить на религиозную тему два лишенных разума человека, но в целом тут у нас с этим всё нормально). Видели бы Вы какую церковь у нас отгрохали - загляденье! И слышим звон колоколов из церквей и призыв к молитве из мечетей и никто не бегает с баранами. Выражение "мусульмане с баранами" звучит смешно))). Не с точки зрения сарказма или еще какой-то там критики, а просто ассоциации смешные перед глазами возникают))). Я воспитан на русском языке, поэтому русское мне не чуждо. Не будем спорить. Я настроен очень миролюбиво. Только так мы достигнем довольства Всевышнего. А оно нам ох как нужно! А строить свою я ни не собрался. На меня Вы, слава Богу, не нападаете))).

Read more: http://smartnews.ru/regions/nn...#comment-30240#ixzz2Qtba6MbQ

Кайрат Кусманов 19 апреля 2013, 12:28, Изменено: 19 апреля 2013, 12:30

Я имел ввиду строить свою защиту. Опечатка получилась.

Владимир Доценко 19 апреля 2013, 13:57, Изменено: 19 апреля 2013, 14:00

Так приведите пример без опечатки. Ведь так хочется верить в хорошую религию.

Кайрат Кусманов 19 апреля 2013, 14:58, Изменено: 19 апреля 2013, 15:00

В Библии: “Не убий” (Исход 20:13), в Коране: “Не убивайте душу, которую запретил Аллах” (“аль-Ана’ам”, 6:151)
Не пускайте в душу свою гнев, Владимир. Зачерствеет.

Владимир Доценко 19 апреля 2013, 15:31, Изменено: 19 апреля 2013, 15:35

Вот наконец и дождался (я, не сомневался, что то такое в исламе обязательно есть). Вот теперь буду оперировать этой сурой. Только и Вы чаще упоминайте молодым и не только молодым эти великие слова.

Владимир Доценко 19 апреля 2013, 15:41, Изменено: 19 апреля 2013, 15:45

Гнева не испытываю. только хотел добится объективности и фактов в ваших посланиях. А на правду и факты нельзя обижаться.

Кайрат Кусманов 19 апреля 2013, 16:31, Изменено: 19 апреля 2013, 16:35

Да я, было подумал, что Вы злитесь))). Самое главное не нарваться на кривотолки несведущих. Они Вам такой перевод сварганят - упадёте))). Насколько мне известно, Шамиль Аляутдинов самый адекватный и живет он В Москве. Спасибо за напутствие! Всё будет исполнено. Мира Вам!

Владимир Доценко 17 апреля 2013, 08:13

Да, я еще забыл упомянуть про футбольных фанатов. Вот будет где фанатом развернутся и на ком после проигрыша своей команды. Конечно футбольные фанаты не будут задирать верующих , они у нас воспитанные. И очень хорошо будет сочетаться крики стадиона с призывами на молитву. Всегда надо просщитывать худший вариант и не тешить себя, что все обойдется и пронесет.

Кайрат Кусманов 19 апреля 2013, 12:21

У меня с Вами не должно быть противоречий. Противоречия - это спор. А спорить на такие темы не уполномочены ни Вы, ни я. Божий храм можно строить где угодно и это должно быть уважаемым. Если мы друг друга не будем уважать, то для нас не будет важно что и где написано. А Вас я не считаю глупцом. С глупцом у меня и не получилось бы никакой беседы. Не совершать явно запретного - вот и вся инструкция. Причем эта инструкция приветствуется в любой религии. Убивать неверных недопустимо - мы же все являемся творением Всевышнего не так ли? Поэтому решать кому из людей жить, а кому не жить ну никак нельзя.

Кайрат Кусманов 19 апреля 2013, 12:24

Жить по совести. Совесть - это голос Бога в нас. Я живу в Костанае, Казахстан. У нас таких проблем нет, если смотреть в общем (конечно могут где-нибудь на задворках поспорить на религиозную тему два лишенных разума человека, но в целом тут у нас с этим всё нормально). Видели бы Вы какую церковь у нас отгрохали - загляденье! И слышим звон колоколов из церквей и призыв к молитве из мечетей и никто не бегает с баранами. Выражение "мусульмане с баранами" звучит смешно))). Не с точки зрения сарказма или еще какой-то там критики, а просто ассоциации смешные перед глазами возникают))). Я воспитан на русском языке, поэтому русское мне не чуждо. Не будем спорить. Я настроен очень миролюбиво. Только так мы достигнем довольства Всевышнего. А оно нам ох как нужно! А строить свою я ни не собрался. На меня Вы, слава Богу, не нападаете))).

Найля Мухарметова 24 апреля 2013, 13:00

yyyy

Найля Мухарметова 24 апреля 2013, 13:19

Владимир! Думаю, что комментируя такие важные вопросы, как строительство храмов, необходимо иметь хотя бы минимум информации по обсуждаемому предмету. Выбор данного участка под строительство , помимо всего прочего, продиктован планируемым строительством подъездных путей, возможностью размещения автостоянок на территории мечети, удаленностью и независимостью от жилых домов. А удаленность от будущего стадиона такая, что если шум будет достигать мечети, то, следовательно, большая часть Канавинского района также будет в зоне слышимости происходящего на стадионе.... Уверена, что совсем не так.

Добавить комментарий

Новое на сайте