Спецпроект

Народ гуляет

Гоняют шайтана. SmartNews собрал главные праздники Удмуртии

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

В Удмуртии всегда любили и умели праздновать широко, с размахом. Даже в тяжелые времена, когда на столе не было ничего, кроме каши, веселились от души. Традиции предков в республике и сейчас пытаются сохранить, отмечая наряду с общероссийскими праздниками свои, национальные. Это не так-то просто, если учесть, что праздничный календарь у удмуртов очень плотный. Чтобы отпраздновать как положено, нужно не только все строго прописанные ритуалы соблюсти, но и особые угощения приготовить.

Вожодыр

Вожодыр — это удмуртский вариант Святок. В этот день нужно любой ценой договориться с духами, вожо, чтобы спокойно жить рядом с ними весь следующий год. Удмурты знают много секретов, как это сделать. Главный из них — ничего не делать. Буквально: не стирать, не готовить. Даже грязную воду не выливать. А еще нужно обязательно нарядиться в костюм ряженого, чтобы духи приняли за своего и не навредили. Чтобы запутать вожо наверняка, мужчинам лучше всего надеть женскую одежду, а женщинам — мужскую. Лицо прикрыть маской. Потом взять в руки плетки и пойти ловить прохожих. Всех, кто попадется, валять в снегу, чтоб духи повеселились. А после можно и о будущем у них узнать. Для этого нужно пойти туда, где вожо много, — на перекресток дорог, в баню, сарай или заброшенный дом. Очертить круг, приложить ухо к земле и внимательно прислушаться. Будет слышен звон колокольчиков — жди свадьбы, раздадутся глухие удары — жди беды. Девушки могут кинуть валенок через ворота. Упадет носком от дома — готовься к замужеству. И напоследок перед сном не помешает поставить на подоконник стакан с водой и мостиком-соломинкой сверху. Доберется по нему суженый, приснится, значит, пора собирать приданое.

Все эти и многие другие секреты правильного общения с вожо удмурты бережно сохранили. И в праздник Вожодыр в точности им следуют. Да и детям передают, чтобы не забылись.

На празднике Вожодыр сначала мы познакомились и подружились с нашим удмуртским домовым — Коркакузё. Вместе с ним играли в национальные игры, разгадывали загадки, переодевались в костюмы ряженых. Было очень весело. После чая с нашей удмуртской выпечкой стали гадать. Было немного страшновато, но интересно. В следующем году обязательно попрошу маму, чтобы мы снова сходили на Вожодыр.

Вой келян

Когда остальные россияне празднуют широкую Масленицу, удмурты провожают зиму по-своему. Они тоже водят хороводы и танцуют национальные танцы. Но еще, например, и на прялках катаются.

Наши бабушки и дедушки умели веселиться. И я рада, что их традиции не забыты. В этом году во время празднования Вой келян мы, как и наши предки, перетягивали канат, искали клад, кололи дрова на скорость. Конечно же, как положено, пекли блины. А еще катались на лыжах, санках, корытах, скамейках и даже прялках. Бабушка говорила, кто на прялке дальше всех с горы скатится, у того уродится самый высокий лен. Я очень надеюсь, что Вой келян снова будут отмечать так же широко, как сейчас русскую Масленицу.

Раньше на Вой келян обязательно собирали ветки вербы и слегка били ими по спинам домашнего скота, чтобы хорошо плодился. С той же целью клали ветки в короба, в которых высиживались утки. Сейчас эта традиция забыта. Но сам удмуртский вариант проводов зимы становится все популярнее.

Акашка

В Удмуртии отмечают не Пасху, а Акашку. С самого утра идут из дома в дом и собирают крупу, яйца, масло для общей каши. Потом отвозят собранные продукты на священный луг к заветной березе и там готовят из них особую кашу. Освященную кашу едят все гости праздника. После этого наступает время веселья и песен.

Когда мы впервые предложили программу празднования Пасхи по-удмуртски, мы и не ожидали, что она будет пользоваться таким спросом. Ижевчане готовы бросить все дела и несколько часов трястись в автобусе, лишь бы отметить Пасху по удмуртским обычаям. Конечно, все детали традиционного празднования воспроизвести нереально, но почувствовать саму атмосферу этого старинного праздника можно. С каждым годом число желающих отметить этот красивый национальный праздник растет.

Языческие традиции в старых удмуртских деревнях по-прежнему очень сильны. Многие женщины с гордостью признаются, что они — дочери восясей, деревенских старейшин, имеющих право читать молитвы на Акашку. Они и сами знают эти древние молитвы наизусть.

Гербер

Последние 15 лет Гербер в Удмуртии отмечают с особым размахом. Чтобы отпраздновать единение сил природы и человека и отблагодарить землю за ее дары, съезжаются тысячи удмуртов как из самой республики, так и из соседних регионов. Гостей встречает покровитель земледельцев Калдысин. С поздравлением выступают первые лица республики. А потом начинается праздничный гала-концерт и ярмарка ремесел, на которой мастера из всех районов Удмуртии представляют свои работы.

Наши предки отмечали Гербер сразу после окончания сенокоса, когда могли позволить себе небольшую передышку в сельхозработах. Отмечали всем миром. Приносили в жертву Калдысину бычка, потом его мясо добавляли в специальную обрядовую кашу, которую варили из всех видов крупы: ячменя, пшена, овса и гречки. После трапезы начинались гулянья. Пели песни, водили хороводы, купались в реке. Парни хвастали перед потенциальными невестами своей удалью на скачках. Веселились от души. Этому немало способствовала кумышка, бутыль которой приносила на праздник каждая хозяйка.

Кстати, с кумышкой, удмуртским самогоном, без которого раньше нельзя было представить праздник Гербер, связана любопытная история. Когда в XIX веке Екатерина Вторая запретила варить самогон всем, кроме дворян, удмурты отправили государыне челобитную. Они объяснили, что кумышка необходима им для религиозных обрядов, и получили особое разрешение ее изготавливать. Правда, потом удмурты все же научились обходиться без бутылей с веселящей жидкостью. Традиция распивать на праздновании Гербера кумышку умерла. А вот песни, пляски, хороводы, качели, конные состязания батыров и все прочие обязательные элементы этого веселого праздника благополучно дожили до наших дней. Как и обрядовая каша, которой и сейчас угощают всех желающих. Едят ее с перепечами — традиционными открытыми пирогами из пресного ржаного теста.

Виль

Когда собран новый урожай, удмурты отмечают праздник Виль. Раньше он начинался с общих молитвенных и песенных заклинаний — куриськонов. Они должны были отвести несчастья и неудачи, обеспечить благополучие и процветание. Теперь куриськоны заменили театрализованные представления и концертные программы фольклорных коллективов. Зато продолжение Виля не изменилось: за официальной, торжественной частью следует развлекательная — народные гулянья с хороводами, песнями и плясками. А чтобы уставшие гости не растеряли энтузиазма, прямо на месте готовят специальную обрядовую кашу из крупы нового урожая.

Сейчас считается, что приготовить традиционное угощение на праздник Виль предельно просто — достаточно сварить овсяную или в крайнем случае ячменную кашу. Но в позапрошлом веке хозяйке нужно было хорошо постараться, чтобы угостить в Виль семью и гостей по всем правилам. Нужно было не только сварить кашу, но и приготовить праздничные блюда из утки, гуся или барана, испечь хлеб из муки свежего помола, сварить суп с молодой картошкой, принести с поля свежие стручки гороха, из огорода — листья капусты. Плюс заранее запасти овсяный кисель. Только тогда праздничный стол можно было считать состоявшимся.

Сейчас свежий хлеб хозяйки не пекут, кисель не варят, баранов не режут. Но гости Виля рады и простой каше: на этом празднике и без угощения не заскучаешь. К сожалению, о многих удмуртских праздниках сейчас можно прочитать только в учебниках по истории или фольклору. Они ушли в прошлое вместе в укладом жизни, который привел к их появлению. Больше не увидишь толпу сельчан, которая сжигает чучело шайтана на празднике Шайтан уллян. В полночь по улицам деревень больше не ходят с трещотками, изгоняя бесов, на празднике Быдзым нунал. Не рубят топорами лед, прогоняя его, на Йо кеян. Девушки не моют пряжу в день Шорт миськон, а скот не окуривают на Лудэ лэзен.

И все же многие праздники удмуртов оказались удивительно живучими, они благополучно дожили до наших дней, и интерес к ним только растет.

Видео

Гербер-2013

Видео: Vladimir Kamashev

Прислал
Никита Березин

Удмуртские праздники, хоть и отличаются особой спецификой от русских, но по сути — такие же точно. Почти все они как и у многих других народов, связанны с природой и земледелием, потому и очень схожи.

Автор

Полина Виноградова

Над статьей работали

Никита Березин, Ксения Гагай

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Никита Березин 25 июня 2014, 08:57, Изменено: 25 июня 2014, 13:21

Удмуртские праздники, хоть и отличаются особой спецификой от русских, но по сути - такие же точно. Почти все они как и у многих других народов, связанны с природой и земледелием, потому и очень схожи.

Станислав Захаркин 25 июня 2014, 11:08

Вот бы побывать хоть на одном таком празднике) Наверняка там есть на что посмотреть)

Сергей Милованов 25 июня 2014, 11:37

Жаль, что далеко не все традиционные удмуртские праздники дожили до сегодняшнего дня... Хоть это и печально, но тем менее вполне закономерно - старый уклад жизни удмуртов ушел и вместе с ним отпала необходимость в старинных праздниках.

Марина Карпова 25 июня 2014, 12:02

Ну я бы не сказала, что необходимости в праздниках уже нету... В конце концов сохранение старинных традиций - дело важное и нужное... Не зря сейчас эти праздники стали так популярны - ведь они часть культуры удмуртов, которую так просто не забыть...

Добавить комментарий

Новое на сайте