Спецпроект

Со служебного входа

Помощь с неба. Один день с врачом полярной санавиации

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Дмитрий Щипанов/SmartNews

Санитарная авиация в Ненецком округе — единственный способ обеспечить население огромного региона медицинской помощью. Там, куда не заберется ни один вездеход, вертолеты с медиками ежедневно спасают чьи-то жизни. Как и за чей счет существует крылатая скорая, разбирался SmartNews.

Вертолет натужно заскрипел, приподнялся в воздух на несколько сантиметров, бессильно плюхнулся назад и вернулся на парковку. С острова Колгуев пришла метеосводка: туман, метель, шторм. Лететь — самоубийство. Врач скорой помощи Наталья, светловолосая девушка, нервно барабанит по чемодану с надписью «Санавиация». На Колгуеве — роды с осложнениями, их нужно остановить и перевезти роженицу в Нарьян-Мар, где есть врачи и оборудование. Минута промедления может стоить жизни пациентам, но винтокрылая скорая зависит от погоды. На Севере, а тем более на островах Северного Ледовитого океана летную погоду считают подарком судьбы.

Фото: Дмитрий Щипанов/SmartNews

Наконец вылет разрешили. Старенький Ми-8 разворачивается над ожерельем огней Нарьян-Мара и уходит в темноту. Спасательный плот брезгливо запихивают в дальний угол салона. И пилоты, и медики прекрасно знают, что если «восьмерке» приспичит приводниться в ледяные океанские воды, не выплывет никто. А место на полу понадобится пациентам.

Случаи бывают совершенно разные. Вот у оленевода желудочное кровотечение на фоне злоупотребления, а так — бывают аппендициты, переломы, ножевые ранения. Патологии самые различные. В принципе, здесь достаточно на такое количество населения врача общей практики, фельдшера и акушера. Но узкого специалиста мы пригласить на работу не можем.

Санавиация летает не так часто, как городская скорая помощь. Как правило, в неделю совершается 3–4 вылета. Сейчас работу врачей привели в порядок — почти во всех поселках есть амбулатория или фельдшерский пункт, на месторождениях работают врачи. Поэтому ложных вызовов не бывает, и, если вертолет поднимается в воздух, дело действительно серьезное. Несложных больных отправляют в Нарьян-Мар ближайшим попутным рейсом.

Фото: Дмитрий Щипанов/SmartNews

За окном вертолета полная луна играет на волнах и айсбергах. Через полтора часа борт подходит к острову Колгуев. Начинается самая сложная часть полета — посадка. Вертолетная площадка здесь есть, но освещение к ней подвести то ли забыли, то ли не захотели. Берег совсем рядом, в случае промаха вертолет упадет в воду. Жители поселка, кто потрезвей, выстроились по периметру и указывают путь фарами снегоходов. На высоте нескольких метров снежный вихрь от винта превращает картинку за окном в ровную белую пелену. Кажется, что вертолет мчится сквозь пространство на бешеной скорости, но приборы говорят обратное. Спустя минуту обессиленная машина прижимается к земле, рев двигателей стихает, а командир переводит дух: 

— Сели. 

— Вслепую?

— Ну освещали же «Буранами».

— Этого достаточно для посадки?

— Особенность.

Фото: Дмитрий Щипанов/SmartNews

Санрейс опоздал. Роды состоялись. Фельдшер поселковой амбулатории позвала в помощь одну из местных жительниц, которая немного понимает в акушерстве, и все прошло благополучно, хотя по виду роженицы этого не сказать. Тем не менее женщину с ребенком сажают на снегоход и везут к вертолету.

«Она у нас немножко из социального риска, — поясняет фельдшер колгуевской амбулатории. — Беременность уже четвертая и роды, предположительно, четвертые. Если она будет в Нарьян-Маре, будет спокойнее».

Я как-то летала на остров Колгуев. Летели на Баренцевым морем туда и обратно на материк в нормальную погоду. Лететь было так страшно, что до сих пор иногда снится кошмар как я лечу над морем в вертолете. А тут люди летали 5 часов, принимали больного человека на борт. Я думаю, что таким людьми надо только восхищаться и говорить им спасибо за такую важную и нужную работу. Сама как-то вывозилась экстренно санрейсом.

