Популярность суррогатного материнства в Новосибирской области растет. Количество потенциальных суррогатных мам уже превышает количество бездетных семей, желающих завести ребенка с посторонней помощью. Поэтому кандидатки в сурмамы вынуждены искать заказчиков в столице и за рубежом.
В Новосибирской области все большую популярность набирает услуга суррогатного материнства. Количество женщин, желающих родить ребенка для чужой семьи, превышает количество бездетных пар, заинтересованных в этой услуге. Идея заработать за 9 месяцев треть или половину стоимости однокомнатной квартиры нравится слишком многим. Поэтому предложение сильно превышает спрос.
6 тыс. женщин в Новосибирской области не могут самостоятельно родить детей. По данным президента Российской ассоциации репродукции человека Владислава Корсака, в Западной Сибири количество бесплодных пар достигает 19%. Мировая статистика колеблется от 10% до 20%.
После долгих попыток забеременеть естественным образом бездетные пары пытаются решить проблему с помощью экстракорпорального оплодотворения. Если это не помогает, время уже потеряно, а завести собственного, не приемного ребенка все равно хочется, то остается единственный выход — найти суррогатную мать.
Популярность идеи суррогатного материнства растет с каждым годом. Во многом этому способствуют резонансные примеры звезд эстрады и кино. То Галкин с Пугачевой неожиданно обзаведутся двойней, то Киркоров «родит» во второй раз, а потом и у Алены Апиной вдруг появляется младенец. И это не говоря уже о стандартах, которые задают западные звезды. Тема «мам напрокат» постоянно муссируется в СМИ.
В результате завести детей с чужой помощью решают все больше россиян, идея распространяется от столиц к регионам. В Новосибирске первый случай рождения ребенка суррогатной матерью был зафиксирован в 2000 году. За 13 лет, прошедшие с тех пор, роды по договору найма поставили на поток. Система работает без сбоев: пока не было зафиксировано ни одного случая, когда суррогатная мать отказалась бы отдать ребенка или биологические родители — его забрать. Стоимость родов «под ключ» колеблется в диапазоне от 600 тыс. до 1,5 млн рублей.
Хотя большинство заказчиков и исполнителей стараются не привлекать к происходящему особого внимания, утечка информации все равно происходит. Что приводит к парадоксальной ситуации: число предложений от желающих стать суррогатными матерями стало намного превышать спрос.
Предложения части женщин, готовых сдать свою утробу в аренду, специалисты оценивают как недобросовестные. Некоторые кандидатки в мамы, публикуя объявления, не понимают, что к будущим суррогатным матерям предъявляются четко прописанные в законе требования.
Юридические основы суррогатного материнства обозначены в Семейном кодексе, ФЗ № 143 «Об актах гражданского состояния», ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказе Министерства здравоохранения РФ № 67. Суррогатной матерью может стать физически и психически здоровая женщина в возрасте от 20 до 35 лет, уже имеющая как минимум одного собственного ребенка, который также должен быть здоров. Их здоровье должно быть официально подтверждено медицинскими заключениями. У женщины не должно быть криминального прошлого или судимостей. Если женщина состоит в браке, то необходимо согласие супруга, оформленное в письменном виде.
От 7% до 9% заявлений от потенциальных мам не проходят отбор по формальным признакам, указанным в законодательстве. Или возраст не тот, или со здоровьем проблемы, нет своего ребенка или муж против. Около половины предложений отсеивается специалистами в этой области из-за несоответствия реальным пожеланиям будущих родителей.
На практике к потенциальным мамам предъявляются намного более строгие требования, чем это прописано в законе. Часть из них предсказуема: хорошая физическая форма, отсутствие вредных привычек. Экзотические — например, красивая внешность, которую никоим образом не сможет унаследовать чужой ребенок, — встречаются редко. Большинство пожеланий заказчиков логичны и, с точки зрения экспертов, вполне оправданны.
Чаще всего требования, которые мы предъявляем к будущим суррогатным матерям, связаны с предыдущим материнством. У женщины не должно было случаться выкидышей во время беременности. Роды не должны были пройти преждевременно. Не допускается кесарево сечение.
Биологическим родителям нужна уверенность, что их будущему ребенку будет хорошо в период вынашивания. Поэтому они хотят знать, насколько чистоплотна и ответственна потенциальная мама, не занесет ли она инфекцию. Сможет ли соблюдать режим, правильно и полноценно питаться. Часто родители не хотят рассматривать в качестве кандидата сурмам другой национальности. Это связано скорее с дополнительными расходами и трудностями, чем с расовыми предрассудками: у таких мам может не быть российского медицинского полиса, возможны сложности с миграционной службой, трудности с регистрацией будущего ребенка.
Даже после отсева кандидаток в мамы, не соответствующих реальным рыночным требованиям, предложение продолжает превышать спрос. Точной статистики не ведется, однако, по различным оценкам, на одного заказчика в Новосибирской области приходится от 5 до 12 исполнителей.
Больше всего шансов найти работу у суррогатных мам со стажем. Если женщина однажды уже успешно справилась с этой задачей, ее охотно выбирают новые биологические родители.
То, что ребенка родила чужая женщина, — не та тема, которую хочется обсудить с подружками. Появление ребенка от суррогатной матери чаще всего пытаются скрыть. Многие женщины имитируют беременность. Подписываются договоры о конфиденциальности. Поэтому, если женщина однажды уже побывала в роли сурмамы и сумела сохранить все в тайне, то на нее и спрос выше, и цена. К тому же, становится понятно, что она способна без осложнений выносить здорового малыша, без конфликтов от него отказаться.
