Фото: архив театра №099
В Воронеже произошел театральный скандал. На Третьем международном Платоновском фестивале половина зрителей ушла из зала, возмутившись поведением эстонских актеров, которые матерились, снимали трусы и изображали однополую любовь.
На Третьем международном Платоновском фестивале, который позиционируется в Воронеже как «главное культурное событие года», разгорелся скандал. Почти половина зрителей в середине первого акта покинула спектакль таллинского театра №099 «Педагогическая поэма» по мотивам произведений Антона Макаренко и Константина Станиславского. Горожане возмутились обилием мата, переводившегося на русский язык в субтитрах, и обнажением актеров. Они изображали однополую любовь, а один даже снял трусы.
«Педагогическая поэма» эстонского театра №099 анонсировалась дирекцией Платоновского фестиваля как один из гвоздей форума, часть его экспериментальной программы. Постановку по мотивам одноименного романа Антона Макаренко и книги Константина Станиславского «Работа актера над собой» осуществили Тийт Оясоо и Эне-Лиз Семпер, которые одновременно выступают учредителями, художественными руководителями и единственными штатными режиссерами театра.
Оба произведения выдвигают на первый план самосовершенствование человека, его постоянную потребность думать и проявлять интерес к окружающей жизни; побудительной причиной такой потребности является не чувство долга, а чувство ответственности — перед собой и миром. Сложное переплетение отношений отдельной личности и общества, сущность художнического таланта, моральное воспитание человека — те вопросы, которые волнуют создателей постановки. В спектакле театра №099 воплощена идея высвобождения из-под гнета системы вообще и системы Станиславского в частности.
Однако воронежцы не приняли спектакль, продемонстрированный в местном концертном зале. Почти половина зрителей покинула действо в середине первого акта.
Фото: архив театра №099
Для начала на сцене изобразили хоккейную площадку, на которой стоял гроб. Потом вышли босиком 16 прибалтийских юношей и девиц нежного возраста. А к ним из гроба поднялась слегка престарелая мадам, потребовавшая сигаретки. Минут десять они ее укуривали с четырех рук, а мадам кривлялась и жеманилась. Однако, покурив, всех построила и заставила долго-долго мыть сцену. Мыли они ее творчески, то демонстрируя публике свои зады в обтягивающих лосинах, то позволяя заглянуть за линию корсажа, где у некоторых девиц побалтывались упругие перси. Иногда, возбудившись при виде ведра или тряпки, начинали тереться друг о друга нижней частью живота. А слегка престарелая дама ходила между юной порослью граждан Евросоюза и то заставляла всех строем маршировать а ля гитлерюгенд, то похохатывала в духе русской классики, то фальшиво-драматически восклицала: «Не верю!»
По отзывам очевидцев, особенно публику шокировало то, что актеры изображали на сцене поцелуи и однополую любовь, а к концу первой части спектакля начали раздеваться. Тем временем на экране шел дословный русский перевод диалогов, которые изобиловали матерными словами, в том числе описывающими совокупление героев.
А чтобы темный русский зритель хоть чуть-чуть прикоснулся к европейской культуре и повысил духовность, один вдохновенный актер снял штаны совсем. И трусы снял, тоже совсем. И всем показал свой талант! А чтобы и его коллеги талант почувствовали, он с талантом наперевес стал за ними гоняться и одного таки догнал, повалил.
Вскоре после начала спектакля зал начали покидать зрители — поодиночке и группами.
Видео
Видео: moeonlineru на YouTube
Скандал во время эстонского спектакля на Платоновском фестивале
Правда, многие из них шли на педагога Антона Макаренко и взяли с собой детей, не обратив внимание, что на билетах имеется маркировка «16+». Но настоящий скандал разгорелся, когда воронежец Денис Пасько, сидевший в первом ряду, выскочил прямо на сцену и принялся эмоционально объяснять актерам, что ему не нравится в спектакле. «Вы, эстонцы, не уважаете русских, матом ругаетесь, девушек бьете, голые расхаживаете!» — заявил, в частности, Пасько. После чего его вежливо выпроводил из зала Михаил Бычков, директор Платоновского фестиваля.