Нефтяные промыслы, поселки Ненецкого округа, стойбища оленеводов… Вертолет иногда приходится сажать в тундру практически на ощупь, в метель или в полной темноте; пилоты на Крайнем Севере всегда считались элитой летного состава. Ограничений по погоде для санзаданий существенно меньше, чем для обычных рейсов.

Час работы «восьмерки» стоит около 100 тыс. рублей. За год — миллионы рублей налогоплательщиков только на топливо. Медики стараются экономить за счет логистики. Санрейсом отправляют выписавшихся больных, завозят медикаменты в деревни. Укомплектовывать вертолет, как правило, приходится за полчаса — время дорого. Но врачи справляются.

Фото: Дмитрий Щипанов/SmartNews

Не обходится и без конфликтов. В 2012 году срочная медицинская помощь потребовалась капитану судна «Искатель» в Баренцевом море, в районе Штокмановского месторождения. Спасательной операции позавидовал бы Голливуд: вертолет провел над морем больше пяти часов. В поисках судна спасатели прошли около тысячи километров. Зависнув над «Искателем», вертолет поднял пациента на борт на специальном подъемнике прямо с палубы качающегося на морских волнах судна. Операция завершилась благополучно, больного доставили в Ненецкую окружную больницу.

Проблемы начались по возвращении. Командира воздушного судна Сергея Карамзина оштрафовали на 30 тыс. рублей пограничники — за незаконное пересечение госграницы РФ. КВС свою вину не признает, ссылаясь на действующее законодательство.

В постановлении управления сказано, что район Штокмановского месторождения находится за 12-мильной зоной, о пересечении которой командир воздушного судна обязан докладывать в соответствующие органы, то есть, при следовании в указанный район вертолет пересек линию государственной границы РФ. Но почему-то не были приняты во внимание смягчающие, а также исключающие вину обстоятельства. Ведь санрейс выполнялся по заявке Ненецкой окружной больницы для оказания срочной медицинской помощи и спасения жизни человека — гражданина Российской Федерации.

Фото: Дмитрий Щипанов/SmartNews

За бумажками не видим героя и спасенную человеческую жизнь! Надеюсь, достойная награда найдет своего героя!

Кроме того, закон о государственной границе допускает ее пересечение для предотвращения ЧС и спасения жизни. Пограничники же настаивают, что КВС имел возможность проинформировать их о своем вылете. В итоге суд занял сторону пилота, а оспаривать это решение погрануправление не стало.

Видео

Как работает санавиация в Нарьян-Маре

Видео: Заполярный вестник

Вертолеты санавиации продолжают парить над самыми труднодоступными участками тундры, расходуя миллионы бюджетных рублей. Но деваться некуда — дороги в Ненецком автономном округе вряд ли построят в ближайшее время. Поэтому крылатая скорая еще долго будет гарантом медпомощи для обитателей самых дальних уголков России.

Прислал
Олег Алиев

Иногда бюрократия доходит до абсурда. Люди спасают жизни, а им какое-то нарушение границы приписывают.

Автор

Михаил Широков

Над статьей работали

Олег Алиев, Ксения Гагай

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Сергей Антонов 19 ноября 2013, 13:55

Читаю как будто о другом мире. А что делать, если ситуация серьёзная, помощь нужна без промедления, а погода нелётная?

Дмитрий Игнатьев 19 ноября 2013, 15:03

Вот это врачи, действительно рискуют своей жизнью ради пациентов. Огромное им спасибо и почаще хорошей погоды.

Отмечено
редакцией

Олег Алиев 19 ноября 2013, 16:57, Изменено: 19 ноября 2013, 17:13

Иногда бюрократия доходит до абсурда. Люди спасают жизни, а им какое-то нарушение границы приписывают.

Михаил Романов 5 декабря 2013, 15:24

А перед вылетом в Нарьян-Маре пограничники не могли штамп поставить?

Михаил Романов 5 декабря 2013, 15:26

Мне сейчас придется организовывать мед.эвак с платформы МЛСП. Там тоже закр. зона. Поэтому интересуюсь наличием пограничников в Нарьян-Маре

Добавить комментарий

Новое на сайте