У суррогатных мам без опыта шансов найти заинтересованных в ее услугах родителей не так и много. По крайней мере в Новосибирске. Поэтому многие женщины вынуждены принимать предложения из других регионов, где новосибирские цены на эти услуги выглядят демпинговыми, — например, из Москвы, Санкт-Петербурга и Якутии.
Моему сыну сейчас годик. Когда рожала, думала, о нас позаботится муж. Но все сложилось иначе, мы развелись. Мама помогает, как может, но ей нужно работать. И что мне делать? На что жить? Прочитала, что суррогатным мамам платят содержание, около 20 тыс. месяц, а после родов — хорошее вознаграждение. Это стало бы выходом для нас с сыном. К тому же, почему бы и не сделать доброе дело? Что плохого в том, что я помогу другой женщине пережить счастье материнства? Я подала объявление, обратилась в агентство. Здорова, не пью, не курю, лишнего не болтаю. Но пока желающих ко мне обратиться не нашлось. Жду уже два месяца. Сейчас обратилась в агентство в Москве. Там гонорары начинаются от миллиона рублей, это больше, чем у нас. Говорят, если повезет, то можно и 100 тыс. долларов заработать.
Если и в столицах стать мамой не получится, новосибирские женщины готовы рожать «на экспорт». На англоязычных сайтах, специализирующихся на поиске суррогатных матерей, достаточно много объявлений от новосибирских искательниц гонораров.
Я изначально решила, что если буду рожать, то только иностранной паре. Все таки ты девять месяцев носишь малыша в своем животе, с ним устанавливается особая связь… Если потом он будет жить в одном городе со мной, боюсь, не выдержу, захочу его увидеть. А когда он будет далеко, соблазна не будет. Подала объявление, пока жду. Кстати, было забавно заполнять анкету. Там одна из граф в самом начале — вероисповедание. Смешно! Как будто есть разница. Знакомая по сайту посоветовала написать, что протестантка. Говорит, католиков и атеистов плохо разбирают. А гонорары там ненамного выше наших.
Суррогатное материнство набирает популярность по всей России.
Видео
Суррогатное материнство
Видео: ВЕСТИ. КРАСНОЯРСК/YouTube
Не оправдывая суррогатное «материнство», хочется заметить, что простое осуждение этого явления, как, например, проституции, ни к чему не приведёт. Гораздо сложнее исправить причины, приводящие к подобному решению женщины стать «инкубатором» для другой семьи. Необходимо:
1. Наконец то при решении всех экономических и социальных вопросов исходить из принципа, что основой любого общества всё же является полноценная (отец и мать, состоящие в законном браке и имеющие своих детей и приёмных детей-сирот).
2. С самого раннего детства воспитывать в детях уважение к семье. Религиозное воспитание в этом плане — самое лучшее и для детей, и для родителей.
3. Прекратить навязчиво пропагандировать животные инстинкты как норму жизни (то, что религия называет похотями). Это касается прежде всего взрослых членов семьи и общества. Если родители говорят ребёнку: «Курить и пить водку нельзя», а сами курят и по праздникам напиваются, то ребёнок решит, что курить и пить нельзя только «маленьким», а когда он вырастет, то будет можно. И так во всём.
Женщины просто хотят лёгких денег за короткое время. Вот отсюда и столько предложений. Спрос на это будет, особенно за рубежом. Обидно, что наши девушки повышают рождаемость в Европе и Америке..
Спрос рождает предложение. Я знаю одну бездетную волгоградскую женщину, которая второй год ищет суррогатную мать, потому что сама по состоянию здоровья родить ребенка не может. Понимаете, женщины доведены до такого отчаяния, что готовы заплатить любые деньги, лишь бы найти ту самую, которая выносит ребенка за деньги. Этот способ позволяет бездетным парам обзавестись потомством. Стоит ли осуждать суррогатных матерей — женщин, крепких здоровьем, которые готовы предложить свое тело в качестве инкубатора? Разве неизвестно, что беременность и роды — это огромнейшая нагрузка на женский организм, и не ради длинного рубля многие женщины предоставляют свои суррогатные услуги, а для того, чтобы своих родных детей на ноги поставить за счет такого «бизнеса».
Главное, чтобы женщины ответственно к этому подходили и осознавали все последствия. Дети —это прекрасно и то, что сейчас наука шагнула так далеко вперёд, только радует.
Ну вот мы и пришли к выводам. Суррогатное материнство как социальный институт не плохо само по себе. Не смотря на то, что проблема сиротства в силу разных причин в России не решается, будущие родители предпочитают заводить своих детей, пусть даже и при помощи вспомогательных репродуктивных технологий. Теперь хотелось бы обсудить, почему «после отсева кандидаток в мамы, не соответствующих реальным рыночным требованиям, предложение продолжает превышать спрос». Цитирую Андрея Назарова: «Выносить, родить ребенка, а после отдать его в другую семью — сложный процесс. Как морально, так и физически. Женщина, идущая на подобное, должна быть сильна и мотивирована.» Мне почему-то кажется, что моральные устои нашего общества где-то и когда-то пошатнулись, если на одного «клиента» приходится от 5 до 12 «исполнителей», и что причина в этом только деньги. Оказывается, выносить, родить и отдать в другую семью — не такой уж и сложный процесс.
58 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе