Спецпроект

Со служебного входа

На родине БМД. SmartNews побывал на заводе боевых машин

49
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Курганмашзавод собирает не только боевые платформы для пехоты и десанта, но и гражданские машины — от плавающих вездеходов спасателей до юрких машинок, которые чистят наши дворы и улицы. SmartNews посмотрел, как рождаются БМП, а заодно и на сборку более мирной продукции предприятия.

Четырехэтажный дом, украшенный российским триколором. Это — здание управления Курганмашзавода. Возле проходной на постаменте — БМП-2. Вся территория предприятия огорожена забором, оснащена охранными системами. Прохожих с улицы сюда не пускают.

Прежде чем попасть на завод, корреспонденту SmartNews пришлось направить свои данные в службу безопасности завода, пройти через КПП, оформить целую пачку документов. Иначе никак — режимный объект.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Основано предприятие в 1950 году. В 1954-м после перестройки производства завод перешел на выпуск военной продукции — гусеничных тягачей, которые использовались также при разведке и освоении нефтяных месторождений. Сегодня КМЗ производит не только военную технику, но и широкий ассортимент продукции гражданского назначения. В соответствии с решениями, принятыми Минобороны в целях унификации БМД-4 с БМП-3, в 2008 году на Курганмашзаводе были изготовлены опытные образцы модернизированной БМД-4 и проведены их испытания. Кроме того, на заводе проведены работы по модернизации многоцелевого бронетранспортера десанта БТР-МД. Ведется ОКР по созданию средней гусеничной платформы «Курганец-25» и машин на ее базе для сухопутных войск России.

Департамент стратегических коммуникаций «Тракторных заводов», SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Все это я узнала, пока мы колесили по проспектам и улочкам завода. Он очень похож на такой отдельный город в городе. А люди в нем напоминают муравьев. Контролеры, сварщики, резчики по металлу — все куда-то спешат. Движение автотранспорта здесь оживленное.

Особое внимание привлекают маленькие машинки — кары, на которых возят детали из одного цеха в другой. Грохот кузнечного молота, оглушительный гул работающего оборудования, специалисты торопливо режут железо, устанавливают опоры и вентили на платформы будущих машин — всё говорит о том, что рабочий день в разгаре.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Справка SmartNews

Курганский машиностроительный завод — один из лидеров ОПК России, единственное в стране предприятие по производству боевых машин пехоты (БМП), а также их военных и гражданских модификаций. Он входит в машиностроительно-индустриальную группу «Концерн “Тракторные заводы”». Группа — один из крупнейших интеграторов научно-технических и производственно-технических ресурсов в машиностроении в России.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

КМЗ, по словам сопровождающего специалиста предприятия, включает в себя несколько заводов. Слабо понимая, как такое вообще возможно, мы доверились хозяевам и отправились в путь.

Знакомимся с главным из них — заводом сварных конструкций. Первое, что бросается в глаза, — огромные площади и потолок на высоте крыши шестиэтажного дома. Вокруг оборудование и металлоконструкции, грохот и лязг металла, немного теряюсь. Хорошо, что меня уверенно ведет за собой главный инженер завода сварных конструкций Юрий Чепура.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Это обрабатывающий центр Anayak испанского производства, предназначенный для обработки крупногабаритных деталей. Сейчас на нем идет обработка опоки для предприятия концерна «Промтрактор-Промлит». На пульте управления отражается программный процесс — ход выполнения операций.

Юрий Чепура, главный инженер завода сварных конструкций, SmartNews

Проходим дальше, вот уже и закладочные стенды, в которых формируется геометрия корпуса боевых машин. Мы увидели основу будущей БМП-4 и пошагово разобрали, как, что, куда и в какой последовательности складывается. Зрелище захватывающее.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Борта, крыша, днище и огромное количество других составляющих необходимы, чтобы сварить корпус боевых машин. Это по силам только профессионалам. Посмотрите, как четко и слаженно работают наши сварщики.

Сергей Рухлов, начальник техотдела завода сварных конструкций, SmartNews

Сварщики действительно четко и даже с некоторым шиком приваривали толстые листы на броневой корпус. В следующем зале нам показали линию обработки скобы, а также гусеничный стенд. Кстати, далеко не все технические операции сборки БМП и БМД разрешено демонстрировать посторонним. Но всё, что возможно, SmartNews показали.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Гусеницы — массовая продукция. И использующееся для его производства оборудование рассчитано как раз на серийный выпуск.