Уже на следующий день тот же Денис Пасько сорвал пресс-конференцию эстонской труппы. Он попытался объяснить ее участникам, что такое настоящее искусство, и пригрозил дирекции Платоновского фестиваля судом. Бычков предложил ему вернуть стоимость билета, 2 тыс. рублей, но внятного ответа не дождался.
Интересен контекст, в который оказался вписан скандал вокруг эстонского театра №099. Открывая Третий международный Платоновский фестиваль, губернатор Алексей Гордеев заявил, что считает развитие культуры более важным, чем развитие экономики.
Платоновский фестиваль стал не только главным культурным событием Воронежского края, но и мощным импульсом для развития культурной сферы региона и духовного состояния воронежцев. Во многом благодаря фестивалю Воронеж признан одной из культурных столиц России. Анализируя развитие нашей страны и понимая, что сегодня непросто строить рыночную экономику, на вопрос о том, что важнее, я бы все-таки ответил, что экономика на втором месте, а на первом — культура. Нам, воронежцам, повезло. И мне бы хотелось, чтобы третий фестиваль мы воспринимали как праздник.
Эксперты разошлись в оценках случившегося. В частности, и.о. ректора Воронежской государственной академии искусств Эдуард Бояков, больше известный как основатель федерального театрального фестиваля «Золотая маска», считает, что дирекции форума нужно было заранее готовить зрителя к современному авангардному искусству.
Фото: архив театра №099
— Я не поклонник творчества театра №099, но его спектакль «Педагогическая поэма» вполне вегетарианский. В Перми, скажем, публика принимала его хорошо. Ну, много целуются в спектакле, иногда даже имитируя что-то большее. Ну, звучит мат на эстонском с переводом на табло. Но в спектакле нет пошлости и жести. Он про борьбу за свободу, борьбу со своими комплексами, прежде всего сексуальными. Мне кажется, причина того, что воронежцы не приняли постановку, заключается в неправильном позиционировании Платоновского фестиваля в Воронеже. При первом приближении его афиша кажется абсолютно прекрасной. Но потом возникает отсутствие коммуникации с теми, к кому, по идее, и обращена «Педагогическая поэма» (и вообще, всякое настоящее современное искусство). К молодым, свободным, ищущим, бунтарям.
Директор Платоновского фестиваля, худрук местного Камерного театра Михаил Бычков назвал спектакль «Педагогическая поэма» хорошим. Но от других комментариев воздержался. Официально в дирекции фестиваля сказали, что «Воронеж болезненно перенес прививку авангардного искусства». Между тем авторитетный театральный критик Бронислав Табачников заявил, что считает постановку театра №099 «похабщиной».
— Мне, к сожалению, не удалось побывать на спектакле эстонского театра. Но там был мой друг, который позвонил мне в возмущении. Насколько я могу судить по своему богатому опыту театрального критика и его рассказу, спектакль примитивен. Я бы и сам с него ушел. На сцене происходило нечто непотребное, там стоял отборный мат. За долгие годы я очень хорошо изучил воронежскую публику, а Воронеж — один из самых театральных городов России. Так вот, наша публика пошла на название постановки. Ну как обычно, мы ходим на автора и конкретного актера. А название постановки неизбежно ассоциируется с замечательным педагогом и писателем Антоном Макаренко. То есть воронежцы ждали глубокого смысла, философии. Но, получили, извините, похабщину. Воронеж силен своими театральными традициями, в хорошем смысле консервативен, способен отличить талантливый авангард от фейка и поэтому, естественно, не принял постановку. На мой взгляд, дирекции Платоновского фестиваля, а он стал одним из самых значимых событий в культурной сфере города, нужно более тщательно подходить к отбору спектаклей, учитывая вкусы местной публики.
Интернет-пользователи отреагировали на скандал довольно бурно.
Для многих актеров сцена — святое место. И никому в голову не придет снимать на сцене штаны и материться. А вот эстонские актеры, видимо, решили, что мы — дебилы. Но у воронежцев есть понятие чести и достоинства. Терпеть на сцене хамство, выдаваемое за искусство, да еще и платить за него деньги никто не должен.
