Спецпроект

Со служебного входа

Подчиняя металл. SmartNews побывал на крупнейшем в стране производстве вагонов

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Анна Демина/SmartNews

ОАО «Алтайвагон» — крупнейший в России завод по производству железнодорожного грузового состава. Мощности завода позволяют изготавливать до 9 тыс. грузовых вагонов в год. SmartNews побывал по другую сторону заводской проходной и увидел, как из различных частей вагоны собирают в единое целое.

На заводе «Алтайвагон», прежде чем пропустить нас в цеха, инженер по технике безопасности проводит тщательный инструктаж: к станкам близко не подходить, пальцы никуда не засовывать, от группы не отставать, в случае чего срочно обращаться за помощью. Если успеешь. Надев защитные каски, отправляемся изучать производство. Просто так на него не попадешь — нам удалось примкнуть к группе школьников, которых привели для профориентации.

«Алтайвагон» производит впечатление города в городе — с многочисленными постройками, цехами, кое-где соединенными железнодорожными линиями. Здесь все шумит, двигается, грохочет.

Есть здесь даже цветники, беседки, где в обеденный перерыв рабочие могут отдохнуть душой и телом. Общая площадь территории завода — более 116 гектаров. На то, чтобы обойти ее полностью, наверное, и целого дня не хватит, а у нас на все про все два часа. Поэтому первым делом нас ведут в сборочный цех. Тут, как конструктор «Лего», собираются в единое целое железнодорожные вагоны, которые затем отправляют курсировать по просторам нашей страны и за ее пределами. 

Фото: Анна Демина/SmartNews

Основная продукция ОАО «Алтайвагон» — это модели грузовых железнодорожных вагонов различных типов и конструкций. Модельный ряд — более 20 наименований. Мощности завода позволяют изготавливать до 9 тыс. грузовых вагонов в год, а также проводить ремонт и модернизацию. Производственный процесс максимально автоматизированный, ручной труд мы стараемся свести к минимуму. Тем не менее люди — это главный наш капитал, без хороших мастеров, сварщиков, резчиков сегодня не обойтись. 

В цехах все заняты своим делом: кто-то катит по рельсам новые оси с плоскими колесами — это похоже на огромные гантели, кто-то работает слепящей сваркой, где-то даже видны емкости с расплавленным металлом, напоминающим магму. Увидеть это можно издалека — мешать работникам нельзя.

Казалось бы, вагоны есть вагоны, что в них можно еще усовершенствовать? Тем не менее модельный ряд предприятия постоянно расширяется, появляются новые конструкции. Одна из последних новинок — крытый вагон с увеличенным объемом кузова и расширенным дверным проемом, с грузоподъемностью 68 тонн. Эти вагоны предназначены для транспортировки грузов, требующих дополнительной защиты от осадков. В этом году предприятие заключило договор на поставку 1,7 тыс. вагонов этой серии ЗАО «Российские железные дороги». За сборкой одного из них нам и довелось понаблюдать. 

Сегодня наши специалисты разрабатывают вагоны нового поколения, которые призваны максимально удовлетворять пожелания клиентов, в частности быть еще более безопасными, отличаться высочайшими эксплуатационными характеристиками. За счет увеличения грузоподъемности, вместимости и надежности новые вагоны позволяют снизить стоимость грузоперевозок и повысить экономическую эффективность предприятий. 

Мальчишки и девчонки с любопытством наблюдают за производственным процессом, стараясь перекричать шум, который стоит в цехе, наперебой задают вопросы. «А молоко за вредность полагается?» — «И молоко полагается, и стаж горячий идет — один год к полутора», — терпеливо отвечают им. «А сколько в месяц рабочие получают?» — продолжают ребята. «Всё зависит от выработки. В этом цехе средняя зарплата у рабочих от 33 до 40 тыс. рублей». Услышав эти цифры, кто-то из мальчишек присвистнул: «Неплохо, у меня отец меньше зарабатывает».

Далее мы попадаем в заводской музей. Первое, что привлекло внимание, — это макеты снарядов и авиабомб, которые, как оказалось, являются точной копией тех, что выпускал завод в годы войны. «Так здесь же вагоны производят, при чем тут бомбы?» — зашептали мальчишки. 

Фото: Анна Демина/SmartNews

Наше предприятие на Алтай было эвакуировано с Украины в 1942 году. Место дислокации выбрано в селе Чесноковка, где до войны размещалось деревообрабатывающее предприятие. Как и весь советский тыл, заводчане трудились под девизом «Всё для фронта, всё для победы». На предприятии изготавливались снаряды и авиабомбы. Только после войны предприятие вернулось к своему основному профилю — выпуску железнодорожных вагонов. Изначально они изготавливались в форме подвижных тележек, а с 1948 года завод получил первый заказ на изготовление крытых вагонов. До 90-х годов мы были монополистами в стране в этой отрасли. 

Фото: Анна Демина/SmartNews

После знакомства с историей завода для старшеклассников была устроена профориентационная лекция, в ходе которой ребят призвали присмотреться к рабочим профессиям. 

Нашему предприятию очень нужны квалифицированные рабочие: сварщики, фрезеровщики, стропальщики. Заканчивайте школу, получайте профессию — и добро пожаловать! Вот у меня, например, богатый жизненный опыт, и, положа руку на сердце, я вам скажу, что работать на производстве в тысячу раз интересней, чем прозябать в непонятной конторе и протирать пыль рукавом. Здесь все реально, все по-настоящему, а главное — ты видишь результаты своего труда и можешь ими гордиться. 

Фото: Анна Демина/SmartNews

Вы обратили внимание, сколько машин стоит возле проходной? А ведь это автомобили не начальников завода, а простых рабочих. Кстати, и директора свою трудовую деятельность начинали с рабочей профессии. И у вас есть все шансы продвинуться по карьерной лестнице. И чем раньше вы начнете осваивать специальность, тем быстрее вы станете финансово независимыми. Ведь стыдно слышать, когда 30-летние парни просят у родителей деньги девушке на цветы или в кино сходить. Уже в вашем возрасте нужно определяться с профессией и готовить себя к самостоятельной жизни. Тогда и почет и уважение будет. 

Возвращаясь к заводской проходной, интересуюсь мнением ребят о перспективе начать трудовую деятельность с рабочей профессии. Радует, что многих она отнюдь не пугает. 

Фото: Анна Демина/SmartNews

Я после девятого класса на сварщика пойду учиться. Уже ходил в училище, всё разузнал. Родители в принципе не против. Они считают, что этот выбор я должен сделать самостоятельно. А сварщик — профессия востребованная, без работы точно не останусь. 

У меня папа сварщик. И я решил пойти учиться на эту профессию. Получу специальность и, возможно, приду на «Алтайвагон» работать. А что? Мне здесь понравилось, а главное, заработная плата хорошая. 

В группе мальчишек есть и несколько девочек. Осторожно интересуюсь у них о возможности работать на заводе. «Пусть не в цехах, а где-нибудь в административном аппарате. Секретарями, например», — на всякий случай добавляю я.

А почему не в цехе? Я вот фрезеровщицей хочу стать или крановщицей. На производстве интересней работать, чем в офисе пыль протирать. Романтика! И парней симпатичных много. 

Но были среди ребят и те, кого заводская романтика никак не впечатлила. 

Свою жизнь я никак не связываю с заводом, это не для меня. Мне хочется в офисе сидеть, другими руководить. Минимум тысяч за пятьдесят пойду работать, да и то не на завод. Получу высшее образование и стану большим начальником.

Видео

Сюжет о работе ОАО «Алтайвагон»

Видео: Анастасия Порядина/YouTube

Прислала
Анастасия Мичурина

Мощное производство и довольно сложное. Наша страна огромная, железнодорожное сообщение имеет большую протяжённость, поэтому вагоны будут востребованы для внутреннего пользования. Я уже не говорю о международном.

Автор

Анна Демина

Над статьей работали

Дарья Полковая, Анастасия Мичурина

7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Алексей Громыкин 28 июня 2014, 10:49

Серьезное предприятие, ничего не скажешь.. одна площадь его в 116 гектаров уже говорит о многом)

Никита Березин 28 июня 2014, 11:21

Проблема этого завода, как и сотен других подобных предприятий по всей стране - в нехватке квалифицированных рабочих кадров. к сожалению люди сейчас предпочитают офисную работу, как более легкую, а к рабочим специальностям относятся с предубеждением... И эту ситуацию нужно срочно исправлять...

Станислав Захаркин 28 июня 2014, 12:11

Это точно это проблема для всей нашей страны характерна.. и ведь что удивительно: зарплаты у представителей рабочих профессий в разы выше, чем у офисных работников, а люди все равно предпочитают офисную работу(

Сергей Антонов 28 июня 2014, 13:20

На таких вот предприятиях небось весь город держится, ведь оно и налогов много отчисляет в региональный бюджет и местных жителей работой обеспечивает...

Анатолий Дубинский 28 июня 2014, 15:05

"Мне хочется в офисе сидеть, другими руководить. Минимум тысяч за 50 пойду работать. Да и то, не на завод. Получу высшее образование и стану большим начальником".

Весьма характерное заявление.
Мой дядя, потерявший родителей в годы Первой Мировой и Гражданской войны, прошедший детдом, поступил сразу в два вуза. И даже начал учиться сразу в двух. Потом, после первого семестра, понял, что на двух стульях не усидеть, сделал выбор. И прошёл весь путь от мастера (тогда так было, да и в наше время после вуза приходили не инженерами, а старшими лаборантами - чтобы научиться для начала уму-разуму) до одного из ведущих специалистов отрасли. И не его одного такого знал. Зато они знали процесс от А до Я, знали нужды людей, могли руководить, а не главноначальствовать.
А "хочу сидеть в офисе, получать много и руководить" - это не от большого ума

Отмечено
редакцией

Анастасия Мичурина 29 июня 2014, 12:47, Изменено: 30 июня 2014, 09:34

Мощное производство и довольно сложное. Наша страна огромная, железнодорожное сообщение имеет большую протяжённость, поэтому вагоны будут востребованы для внутреннего пользования. Я уже не говорю о международном.

Евгения Иванова 29 июня 2014, 21:56

Спасибо автору, очень интересная и познавательная статья

Добавить комментарий

Новое на сайте