Сергей Рухлов, начальник техотдела завода сварных конструкций, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Прислала
Наталья Гребнева

На высокой подставке лежит гусеница для плавающего вездехода ТМ-140 (база этой машины почти идентична с базой БМП. — Ред.), возле нее несколько рабочих. Они крепят резиновые детали — уширители, как пояснил сопровождающий. На вопрос, для чего это нужно, ответили: «Чтобы грунт не портить, и чтобы вездеход на болотистой местности не проваливался».

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

На механосборочном заводе также поражает масштаб: идешь по заводским пролетам — и кажется, что они бесконечные. В специальных контейнерах блестит новогодним серпантином металлическая стружка. Но наступать на эту «красоту» опасно, иначе можно порезать обувь и поранить ноги.

Единственным украшением огромного завода оказался информационный уголок: «Экран чистоты», стенд «Золотые кадры» с фотографиями заслуженных специалистов. И тут же притулился стеклянный стеллаж с подсветкой, где аккуратно расставлены горшочки с комнатными растениями.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Прислала
Наталья Гребнева

Самый большой агрегат, который корреспондент SmartNews увидел на механосборочном заводе КМЗ, пожалуй, напоминал размерами и видом космический корабль с иллюминатором.

Это обрабатывающий центр Mazak японского производства для обработки крупногабаритных деталей как для военной, так и для гражданской техники. Трансмиссия — сердце машины. В настоящее время центр обрабатывает крышку стартера.

Игорь Белобородов, замначальника цеха механосборочного завода, SmartNews

Миновав несколько дверей и коридоров, мы оказались в уютной центральной измерительной лаборатории, где корреспонденту SmartNews продемонстрировали в действии возможности координатно-измерительной машины Аccurа.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Я сейчас проверяю шлицевые калибры шестерни на трехкоординатной измерительной машине «Сигма-5».

Кристина Кленская, ведущий инженер по метрологии, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

После многочисленных переходов по цехам и участкам мы оказались на недавно модернизированном электроучастке сборочно-сдаточного производства. Ремонт в розовато-сиреневых тонах радует глаз. Коллектив на этом участке преимущественно состоит из девушек.

Увидев гостей с фотокамерой, девушки ни на минуту не оторвались от своих станков, но при этом дружно похихикали и держали осанку.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Здесь производится вся гамма кабельной продукции для техники, выпускаемой заводом. Делаем изделия и по заказам других предприятий «Тракторных заводов».

Владимир Якушев, мастер электроучастка сборочно-сдаточного производства, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Все электромонтажные столы оборудованы лампами, лупами и различным необходимым инструментом. Мы заглянули и на контрольную точку, где кабельную продукцию проверяют на аномалии соединений и пробои.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Мы изготовили кабельные узлы, они сматываются в жгут, раскладываются, подматываются. Жгут готов для отправки и установки на изделие.

Владимир Якушев, мастер электроучастка сборочно-сдаточного производства, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Позади два часа, которые пролетели просто неописуемо быстро. Рабочие начали собираться на обед, куда пригласили и корреспондента SmartNews. Но в плане нашей экскурсии было обозначено еще несколько объектов, не посетить которые мы просто не могли.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Прислала
Наталья Гребнева

Едва пройдя через КПП сборочно-сдаточного производства, мы увидели настоящие танки и, как ни странно, рядом — коммунально-строительные машины МКСМ-800. За этими маленькими (в сравнении с танком или БМП) желтыми подвижными машинками интересно наблюдать, когда они убирают снег на улицах города. Весь процесс сборки МКСМ на заводе показали поэтапно.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

На корпус устанавливаются бортовые редукторы, гидромотор. Затем топливный бак, электрооборудование. После обвязки двигателя на машину устанавливается кабина, монтируются колеса. Ряд заводских испытаний — завершающий этап перед сдачей изделия на отгрузку. Машина заезжает на осмотр, на мойку, красится, на нее клеятся трафареты, и она приходит на окончательную сдачу.

Алексей Савелов, сменный мастер цеха сборочно-сдаточного производства, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Другие машины, которые по заводской номенклатуре называют бронированными ремонтно-эвакуационными, уходят на гидроиспытания, то есть проходить проверку на воде. Это БРЭМ, они предназначены для эвакуации застрявших и поврежденных танков и другой тяжелой техники, в том числе из-под огня противника. Они обеспечивают необходимый ремонт и техническое обслуживание в полевых условиях, для чего на БРЭМ устанавливаются лебедки, сварочное оборудование, грузоподъемные устройства.

Завершилась наша экскурсия на участке гибких технологий. Лазерное оборудование фирмы TruLaser позволяет быстро и эффективно кроить металл, заготавливать необходимые детали сразу в большом количестве. Рабочие кроили толстые листы с четкостью и мастерством бывалой швеи, орудующей ножницами. Только быстрее. Заснять этот процесс на фото было весьма сложно, но все же удалось.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

Лазерный луч режет металл намного быстрее, чем срабатывает кнопка фотоаппарата. Можем детали любую форму придать.

Вячеслав Сергеев, наладчик лазерной установки, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Екатерина Черепанова/SmartNews

На улице сыро и прохладно, накрапывает дождь, до остановки путь был неблизок. Но об этом как-то не думается, ведь я сегодня увидела своими глазами, как создают боевые машины.

Видео

Видео: TractorPlants на youtube.com

Прислала
Валентина Клеменко

Реально целый город, такое чувство что у них там своя жизнь. На заводе без путеводителя и заблудиться можно.

Прислал
Андрей Мирошниченко

старший преподаватель МВВКУ

Хороший завод и люди здесь работают хорошие и грамотные, это я точно знаю, ребята вам огромный привет от Василича, я вас всех помню, удачи вам и хорошей работы. БРЭМ-Л на первом снимке для морпехов Индонезии.

Автор

Екатерина Черепанова

Над статьей работали

Михаил Виноградов, Наталья Гребнева, Валентина Клеменко, Андрей Мирошниченко

25 000 просмотров

3 декабря 2013
25 000 просмотров 10 000 просмотров

8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Антон Слепицин 2 декабря 2013, 09:19

нам рассказывали, что минус БМП - в сильной "отдаче" при подрыве. кто находится внутри, оказызается ранен или убит. именно отсюда пошла "мода" ездить на броне, как сейчас показывают во всех фильмах.
а вот БТР в этом плане намного выишрышнее. колесо может оторвать, а сама машина и люди внутри сильно не пострадают

Отмечено
редакцией

Валентина Клеменко 2 декабря 2013, 11:29, Изменено: 2 декабря 2013, 11:46

Реально целый город, такое чувство что у них там своя жизнь. На заводе без путеводителя и заблудиться можно.

Сергей Антонов 2 декабря 2013, 12:02

Отличная экскурсия, спасибо..сам не съезжу, хоть на фотографиях посмотрел. Всегда было интересно посмотреть как делают такие махины.

Максим Аверин 2 декабря 2013, 13:16

Побольше бы заводов такого масштаба работало. Это же настоящая гордость России.

Отмечено
редакцией

Андрей Мирошниченко 2 декабря 2013, 19:52, Изменено: 2 декабря 2013, 20:31

Хороший завод и люди здесь работают хорошие и грамотные, это я точно знаю, ребята вам огромный привет от Василича, я вас всех помню, удачи вам и хорошей работы. БРЭМ-Л на первом снимке для морпехов Индонезии.

Михаил Батищев 2 декабря 2013, 21:55

Все станки импортные,российская станкостроительная промышленность в глубокой коме.А вообще довольно примитивно.

Александр Алтынов 3 декабря 2013, 08:51, Изменено: 4 декабря 2013, 07:35

Известно, что любой импортный станок работает только на фирменных расходниках, иначе не включается. Плюс профилактика раз в полгода тоже по фирме, плюс обучение у них, плюс весь ЗИП их. С кем воевать собрались? Кому голову морочим?
Особенно умиляет самодельная переноска на раздолбанном стуле для подсветки технологических операций и сборщик на коленях - как символично. Кстати, показывали частных америк. коолекционеров бронетехники - они зажимают танк во вращающийся стапель (для ремонта или реставрации) и вертят им как хотят, и работаь удобно и на карачках стоять не надо

Денис Крупенин 3 декабря 2013, 10:42

Стандартное пост-советское производство, только станки - частично - новые. Средства индивидуальной защиты, разумное зонирование, форма, 5S в производстве и офисе - все неизвестные словосочетания... Курганмашзавод - покалечтесь в нашем хаосе!

Добавить комментарий

Новое на сайте