На спектакле не была, и слава Богу! А хотела 15-летнюю дочь с подругой отправить, все-таки «Педагогическая поэма», классика. Теперь вот радуюсь, что билеты не успела купить, а то мои девочки подумали бы, что вот таким и должен быть театр.
Просто хаять современное искусство сейчас модно, а за поведение воронежцев обидно: что мешало посмотреть анонс постановки в интернете? Директор Платоновского фестиваля Михаил Бычков правильно указал возмущенному зрителю на дверь: все-таки надо иметь хоть какое-то уважение к артистам, хотя бы просто встать и уйти, а не устраивать шоу одного актера. На мой взгляд, по сравнению с эстонским театром №099 наш драмтеатр сильно проигрывает в постановках, режиссуре и игре актеров.
Допустим, вы купили в магазине продукты питания и дома при вскрытии упаковки поняли, что купили тухлятину. Что вы сделаете? Выбросите продукты или пойдете разбираться в магазин. Так и с театром. С хороших спектаклей зрители не уходят, а кричат: «Браво!», одаривая актеров и постановщика шквалом аплодисментов.
Актеры из стран ЕС демонстрировали глубину своей европейской души и взгляд на систему Станиславского. В принципе это эстонцы, тут без комментариев — какие есть у нас соседи, ни прибавить ни отнять. А вот интересно, если бы актриса сняла с себя трусики, а не актер, может, большему количеству людей понравилось бы?
Не понимаю, что плохого, чтобы в театре посмотреть на девичьи прелести? В ночные клубы и стриптиз-бары все ходят, а в театре тем же любоваться было бы культурнее.
По мне так в искусстве не должно быть цензуры абсолютно никакой. Любая интерпритация имеет место быть. Особенно высокоморальным зрителям следовало просто сначала узнать, что это за мероприятие, прежде чем на него идти. А когда уже пришли, то нечего поливать грязью актеров и демонстративно уходить посреди спектакля. Показаливсего лишь отсутствие элементарного уважения к чужой работе.
В каждой стране существуют, писанные и неписанные,законы поведения граждан, а для принуждения в поведении существует полиция.Полицейским следовало прекратить спектакль, и подвергнуть судебному преследованию виновных. Хамство в каких случаях бы оно не проявлялось, должно пресекаться.Что касается любителей порнухи, мата, недвухсмысленного поведения, исправления естественных надобностей,свидетельствует об уровне их культуры и внутреннего неустойчивого психологического состояния, представляющего опасность для окружающих.
специально же было обозначено «экспериментальный».
Чего эти высокоморальные зрители еще ожидали? Изменения трех слов в диалоге по сравнению с оригиналом?
И каждый раз виноваты те, кому заплатили ровно за то, что они и делали, а не те, кто платил, не разбираясь, за что платит. Пономарев у них виноват, а не Сколково, актеры, а не они сами, не смотревшие, куда идут




Платоновский фестиваль стал не только главным культурным событием Воронежского края, но и мощным импульсом для развития культурной сферы региона и духовного состояния воронежцев. Во многом благодаря фестивалю Воронеж признан одной из культурных столиц России. Анализируя развитие нашей страны и понимая, что сегодня непросто строить рыночную экономику, на вопрос о том, что важнее, я бы все-таки ответил, что экономика на втором месте, а на первом — культура. Нам, воронежцам, повезло. И мне бы хотелось, чтобы третий фестиваль мы воспринимали как праздник.





Анастасия Мичурина
Артем Карпенко
Вадим Шинкоренко
German Polovnikov
Олег Алиев
Игорь Исаев
Александр Маяковский
Anonymus
Артём Шумов
Елена Рогинская
Виктор Симонов
Сергей Сафонов
Jerzy
Максим Павлюченко
aleksandr aleksandrov
Наталия Дашкова
Анатолий Кульбацкий
5thmАнатолий Герасимов
Анатолий Губарев
Даниил Курокин
Oleg Filip
Александр Удальцов
квадро квадро
Евгения Иванова
Ксения Северинова
Василий Демин
Константин Виноградов
александр разенков









52 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе